Резолютивная часть объявлена 16.04.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 21.04.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
- Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
- Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
- О.И. Филатов - государственный инспектор отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
при участии представителей:
- заявителя ООО "Вержение": М.В. Малого (по доверенности), Н.Н. Рудь (по доверенности);
- заказчиков согласно извещению о проведении совместного аукциона в электронной форме N 0335200014921000907: Г.П. Санжиевой (по доверенности);
уполномоченного учреждения - государственного казённого учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов": А.А. Писочнюк (по доверенности), А.В. Лигостаева (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи жалобу (вх. N 2533 от 12.04.2021) ООО "Вержение" (далее - Заявитель) на действия заказчиков согласно извещению о проведении совместного аукциона в электронной форме N 0335200014921000907 (далее - Аукцион) при проведении Аукциона, предметом которого является поставка комплектов компьютерного оборудования для оснащения образовательных организаций Калининградской области в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2021 году, и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 12.04.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков согласно извещению о проведении совместного аукциона в электронной форме N 0335200014921000907 при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, Аукционная документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
ООО "Вержение" является производителем интерактивных комплексов с вычислительным блоком и мобильным креплением под торговой маркой JeminiCo, однако донной организацией не производятся и не закупаются на перепродажу МФУ, ноутбуки и сервера, по мнению Заявителя, это оборудование относится к классическому компьютерному, а не к специализированному оборудованию, такому как интерактивные комплексы.
Заказчикам требуется в общей сложности поставить более одной тысячи ноутбуков менее чем за два месяца, Заявитель считает, что такое количество портативных компьютеров в свободной продаже на территории РФ отсутствует.
Заказчиками даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчики не согласны с доводами жалобы Заявителя и представили письменные пояснения о ниже следующем.
Перечень закупаемого оборудования сформирован исходя из Примерного перечня оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды, утвержденного распоряжением Министерства Просвещения от 14.01.2021 N Р-15 "Об утверждении методических рекомендаций по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания в рамках государственной поддержки образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (далее - Распоряжение).
На основании части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Всеми Заказчиками в рамках Аукциона закупаются многофункциональное оборудование (МФУ), ноутбук, сервер и интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением. Указанное оборудование сформировано как один комплект компьютерного оборудования в связи со следующим:
1) наличия необходимости функциональной и технической связанности оборудования, поскольку оборудование является основой для формирования и обеспечения функционирования информационно-коммуникационной образовательной платформы в образовательных организациях. Сервер обеспечивает кэширования (хранения) в локальной вычислительной сети образовательной организации документов и методических разработок учителей для использования в образовательной деятельности, а также управление видеопотоками при трансляции образовательного процесса в сеть "Интернет", интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением - интерактивное взаимодействие и удаленное управление рабочими столами обучающихся, ноутбук используется как основное средство обучения обучающимися в образовательно процессе, многофункциональное устройство (МФУ) необходим для печати, копирования или сканирования материала для образовательной деятельности.
2) комплект компьютерного оборудования состоит из наименования и количества оборудования, которым в обязательном порядке должны быть оснащены образовательные организации на основании инфраструктурного листа, утвержденного Министерством Просвещения РФ.
Объектом настоящей закупки является поставка товара, а не его производство. В соответствии с действующим законодательством о закупках участниками закупок могут выступать любые юридические или физические лица, а также индивидуальные предприниматели, имеющие возможность поставить товар, отвечающий требованиям документации об Аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика. Действующим законодательством либо документацией об Аукционе на поставку комплектов компьютерного оборудования не налагаются ограничения на поставку товаров лицами, не являющимися производителями.
На основании вышеизложенного, Заказчики считают свои действия законными, а жалобу Заявителя необоснованной.
Уполномоченным учреждением даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Уполномоченное учреждение не согласно с доводами жалобы Заявителя, считает, что Заказчиками при формировании Аукционной документации соблюдены положения Закона о контрактной системе, поддерживает позицию Заказчиков.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
30.03.2021 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении совместного электронного аукциона N 0335200014921000907 и Аукционная документация с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 189 515 165,00 рублей.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к объекту закупки.
По смыслу пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о закупках, если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о закупках и направлены на определение потребностей заказчика, они могут быть признаны не нарушающими законодательство. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников торгов.
Объектом закупки является поставка комплектов компьютерного оборудования для оснащения образовательных организаций Калининградской области в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2021 году.
В соответствии с пунктом 25 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" Аукционной документации описание объекта закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) указаны в разделе 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" (далее - Техническое задание) и разделе 4 "Проект контракта" Аукционной документации
Согласно Техническому заданию к поставке требуется 70 комплектов компьютерного оборудования, один комплект которого состоит из:
Наименование |
Единица измерения |
Количество |
многофункционального устройства (МФУ) |
Шт. |
1 |
ноутбука |
Шт. |
17 |
сервера |
Шт. |
1 |
интерактивного комплекса с вычислительным блоком и мобильным креплением |
Комплект |
3 |
Представитель Заказчиков согласно извещению о проведении совместного аукциона в электронной форме N 0335200014921000907 пояснил, что Заказчиками в рамках Аукциона закупаются многофункциональное оборудование (МФУ), ноутбук, сервер и интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением. Указанное оборудование сформировано как один комплект компьютерного оборудования в связи со следующим:
1) наличия необходимости функциональной и технической связанности оборудования, поскольку оборудование является основой для формирования и обеспечения функционирования информационно-коммуникационной образовательной платформы в образовательных организациях. Сервер обеспечивает кэширования (хранения) в локальной вычислительной сети образовательной организации документов и методических разработок учителей для использования в образовательной деятельности, а также управление видеопотоками при трансляции образовательного процесса в сеть "Интернет", интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением - интерактивное взаимодействие и удаленное управление рабочими столами обучающихся, ноутбук используется как основное средство обучения обучающимися в образовательно процессе, многофункциональное устройство (МФУ) необходим для печати, копирования или сканирования материала для образовательной деятельности.
2) комплект компьютерного оборудования состоит из наименования и количества оборудования, которым в обязательном порядке должны быть оснащены образовательные организации на основании инфраструктурного листа, утвержденного Министерством Просвещения РФ.
Согласно позиции Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям и потребностям Заказчика.
В этой связи при составлении описания объекта закупки Заказчики руководствовались спецификой учебного процесса, используемых технологий в данном процессе и, соответственно, особенностями закупаемых товаров и их применения.
Предметом закупки является поставка товаров, а не их производство.
Все товары, являющиеся предметом закупки и отвечающие всем указанным требованиям, представлены на рынке разными производителями, находятся в свободной продаже на территории всей Российской Федерации. Поставщиком может выступить любое лицо, отвечающее требованиям закупки и действующего законодательства, готовое поставить товары, отвечающие требованиям документации об Аукционе и удовлетворяющие потребности Заказчиков.
Необходимо отметить, что частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что при описании закупаемых товаров, Заказчиками не ограничен круг потенциальных поставщиков. Довод жалобы Заявителя является необоснованным.
На участие в Аукционе подано три заявки, ценовые предложения были поданы двумя участниками Аукциона, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 20 %.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос заместителя председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Вержение" необоснованной.
Заместитель председателя Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
Ю.А. Зацепина
О.И. Филатов |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 21 апреля 2021 г. N 039/06/33-384/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2021