Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. -заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок,
Членов комиссии:
Кобякова В.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
в порядке предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком - Комитет Администрации Каменского района по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и архитектуре ИНН: 2207010376, в рамках проведения электронного аукциона: N 0117300097421000017 "Приобретение жилого помещения (квартиры) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда".
Проверка начата: 12.04.2021 г., окончена 23.04.2021 г.
Место нахождения проверяемых организаций:
- Комитет Администрации Каменского района по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и архитектуре, 658700, Алтайский край, г.Камень-на-Оби, ул.Пушкина,5;
Место проведения контрольного мероприятия: 656050, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Ленина 81.
Проверяемый период: с 01.02.2021 года по 09.04.2021 года.
УСТАНОВИЛА:
В рамках исполнения поручения ФАС России NМЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019 г. о проведении инициативных внеплановых проверок, при мониторинге осуществляемых закупок Заказчиками в рамках реализации Федеральных программ (национальных проектов), Комиссией произведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона: N 0117300097421000017 "Приобретение жилого помещения (квартиры) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда".
При проведении внеплановой документарной проверки Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно сведениям ЕИС, заказчиком 01.03.2021 г. размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 01.03.2021 N0117300097421000017". Объектом закупки является - жилое помещение (квартира), код ОКПД 2 - 68.10.11.000 "Услуги по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков".
Закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства.
Начальная максимальная цена контракта - 762 000,00 руб. Расчет начальной максимальной цены контракта произведен методом сопоставления рыночных цен (анализа рынка). Обоснование НМЦК контракта размещено в ЕИС вместе с аукционной документацией, что соответствует требованиям п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Согласно опубликованному Извещению, Заказчиком проводится аукцион по закупке жилого помещения (квартиры) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Вышеуказанная позиция не включена в Каталог работ товаров и услуг (КТРУ), в связи с чем в составе аукционной документации Заказчиком представлено описание объекта закупки (раздел V) в соответствии с общими положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В представленном описании объекта закупки выражена в потребность в жилом помещении в многоквартирном доме, не признаного аварийным и подлежащий сносу/реконструкции (Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47), с количеством комнат не менее - 1, площадью не менее 27,2 кв.м, в черте города Камень-на-Оби Алтайского края (конкретный адрес прописывается Поставщиком).
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в составе аукционной документации представлен проект муниципального контракта, по своему составу отвечающий обязательным требованиям статьи 34 Закона о контрактной системе, а также Постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Аукционная документация содержит инструкцию по заполнению заявок участниками закупок, а также требования участникам закупок и к составу подаваемых им заявок.
При проведении закупочной процедуры, до окончания срока подачи заявок (09.03.2021 г.) запросы на разъяснение положений документации в соответствии с требованиями статьи 65 Закона о контрактной системе не поступало.
В период с 01.03.2021 г. по 09.03.2021 г. на участие в закупке была подана единственная заявка, при рассмотрении которой Комиссией выявлено следующее:
Разделом V "Сведения об объекте закупки и условиях контракта" аукционной документации предусмотрено требование о наличии у собственника готовых документов, необходимых для регистрации перехода права собственности в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 1.5 проекта контракта установлено, что товар принадлежит Поставщику на праве собственности (или ином законном основании) на основании договора купли-продажи (или других документов) от ____, зарегистрированного в ЕГРП (дата) N _____, что подтверждается ___________________________.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В составе первой части заявки N 1 (109322397) участник закупки (далее -Предприниматель) представляет техническое задание (описание предлагаемого им товара) и адрес его местонахождения - Алтайский край, город Камень-на-Оби, переулок Мирный, дом 15 квартира 23, а также заявляет о наличии документов подтверждающих право собственности на указанный в заявке объект недвижимости.
В составе второй части заявки N 1 (109322397) Предприниматель представляет выписку из ЕГРН от 10.02.2021 г., договор N1/2021/П от 05.02.2021 г. о передаче жилья в собственность по адресу: Алтайский край, город Камень-на-Оби, переулок Мирный, дом 15 квартира 23, при этом, из рассматриваемого документа следует, что товар принадлежит третьему лицу (далее - собственник).
Дополнительно в заявке представляются копия паспорта, СНИЛС и ИНН собственника, в том числе доверенность 22 АА 30083797 от 02.03.2021 г.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0117300097421000017 от 10.03.2021 г. была признана соответствующей требованиям аукционной документации.
В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе, электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе и в соответствии с частью 1 статьи 71 Закона о контрактной системе контракт заключается с участником, подавшим единственную заявку на участие в аукционе.
Согласно сведениям процедуры заключения контракта (реестровая запись ЕИС 01173000974210000170001) 11.03.2021 г. на электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Проект контракта" от 11.03.2021 г. и размещен в ЕИС.
