Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "МД-Консалтинг" (вх.N 006091 от 12.04.2021) (далее - Заявитель) на действия ПМУП "Полигон" при проведении электронного аукциона на Выполнение работ по промывке (прочистке) сетей ливневой канализации (изв. N 0556300006321000005) (далее - Аукцион, Закупка),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), нарушены действиями Заказчика.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 13.04.2021 N 004357-21) рассмотрение жалобы было назначено на 15.04.2021 в 14:30 ч.
В заседании Комиссии был объявлен перерыв до 19.04.2021 с целью представления Заказчиком дополнительных документов, обосновывающих позицию. После перерыва рассмотрение жалобы продолжено Комиссией в прежнем составе в отсутствии представителей сторон. Резолютивная часть решения оглашена 19.04.2021.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0556300006321000005 ПМУП "Полигон" (далее - Заказчик) проводится аукцион в электронной форме на выполнение работ по промывке (прочистке) сетей ливневой канализации.
В соответствии с извещением и документацией о проведении аукциона в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.03.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - аукцион в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 900 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 12.04.2021 г.
Заявитель жалобы считает, что заказчиком, неправомерно установлено требование к участникам конкурса о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В силу п.п. 1-3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2, 3 раздела 5 информационной карты аукционной документации, объектом закупки является выполнение работ по промывке (прочистке) сетей ливневой канализации. Подробное описание объекта закупки указано в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта"
Исходя из содержания проекта контракта, возникающие контрактные отношения по рассматриваемой закупке сформулированы Заказчиком как оказание услуг.
В силу ст. 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Поскольку конкурсной документацией и проектом контракта не предусмотрено каких-либо условий о привлечении соисполнителей, Комиссия делает вывод, что Заказчиком не разрешается привлечение соисполнителей к оказанию услуг по контракту.
В Приложении 2 "Техническое задание" (пункт 3) указан состав работ. Так, работы по промывке (прочистке) сетей ливневой канализации включают в себя:
1. телевизионное инспекционное обследование сетей канализации с целью определения места засорения и регистрацией технического состояния сети;
2. чистка от загрязнений и отложений колодцев и лотков колодцев;
3. гидродинамическая промывка (прочистка) засоренного участка сети ливневой канализации с постепенным вымыванием отложений (песка, ила, грязи, корней деревьев, камней, бетона, бытового мусора и т.п.) и перемещением отходов к канализационным колодцам, из которых они впоследствии удаляются илососными машинами;
4. сбор и транспортирование изъятых отходов производства (мусор, иловые отложения и .т.д.), образуемых при промывке (прочистке) сетей ливневой канализации транспортными средствами до объекта размещения отходов;
5. телевизионное инспекционное обследование сети после промывки (прочистки).
Действующее законодательство не устанавливает требования о наличии лицензии при выполнении работ (оказании услуг) по указанным в пунктах 1-3, 5 состава работ.
Исходя из анализа пункта 4 состава работ "сбор и транспортирование изъятых отходов производства (мусор, иловые отложения и .т.д.), образуемых при промывке (прочистке) сетей ливневой канализации транспортными средствами до объекта размещения отходов", Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":
сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Исходя из пояснений Заказчика и анализа технического задания, исполнителю по контракту, в процессе оказания услуг, не требуется осуществлять обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов, поскольку указанные работы осуществляются Заказчиком, в ведении которого находится полигон ТБО, самостоятельно, для чего Заказчик обладает необходимыми лицензиями.
Таким образом, понятие "сбор отходов" в понимании технического задания не тождественно понятию, данному в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ, в том числе, по составу выполняемых работ. Следовательно, исполнитель не должен обладать лицензией на право осуществления деятельности по сбору отходов.
Согласно подп. 4 п. 2 раздела 8 информационной карты документации, в составе второй части заявки на участие в аукционе необходимо представить: Действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, полученной в соответствии с требованиями пункта 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ: - транспортирование отходов IV класса опасности. Приложение к лицензии, должно подтверждать право Подрядчика на выполнение работ по транспортированию следующих конкретных видов отходов*: 7 21 000 01 714 Мусор с защитных решеток дождевой (ливневой) канализации; 7 29 010 11 394 Осадок механической очистки смеси ливневых и производственных сточных вод, не содержащих специфические загрязнители, малоопасный. *В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов".
Исходя из анализа технического задания, в состав работ по контракту включены работы по транспортированию отходов IV класса опасности, для выполнения которых исполнителю необходимо обладать соответствующей лицензией, в силу норм действующего законодательства.
Заказчик, в силу действующего законодательства, обладает свободой в определении объекта закупки, составляющего его нужду, с учетом требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия не полномочна проверять обоснованность квалификации отходов, изъятых из сетей ливневой канализации, как отходов IV класса опасности - указанное относится к компетенции Заказчика.
Комиссия также отмечает, что конкретизация видов отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22.05.2017 N 242), указание на которые должно содержаться в приложении к требуемой лицензии, также не противоречит действующему законодательству и направлено на обеспечение оказания Заказчику услуг исполнителем, соответствующим нормам законодательства, регулирующим данную отрасль, и обладающим специальной правоспособностью к оказанию таких услуг.
Между тем, Комиссией был сделан дополнительный запрос Заказчику о конкретизации соотношения лицензируемых и не лицензируемых видов работ по контракту.
Заказчиком (исх. N 288 от 16.04.2021) был дан ответ, что работы по сбору и транспортированию изъятых отходов производства (мусор, иловые отложения и т.д.), образуемых при промывке (прочистке) сетей ливневой канализации транспортными средствами до объекта размещения отходов, составляет лишь 48,57 % трудозатрат от общего количества трудозатрат по контракту.
При этом, в предоставленной Заказчиком информации не разделены работы по сбору отходов (для которых лицензия не требуется) и работы по их транспортированию (лицензируемый вид деятельности). Из чего необходимо сделать вывод, что лицензируемые виды работ, которые необходимо выполнить по контракту, составляет менее 48,57 % от общего объема работ.
Также заказчиком не обоснована технологическая взаимозависимость услуг по транспортированию отходов с остальными работами по контракту и невозможность привлечения соисполнителя к выполнению указанных работ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление требования о наличии отдельного вида лицензии на право осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности только лишь в виду того, что в состав работ включены данные работы, в совокупности составляющие менее 40% от общего объема работ, может привести к ограничению конкуренции, выражающемся в сокращении числа участников конкурса, обладающих правоспособностью к оказанию основного объема услуг, предусмотренных техническим заданием, равно как и отсутствие в проекте контракта соответствующей возможности привлечения соисполнителя к оказанию услуг, нарушает п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы Заявителя в части доводов об установлении Заказчиком требования о наличии лицензии, подтверждающей право выполнения работ, не являющихся самостоятельным объектом закупки. В остальной части доводы жалобы Заявителя признаются Комиссией необоснованными.
Руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" (вх.N 006091 от 12.04.2021) на действия ПМУП "Полигон" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по промывке (прочистке) сетей ливневой канализации (изв. N 0556300006321000005) обоснованной, в части довода об установлении Заказчиком требования о наличии лицензии, подтверждающей право выполнения работ, не являющихся самостоятельным объектом закупки;
2. Признать в действиях ПМУП "Полигон" нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе;
3. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Комиссии по осуществлению централизованных закупок N 4, Заказчику, Оператору электронной площадки;
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении ПМУП "Полигон" и должностных лиц к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 апреля 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2021