Резолютивная часть решения оглашена 22.04.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии
членов Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Медстайл" на положения документации при проведении электронного аукциона на закупку медицинского изделия - Система эндоскопической визуализации (эндоскопическая система (видео-, фибро- или регидная), включающая: осветитель, инсуффлятор, электроотсасыватель, тележка (стойка), течеискатель), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для нужд ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" в 2021 году (N закупки 0128200000121002582) в присутствии:
представителя заказчика - ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница":;
представителя заявителя - ООО "Медстайл": (протокол от 27.06.2019 N 4).
Уполномоченный орган, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствии его законного представителя.
21.04.2021 г. в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 22.04.2021 г.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-404/2021 Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Медстайл" (далее - заявитель, общество) на положения документации при проведении электронного аукциона на закупку медицинского изделия - Система эндоскопической визуализации (эндоскопическая система (видео-, фибро- или регидная), включающая: осветитель, инсуффлятор, электроотсасыватель, тележка (стойка), течеискатель), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для нужд ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" в 2021 году (N закупки 0128200000121002582).
Представитель заявителя полагает, что документации содержит положения, нарушающие положения п.1 п.1 статьи 33 ФЗ N44, описание объекта закупки, содержит торговые наименования, а так же составлено таким образом, что ограничивает количество участников закупки.
1. В пункте 5.4.7 прописано требование: Ксеноновая лампа (Модель: OL-X30 (картридж лампы), Вт. Модель: OL-X30 - является торговым наименованием используемым фирмой Pentax.
2. В пункте 5.9.2 прописано условие: "Полная совместимость с эндоскопами Pentax", что так же является указанием на товарный знак.
3. Кроме того, совокупности требований технического задания по позициям Видеопроцессор, течеискатель, соответствует единственному производителю, фирме Pentax.
Учитывая изложенное, представитель общества считает, что заказчик нарушил требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок в части ограничения количества участников закупки, в связи с чем представитель общества просит провести внеплановую проверку размещения данного заказа и выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель заказчика с доводами жалобы заявителя не согласился и отметил следующее.
Установление требований к закупаемому товару - прерогатива Заказчика. Заказчик вправе установить требования к поставляемым товарам таким образом, чтобы они в полной мере соответствовали его потребностям.
Документация об аукционе не содержит прямого указания на фирму производителя, а равно на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования места происхождения товара, которые могли бы прямо или косвенно повлечь за собой ограничение количества участников размещения заказа.
1. В п.5.4.7 не указано торговое наименование необходимой заказчику ксеноновой лампа (Модель: OL-X30 (картридж лампы), Вт. В данном пункте указано требование к необходимой характеристике лампы - не менее 150 Вт.
Описание лампы не является количественной или качественной характеристикой, оцениваемой заказчиком при рассмотрении заявки на участие.
2. В п.5.9.2 указана требуемая техническая характеристика к позиции Течеискатель с манометром.
Указание и наличие данной характеристики не означает, что необходимый заказчику Течеискатель в рамках данной закупки должен быть торговой марки Pentax. Однако заказчику необходимо обеспечить совместимость закупаемого оборудования с эндоскопом марки Pentax, о чем и указано в данном пункте.
Также представитель заказчика, отметил, что не ограничивал число участников и в силу изложенного просил в удовлетворении жалобы заявителя отказать.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
07.04.2021 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0128200000121002582 и документация об электронном аукционе на закупку медицинского изделия - Система эндоскопической визуализации (эндоскопическая система (видео-, фибро- или регидная), включающая: осветитель, инсуффлятор, электроотсасыватель, тележка (стойка), течеискатель), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для нужд ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" в 2021 году.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 310 800,00 рублей.
1. На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчиком в пункте 5.4.7 Таблицы N 1 Приложения N 2 к информационной карте установлено требование к наименованию параметра - "Ксеноновая лампа (Модель: OL-X30 (картридж лампы), Вт".
Проанализировав документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, а также с учетом анализа открытых источников сети Интернет контрольный орган в сфере закупок установил, что модель: OL-X30 является указанием на торговое наименование используемое фирмой Pentax, что является незаконным в силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Следовательно, довод заявителя находит свое подтверждение.
2. В позиции 5.9.2 Таблицы N 1 Приложения N 2 к информационной карте заказчиком установлено требование к наименованию параметра - "Течеискатель с манометром" со следующим требованием - "Полная совместимость с эндоскопами Pentax".
Проанализировав требования аукционной документации, Комиссия Владимирского УФАС пришла к выводу о том, что предметом аукциона является - закупка системы эндоскопической визуализации (эндоскопическая система (видео-, фибро- или регидная), включающей: осветитель, инсуффлятор, электроотсасыватель, тележка (стойка), течеискатель), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
В нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком незаконно установлено требование о совместимости Течеискателя с манометром с эндоскопами Pentax, тем самым указывая на торговую марку.
В силу изложенного, довод заявителя признается обоснованны.
3. На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе в сфере закупок государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В постановлении Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 года N 11017/10 указано: "Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе".
На основании анализа указанных норм, а также проанализировав документацию и оценив доводы заявителя и пояснения заказчика, Комиссия установила, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, детализируя в необходимой степени предмет закупок, то есть при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него.
В связи с выше установленным, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу, что при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, работы, услуги в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает заказчика устанавливать требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
На основании части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о том, что совокупности требований технического задания по позициям видеопроцессор, течеискатель, соответствует единственному производителю - фирме Pentax заявителем в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, Комиссия признает указанный довод необоснованным, ввиду недоказанности.
Оценив материалы дела, Комиссия Владимирского УФАС России усматривает в действиях заказчика нарушение требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Указанные нарушения заказчика содержат признаки правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медстайл" на положения документации при проведении электронного аукциона на закупку медицинского изделия - Система эндоскопической визуализации (эндоскопическая система (видео-, фибро- или регидная), включающая: осветитель, инсуффлятор, электроотсасыватель, тележка (стойка), течеискатель), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для нужд ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" в 2021 году (N закупки 0128200000121002582)частично обоснованной в части незаконного указания на торговое наименование по пунктам 5.4.7, 5.9.2 Таблицы N 1 Приложения N 2 к информационной карте.
2. Признать заказчика - ГБУЗ ВО "Ковровская районная больница" нарушившим требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 22 апреля 2021 г. N 033/06/33-404/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2021