Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Кузнецова Е. И., Плахотника Н. Е.,
от уполномоченного органа - Мурзина А. Н.,
от ООО "Фабрика идей" - Борисовой В. Е.,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Фабрика идей" на действия заказчика - Министерство туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004721000246 "Услуги по организации и проведению серии событийных фестивалей на территории региона Кавказские Минеральные Воды для обеспечения государственных нужд Ставропольского края".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, выслушав сторону, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", в том числе могут быть: качество товаров (качество работ, качество услуг); функциональные, потребительские свойства товара; соответствие экологическим нормам.
В силу пункта 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки.
Таким образом, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать, в том числе предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям, а также зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критериям.
Заказчиком в Разделе 7 Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
Коэффициент значимости критерия: 0,3:
"Предложение участника закупки в отношении описания объекта закупки, отражающее способность участника закупки выполнить задание. Оценка производится на основании предложения участника закупки. Предметом оценки является содержание предложения участника закупки по степени детализации и проработанности оказываемой услуги, в соответствии с требованиями Приложения 1 "Наименование и описание объекта закупки" к документации об открытом конкурсе в электронной форме. Предложение представляется в форме пояснительной записки с детализацией и в виде информационных (демонстрационных) и (или) иных материалов - описывающих разработанный проект оказываемой услуги (проекты, планы, сценарии программ, зарисовки рекламных буклетов, шрифты, уникальные тексты отражающие суть мероприятия), неудовлетворительная степень детализации и проработки предложения или предложения не представлены - 0, баллов удовлетворительная степень детализации и проработки предложения - 40 баллов, хорошая степень детализации и проработки предложения - 80 баллов, Отличная степень детализации и проработки предложения, рациональна и применима для Заказчика - 100 баллов.".
При этом, не представляется возможным определить, что имеет ввиду Заказчик под удовлетворительной, хорошей и отличной степенью детализации и проработки предложения. Установленные подобным образом критерии являются не корректными, субъективными и не позволяют выявить лучшее предложение.
В целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок.
Отсутствие сведений относительно того, что конкретно понимается под удовлетворительной, хорошей и отличной степенью детализации и проработки предложения, а так же детализированного порядка оценки информации, содержащейся в заявке на участие в открытом конкурсе, не позволяет участникам закупки корректно сформировать свои предложения.
2. В соответствии с Разделом 7 Конкурсной документации заказчика установлен следующий порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня":
Коэффициент значимости критерия: 0,1.:
"Опыт успешного выполнения оказанию услуг сопоставимого характера и объёма. Оцениваемый показатель: количество контрактов (договоров) заключенных и исполненных в соответствии с 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на оказание услуг сопоставимого характера и объёма с ценой каждого контракта составляющей не менее 38% от НМЦК указанной в п. 2.6 настоящей документации за период с 2019 года по 2020 год(включительно). Успешной признается оказание услуг по соответствующему контракту (договору), по которому участником закупки документально подтверждён факт надлежащего исполнения своих обязательств, отсутствуют факты взыскания неустойки (штрафа, пени). Подтверждается копиями исполненных (без применения штрафных санкций, неустоек) контрактов (договоров) и актов выполненных работ/оказанных услуг за указанный период. Не имеется контрактов - 0 баллов, 1 контракт- 10 баллов, 2 контракта- 20 баллов, 3 контракта - 50 баллов, 4 контракта - 70 баллов, от 5 и более контрактов - 100 баллов."
Установление критериев подобным образом свидетельствует об отсутствии пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений, что не позволяет объективно сопоставить предложения участников Конкурса и выявить лучшее исполнения контракта.
Кроме того, закупка объявлена на услуги по организации и проведению серии событийных фестивалей на территории региона Кавказские Минеральные Воды для обеспечения государственных нужд Ставропольского края. То есть за сопоставимый характер можно принять организацию культурно-массовых мероприятий, культурно-досуговых или праздничных мероприятий или организацию только фестивалей, или только событийных мероприятий.
Заказчиком конкретизации того, что является услугами сопоставимого характера и объёма в конкурсной документации не установлено.
Также из данного критерия следует, что к оценке принимаются контракты исключительно за 2019-2020 г с ценой каждого контракта не менее 38% от НМЦК.
Согласно ст. 8 Закона N 44-ФЗ:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Так, требование в отношении срока заключения контрактов/договоров исключительно в период 2019-2020 г не соответствует действующему законодательству, так как не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, поскольку наличие у участников контрактов, заключенных ранее 2019 г., не отрицает факт наличия у такого участника опыта по исполнению работ сопоставимого характера.
Кроме того, с 25.03.2020 г. на территории Российской Федерации был введен ряд ограничительных мер в связи с новой короновирусной инфекцией, в связи с чем, проведение любых массовых мероприятий было отменено.
Таким образом, указанное требование существенно ограничивает потенциальный круг участников, так как заведомо дает преимущество хозяйствующим субъектам, которые имеют опыт выполнения указанных работ за 2019-2020 г., что нарушает требования ст. 8 Закона N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок в действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 54.3, ст. 32, ст.8 Закона N 44-ФЗ, постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалоба ООО "Фабрика идей" на действия заказчика - Министерство туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004721000246 "Услуги по организации и проведению серии событийных фестивалей на территории региона Кавказские Минеральные Воды для обеспечения государственных нужд Ставропольского края" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Министерства туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам, нарушившим требования ч.1,3 ст.33, ст. 8 Закона N 44-ФЗ, ч.3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ, в связи с ранее выданным предписанием по делу N 026/06/64-882/2021, обязательное для исполнения предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
А. М. Резцова
Члены комиссии
Е. В. Вишневская
И. Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 апреля 2021 г. N 026/06/54.3-907/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2021