Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
_
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Румед" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ при проведении Аукциона в электронной форме N0310100009921000080 при осуществлении закупки на поставку белья хирургического 341 7 КБ (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
13 апреля 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Румед" на действия ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что документация для проведения Аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
1. Товары, указанные Заказчиком в пунктах 3, 4, 10, 11 и 12 Технического задания Документации для проведения Аукциона, утвержденной ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ (далее - Аукционная документация, Техническое задание): фартук хирургический ламинированный, одноразового использования; нарукавник хирургический, стерильный, одноразового использования; халаты хирургические (усиленные), стерильные одноразового использования и шапочка хирургическая, одноразового использования, не соответствуют коду ОКПД2 - 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки", примененному Заказчиком, что по мнению Заявителя приводит к нарушению требований "Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 (далее - Постановление N145, Правила, КТРУ), а также требований постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Постановление N102).
2. Заказчиком в пункте 5 Технического задания в одном лоте наряду с бельем хирургическим требуется к поставке термоодеяло хирургическое с самоактивирующейся средой, которое, по мнению Заявителя, не являются технологически и функционально связанными друг с другом товарами. Так, одежда и белье служит для защиты персонала и пациента, а термоодеяло - для воздействия на организм пациента, т.е. изделия не сопоставимы по медицинским и техническим критериям.
3. В пунктах 1, 2, 4, 10 и 11 Технического задания Заказчиком установлены конкретные требования к упаковке закупаемых медицинских изделий.
В объяснениях по существу жалобы ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ указало следующее:
1. В соответствии с действующим законодательством заказчик наделён правом самостоятельно формировать отдельные лоты по группам и видам изделий, правом определения содержания лота (указание на условия поставки, в том числе технические параметры поставляемых изделий, отдельные условия поставки, включая место и срок поставки и т.д.). С учётом правил описания объекта закупки, сформулированных в статье 33 Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона сформирована Заказчиком исходя из собственных потребностей в медицинских изделиях, с учётом их технических характеристик, практики применения по целевому назначению, эффективности и достигаемым результатам. В максимальной степени эти задачи решаются изделиями с указанными в документации характеристиками. Изделия, удовлетворяющие данным требованиям, свободно представлены на рынке.
Постановлением N145 утверждены правила формирования, ведения и использования КТРУ.
Согласно пунктам 6 и 7 Правил, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции КТРУ), а в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В описании пунктах 3, 4, 10,11 и12 по позиции КТРУ: 14.19.32.120 "Одежда из нетканых материалов", отсутствуют технические характеристики, являющиеся значимыми для Заказчика, Заказчик разместил требуемую к поставке продукцию под общей кодировкой ОКПД2 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки", где Заказчик включил необходимые требования, влияющие на результаты оказания медицинских услуг, и, в последующем, на качество оказываемой специализированной медицинской помощи.
Таким образом, Заказчик считает, что требования пункта 7 Правил им соблюдены в полном объёме. Код ОКПД2 Заказчиком определен исходя из характеристик закупаемого товара и возможности обеспечения единого лечебного процесса, что является исполнением требований СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Указанный код ОКПД2 не включен в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N102, в связи с чем Заказчик считает, что он не должен был применять пункт 2(2) Постановления N102.
2. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничение по включению в документацию товаров являющихся значимыми для заказчика, также, как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару и его комплектованию.
Включение в один лот изделий с разными характеристиками не означает, что они технологически и функционально не взаимосвязаны. Технологические процессы производства медицинского изделия лежат вне компетенции Заказчика, а его потребности удовлетворяет конечный продукт - медицинское изделие как таковое. Лот сформирован с включением в него изделий, технологически и функционально связанных между собой, применяемых совместно при одних и тех же хирургических вмешательствах.
Одеяло для согревания пациента однократного применения, является изделием медицинского назначения высокой степени микробной чистоты, которое может быть использовано в условиях операционной и чистых помещений. Предназначено для поддержания нормотермии у пациента, предотвращает развитие гипотермии в интраоперационный период и во время хирургических вмешательств. Одеяло для согревания показано группам больных с высоким риском развития гипотермии в обязательном порядке. Одеяло для согревания, эффективное и непрерывное согревание пациента помогает снизить риск развития гипотермии. Это снижает риск инфекции области хирургического вмешательства и других осложнений, уменьшает тревожность пациента и сокращает длительность восстановительного периода после общей анестезии. Все вышеперечисленное ведет к повышению производительности труда хирургов и экономии ресурсов. Применяется в любые хирургические операции, при введении анестезии.
Также Заказчик указал, что "термоодеяло хирургическое с самоактивирующейся средой, одноразового использования" имеется в свободном обороте на рынке медицинских изделий данного вида продукции, и включение его в Техническое задание не может быть расценено как ограничение конкуренции.
3. Заказчик при описании объекта закупки не имеет возможности установить технические характеристики, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики). Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Требования к упаковке медицинских изделий оптимальны и основаны на предшествующем опыте Заказчика их использования (в частности, удобство и скорость извлечения изделия из упаковки с сохранением стерильности).
Предметом данного Аукциона является поставка товара, а не его производство, то есть участником закупки может стать любое юридическое или физическое лицо (индивидуальный предприниматель), готовые поставить указанный в Техническом задании товар.
