Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
Членов комиссии:
В присутствии:
При участии посредством ВКС:
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя,
У С Т А Н О В И Л А:
14.04.2021 года в Кировское УФАС России поступила жалоба ИП Соловьева И.И. на действия Заказчика - министерство имущественных отношений Кировской области при проведении электронного аукциона на поставку компьютерных комплектующих (извещение 0340200003321003636).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании аукционной документации:
- в Техническом задании Заказчиком установлены излишние требования к характеристике "максимальная частота обновления (смена кадров)", поскольку частоты 60 Гц хватит для стандартного использования компьютера, работы и просмотра видео;
- характеристика "динамическая контрастность" является излишней, т.к. для офисной работы нет пользы от больших величин динамической контрастности;
- характеристики "ресурс элементов питания клавиатуры" и "ресурс элементов питания мыши" являются излишними, значение которых должны быть не менее 12 месяцев не обосновано логикой и может требоваться только лишь при не возможности приобретения элементов питания в течении двух лет или года, соответственно.
Просит обязать Заказчика внести соответствующие изменения в техническую часть аукционной документации и провести электронный аукцион с внесенными изменениям в технической части, а именно: уменьшить показатель "максимальная частота обновления (смена кадров)", с 75 Гц до 60 Гц; убрать показатель "динамическая контрастность"; убрать показатель "ресурс элементов питания клавиатуры" и "ресурс элементов питания мыши".
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе, Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 20.04.2021 года.
Заказчик направил письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы, указывает, что Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Кроме того, у Заказчика отсутствует обязанность установления в документации условий закупки, которые удовлетворяли бы абсолютно всех возможных участников.
Характеристики "ресурс элементов питания клавиатуры" и "ресурс элементов питания мыши" не содержит излишних требований, двусмысленных толкований, противоречий, недостоверных и несуществующих характеристик, так как данные характеристики указаны у производителей товара.
Характеристика "частота монитора желательна больше или равно 75 Гц" обусловлена необходимостью оптимального оборудования рабочего места.
Кроме того, Заказчик использовал КТРУ при описании объекта закупки, что также указывает на правомерность установленных требований.
Считает жалобу необоснованной.
Уполномоченное учреждение, пояснило, что требования, являющиеся ключевыми для Заказчика, не могут удовлетворять всех возможных участников аукциона. Включение в документацию показателей, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.
Заслушав пояснения Заявителя, Заказчика, Уполномоченного учреждения, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
06.04.2021 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003321003636 о проведении электронного аукциона на поставку компьютерных комплектующих. Начальная (максимальная) цена контракта - 65 728,02 руб. Дата и время окончания подачи заявок - 14.04.2021 г.
Согласно Технической части (Аукционного задания) требуется товар, в том числе со следующими характеристиками:
N п/п |
Наименование товара, единицы измерения, количество, код ОКПД 2, код позиции каталога товаров работ, услуг (при наличии) |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара значения которых не подлежат изменению участником закупки <*> |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения), значения которых подлежат конкретизации участником закупки |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара, которые подлежат конкретизации участником закупки <**> |
Требования заказчика к указанию значения характеристики товара участником закупки <***> |
1. |
Монитор. Штука, 6 Код 26.20.17.110 КТРУ: 26.20.17.110-00000011 |
Тип матрицы - IPS. Разрешение экрана - 1920х1080. Наличие USB-концентратора - нет. Формат изображения - 16:9. Наличие вэб-камеры - нет. Наличие сенсорного экрана - нет. Интерфейс подключения - HDMI, VGA. Изогнутый экран - нет. |
|
|
|
Максимальная частота обновления (смена кадров), Гц |
больше или равно 75 |
Конкретное значение |
|||
Динамическая контрастность |
больше или равно 40 000 000:1. |
Конкретное значение |
|||
2. |
Беспроводной комплект клавиатура и мышь. Комплект, 6 Код 26.20.16.190 |
Тип оборудования: комплект клавиатура и мышь Тип клавиатуры: беспроводная Тип мыши: беспроводная Общий USB ресивер: да Тип клавиатуры: полноразмерная Цифровой блок клавиатуры: да Переключение разрешения сенсора мыши: нет Количество кнопок мыши: 3 Основной цвет комплекта - черный |
Ресурс элементов питания клавиатуры, месяц |
не менее 24 |
Конкретное значение |
|
|
|
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. При наличии у заказчика объективной потребности в получении определенного товара вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения заказа не приходится.
В рассматриваемой ситуации Заявителем не доказано отсутствие у заказчика соответствующей потребности.
Таким образом, заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
Также заявителем не представлены документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов, а также невозможность заявителя поставить товар, предусмотренный Аукционным заданием.
В Аукционном задании отсутствует указание в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товар.
Указанная выше позиция подтверждается судебной практикой (дело N А28-13750/2019).
Кроме того, согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции наименование товара, работы, услуги.
Согласно примечанию к Технической части (Аукционное задание) дополнительные требования и характеристики применены Заказчиком, в связи с технической необходимостью и отсутствием иного способа описать объект закупки.
Согласно Технической части (Аукционное задание) к поставке по позиции N 1 требуется товар: Монитор. шт, 6, код 26.20.17.110 с кодом КТРУ: 26.20.17.110-00000011 "монитор, подключаемый к компьютеру" в описание объекта товара включены, в том числе следующие характеристики: динамическая контрастность (характеристика не является обязательной для применения) с указанием значения характеристики, в том числе 40 000 000:1; максимальная частота обновления (смена кадров) (характеристика не является обязательной для применения) с указанием значения характеристики, в том числе
75.
Таким образом, Заказчик при описании объекта закупки по спорным позициям руководствовался потребностью, а также характеристиками, установленными в КТРУ.
По позиции N 2 Технической части (Аукционное задание) к поставке требуется беспроводной комплект клавиатура и мышь, комплект, 6, код 26.20.16.190. При этом Заказчиком не определен код КТРУ, следовательно, Заказчик вправе описать объект закупки с учетом потребности.
Таким образом, документация электронного аукциона в части описания объекта закупки составлена Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ИП Соловьева И.И. на действия Заказчика - министерство имущественных отношений Кировской области при проведении электронного аукциона на поставку компьютерных комплектующих (извещение 0340200003321003636).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 20 апреля 2021 г. N 043/06/33-306/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2021