Инспекция Дагестанского УФАС России по осуществлению внеплановой проверки (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Инспекции:
Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
в отсутствии представителей сторон (извещены),
УСТАНОВИЛА:
На основании получения информации о признаках нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (жалобы ООО "НАРТ" вх. от 08.04.2021 г.), в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Приказом Дагестанского УФАС России N 33 от "16" апреля 2021 г. Инспекцией проведена внеплановая камеральная проверка в отношении МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкала" (далее - Заказчик) и МКУ "ГОРЗАКАЗ" (далее - Уполномоченный орган) на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении следующих открытых конкурсов в электронной форме:
- извещение N 0303300064721000082 "Капитальный ремонт автомобильных дорог Кировского района города Махачкала в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" на 2021 год";
- извещение N 0303300064721000088 "Капитальный ремонт автомобильных дорог Советского района города Махачкала в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" на 2021 год";
- извещение N 0303300064721000094 "Капитальный ремонт автомобильных дорог Ленинского района города Махачкала в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" на 2021 год".
В жалобах ООО "НАРТ" указывалось, что критерии оценки заявок на участие в Конкурсах установлены с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
По результатам проведенной внеплановой проверки Инспекцией установлено следующее.
1. 18.03.2021 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и документация (в ред. от 23.03.2021 г.) по проведению открытого конкурса в электронной форме N 0303300064721000082 на "Капитальный ремонт автомобильных дорог Кировского района города Махачкала в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" на 2021 год" (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контрактов составляет - 360 409 735,58 рублей.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27(2) Правил установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно пункту 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил оценки заявок, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Стоимостной критерий "Цена контракта" - 60%; Коэффициент значимости равен 0,6;
2) Критерий N 1 "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 40%; Коэффициент значимости равен 0,4.
Согласно Конкурсной документации Критерий N 1 содержит Показатель N 1 "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)", в рамках которого оценивается:
"Для оценки заявок (предложений) по показателю устанавливается и учитывается при оценке один вид контракта, соответствующий виду контракта, заключаемого по результатам закупки.
К такому виду контракта относится контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу линейного объекта.
При этом контракт должен быть исполнен в период с 2018 по 2021 гг. на сумму не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить которой проводится закупка, и успешно исполнен на дату окончания подачи заявки на участие в конкурсе в электронной форме.
Сведения о таком контракте предоставляются в любой удобной форме или в соответствии с рекомендованной Заказчиком формой (приложение N3 к конкурсной документации Форма квалификации участника).
В качестве подтверждения по указанному показателю (при наличии) предоставляются:
1) копия исполненного контракта (договора) со всеми приложениями, дополнительными соглашениями к нему;
2) копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).
3) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должна быть предоставлена в случае, если участником представляется в качестве подтверждения контракт, заключенный на строительство и реконструкцию линейного объекта.
Контракт/договор, исполнение которого не подтверждено копиями документов о приемке, не засчитывается при оценке.
Количество баллов, присуждаемых по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)", определяется по формуле:
НЦБi = КЗ*100*( / ),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ=1).
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.".
При этом Инспекция отмечает, что установленное в критериях оценки заявок требование об оценке контрактов на сумму не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Кроме того, требование об оценке контрактов исполненных в период с 2018 по 2021 гг., по мнению Инспекции, может привести к ограничению числа участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе).
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1 Критерия N 1, нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. 26.03.2021 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и документация по проведению открытого конкурса в электронной форме N 0303300064721000088 на "Капитальный ремонт автомобильных дорог Советского района города Махачкала в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" на 2021 год" (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контрактов составляет - 64 402 009,18 рублей.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27(2) Правил установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно пункту 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил оценки заявок, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Стоимостной критерий "Цена контракта" - 60%; Коэффициент значимости равен 0,6;
2) Критерий N 1 "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 40%; Коэффициент значимости равен 0,4.
Согласно Конкурсной документации Критерий N 1 содержит Показатель N 1 "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)", в рамках которого оценивается:
"Для оценки заявок (предложений) по показателю устанавливается и учитывается при оценке один вид контракта, соответствующий виду контракта, заключаемого по результатам закупки.
К такому виду контракта относится контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу линейного объекта.
При этом контракт должен быть исполнен в период с 2018 по 2021 гг. на сумму не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить которой проводится закупка, и успешно исполнен на дату окончания подачи заявки на участие в конкурсе в электронной форме.
Сведения о таком контракте предоставляются в любой удобной форме или в соответствии с рекомендованной Заказчиком формой (приложение N3 к конкурсной документации Форма квалификации участника).
В качестве подтверждения по указанному показателю (при наличии) предоставляются:
1) копия исполненного контракта (договора) со всеми приложениями, дополнительными соглашениями к нему;
2) копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).
3) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должна быть предоставлена в случае, если участником представляется в качестве подтверждения контракт, заключенный на строительство и реконструкцию линейного объекта.
Контракт/договор, исполнение которого не подтверждено копиями документов о приемке, не засчитывается при оценке.
Количество баллов, присуждаемых по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)", определяется по формуле:
НЦБi = КЗ*100*( / ),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ=1).
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки".
При этом Инспекция отмечает, что установленное в критериях оценки заявок требование об оценке контрактов на сумму не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Кроме того, требование об оценке контрактов исполненных в период с 2018 по 2021 гг., по мнению Инспекции, может привести к ограничению числа участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе).
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1 Критерия N 1, нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. 05.04.2021 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и документация (в ред. от 19.04.2021 г.) по проведению открытого конкурса в электронной форме N 0303300064721000094 на "Капитальный ремонт автомобильных дорог Ленинского района города Махачкала в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" на 2021 год" (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контрактов составляет - 275 608 120,83 рублей.
19.04.2021 г. Заказчиком внесены изменения в Конкурсную документацию, в том числе в порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
Дата и время окончания срока подачи заявок установлена - 04.05.2021 00:01 (МСК).
В действующей редакции Конкурсной документации отсутствуют положения, указываемые в жалобе ООО "НАРТ".
Учитывая изложенное, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа не выявлено нарушений положений Закона о контрактной системе при проведении Конкурса.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, его конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
3. Передать материалы дела соответствующем должностному лицу Дагестанского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Руководитель Инспекции К.А. Бабаев
Члены Инспекции Д.М. Халлаева
Р.А. Халилов
К.Г. Магомедов
Исп.: Магомедов К.Г. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 19 апреля 2021 г. N 19-ВП/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2021