На основании изложенного, ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 06 апреля 2021 года в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310100009921000080 при осуществлении закупки на поставку белья хирургического 341 7 КБ (далее - Извещение) и Аукционная документация.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
То есть, описание объекта закупки, как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, является прерогативой заказчика, сформировавшего и указавшего требования (потребности) в Аукционной документации в зависимости от своих нужд (потребностей).
При этом, из буквального толкования положений данной нормы права следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, приобрести товары именно с теми характеристиками, которые им необходимы и которые соответствуют их потребностям, нуждам, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В Техническом задании, а также в Извещении установлено, что товары, являющиеся объектом закупки, классифицированы Заказчиком по коду ОКПД2: 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки".
Согласно информации из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности код ОКПД2: 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки" включает в себя изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки.
Код ОКПД2 Заказчиком определяется исходя из характеристик закупаемого товара и возможности обеспечения единого лечебного процесса и стерильности, что является исполнением требований СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", а именно: раздел III "Профилактика внутрибольничных инфекций в стационарах (отделениях) хирургического профиля (глава 4 "Профилактика внутрибольничных инфекций в операционном блоке и перевязочных пункт 4.4.4.11).
Учитывая наличие у Заказчика объективной потребности в получении определенного товара и то, что Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге, отсутствуют основания для вывода об ограничении им количества потенциальных участников Аукциона, поскольку предметом Аукциона является поставка товара, а не его производство, требования к товарам в Техническом задании в равной степени распространялись на всех участников Аукциона, то есть, любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемые товары.
При рассмотрении дела Заявитель не представил доказательства, документы или сведения о том, что для него существуют какие-либо объективные причины и обстоятельства, помешавшие ему в выборе контрагентов для закупки и поставки требуемого Заказчику товара и в принятии участия в Аукционе.
Кроме того, Заявитель не представил доказательства того, что выбранный Заказчиком код ОКПД2: 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки", в том числе, в отношении товаров, указанных в пунктах 3, 4, 10, 11 и 12 Технического задания: фартук хирургический ламинированный, одноразового использования; нарукавник хирургический, стерильный, одноразового использования; халаты хирургические (усиленные), стерильные одноразового использования и шапочка хирургическая, одноразового использования, не позволил ему принять участия в Аукционе.
То есть, Аукционная документация, в части выбора ОКПД2 32.50.50.190 соответствует требованиям статье 33 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Закону о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Согласно пункту 5 Технического задания, в ходе исполнения контракта необходимо поставить термоодеяла хирургические с самоактивирующейся средой одноразового использования (в количестве 10шт), в описании которых Заказчиком указано, что это нестерильный прибор, который помогает предотвратить охлаждение пациента перед, во время и после хирургического вмешательства и применяется как теплоизлучающее покрывало и т.д.
Вместе с тем, термоодеяла хирургические с самоактивирующейся средой одноразового использования являются товарами медицинского назначения, обеспечивающими непрерывное проведение единого лечебного процесса для достижения общей конечно цели, а именно выздоровления пациента и применяются при тех же хирургических вмешательствах, что и остальные товары, закупаемые в рамках рассматриваемого Аукциона. Кроме того, термоодеяла хирургические являются одноразовыми медицинскими изделиями, что не противоречит предмету Аукциона, указанному в названии.
При рассмотрении дела Заявитель не представил доказательства, документы или сведения о том, что для него существуют какие-либо объективные причины и обстоятельства, помешавшие ему в выборе контрагентов для закупки термоодеял хирургических и, как следствие в дальнейшей поставке требуемого Заказчику товара.
Таким образом, включение пункта 5 Технического задания не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Так, во исполнение указанной нормы Закона о контрактной системе, в пунктах 1, 2, 4, 10 и 11 Технического задания Заказчиком установлены требования к упаковке медицинских изделий, являющиеся для него оптимальными и основанными на предшествующем опыте их использования (в частности, удобство и скорость извлечения изделия из упаковки с сохранением стерильности).
Вместе с тем, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не запрещается заказчикам устанавливать в описании закупаемых товаров требования к их упаковке.
При рассмотрении дела Заявитель не представил доказательства, документы или сведения о том, что для него существуют какие-либо объективные причины и обстоятельства, помешавшие ему в выборе контрагентов для закупки товара, указанного в пунктах 1, 2, 4, 10 и 11 Технического задания, и, как следствие, в дальнейшей поставке требуемого Заказчику товара.
С учетом всех приведенных обстоятельств, отсутствие у Заявителя возможности принять участие в Аукционе, не свидетельствует о необоснованном сужении количества его участников, поскольку установление требований к комплектации, характеристикам и упаковке товара вызвано объективными потребностями Заказчика, а отсутствие у ООО "Румед" намерения осуществить поставку требуемого товара через третьих лиц является исключительно его собственным предпринимательским риском и о нарушении Заказчиком требований законодательства не свидетельствует.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
признать необоснованной жалобу ООО "Румед" на действия государственного заказчика - ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ при проведении электронного аукциона N0310100009921000080 при осуществлении закупки на поставку белья хирургического 341 7 КБ.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 20 апреля 2021 г. N А221-04/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2021