Указанный проект контракта N 11-03/21 заполнен Заказчиком с учетом представленных документов Предпринимателем.
Однако в проекте контракта направленного на подписание Предпринимателю содержатся сведения о ином поставщике, а именно собственнике квартиры, за которого участнику закупки надлежит поставить подпись.
Вместе с тем, в соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
При заключении контракта, не собственником товара (квартиры), а Предпринимателем представлены сведения об исполнении им в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к нему неустоек (штрафов, пеней).
11.03.2021 г. от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Подписанный победителем проект контракта" от 11.03.2021 г., который содержит электронную цифровую подпись участника закупки подававшего заявку на участие в электронном аукционе.
22.03.2021 08:10 (МСК+4) Заказчиком подписан контракт N 11-03/21 на поставку жилого помещения (квартиры), в количестве: 1 штуки, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Камень-на-Оби, переулок Мирный дом 15 квартира 23, общей площадью 29,7 кв.м.
Хотя согласно части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Таким образом, на этапе заключения контракта, Заказчику, контрактной службе (контрактному управляющему) либо аукционной комиссии необходимо было руководствоваться положениями части 6.1 статьи 66, либо положениями части 1 статьи 34, части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
24.03.2021 10:31 (МСК) Заказчиком направлены сведения о заключенном контракте в реестр контрактов (реестровый номер 3220701037621000013) с указанием в ЕИС сведений о Предпринимателе как фактической стороны по договору, победителем закупки с которым подписан контракт.
При просмотре сведений процедуры заключения контракта Комиссией выявлено, что фактически стороной по контракту является не Предприниматель (победитель закупки), а собственник недвижимого имущества (квартиры) - физическое лицо, не являющееся субъектом малого предпринимательства и не подавшее заявку на участие в закупочной процедуре. Контракт подписан от имени представляемого физического лица непосредственно Предпринимателем с пометкой "в лице представителя по доверенности".
В составе второй части заявки N 1 (109322397) представлена копия доверенности 22 АА 30083797 от 02.03.2021 г, в которой указано, что уполномоченное настоящей доверенностью лицо (Предприниматель) вправе представлять интересы собственника как участника закупки размещения заказов на осуществление действий по участию в закупках в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", по вопросу продажи принадлежащей ему на праве собственности квартиры.
Предприниматель также уполномочен вышеуказанной доверенностью заключить и подписать договор купли-продажи и подписать передаточный акт.
Пунктом 2 статьи 182 ГК РФ определено, что не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени, лица, лишь передающие выраженную в надлежащей форме волю другого лица, а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок.
В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Из вышеуказанного следует, что собственник продаваемой квартиры не принимал личного участия в закупке, не подавал заявку на участие в проводимой закупке и даже не выдавал поручения подписать такую заявку электронной цифровой подписью от имени собственника.
Кроме того, в силу положений пункта 4 статьи 3, статьи 30, статьи 31 Закона о контрактной системе, собственник квартиры (товара) не подпадает под критерии установленных к нему требований аукционной документацией и Законом о контрактной системе, а также не зарегистрирован в качестве участника закупки в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно части 5 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Таким образом, в электронном аукционе N 0117300097421000017, Предприниматель действовала самостоятельно, подавала заявку от своего имени и представляла документы о своем соответствии требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе, в связи с чем, не выступало в качестве представителя (п.2 ст. 182 ГК РФ) на заключение сделки в будущем.
Следует учесть, что закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар на этапе подачи заявок.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с пунктом 4 статьи 182 ГК РФ, не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе.
Кроме того, доверенность не предусматривает право продажи недвижимого имущества за определенную цену, хотя формально содержит элементы договора поручения.
В доверенности отсутствуют полномочия определения цены продажи принадлежащего собственнику имущества (товара), из которого явно следовало бы, что у него существует обязанность исполнять данное ему поручение в соответствии с указаниями доверителя. При этом указания доверителя должны быть правомерными, осуществимыми и конкретными (п.1 ст. 973 ГК РФ).
Такой договор может быть заключен либо лично Предпринимателем подавшим заявку на участие в электронном аукционе, либо он должен обладать полномочиями исходя из конкретных поручений собственника по существенному условию договора - цена. Вместо этого, в составе второй части заявки Предпринимателем приложено собственное решение о заключении им сделок стоимостью до 10 000 000 рублей.
Пунктом 3 статьи 182 ГК РФ предусмотрено, что представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Сделка, которая совершена с нарушением правил, установленных в абзаце первом настоящего пункта, и на которую представляемый не дал согласия, может быть признана судом недействительной по иску представляемого, если она нарушает его интересы. Нарушение интересов представляемого предполагается, если не доказано иное.
Комиссией также учтена правовая позиция Заказчика изложенная в письменном пояснении N б/н от 21.04.2021 г. ссылкой на судебную практику.
Однако Комиссия с данными доводами не может согласится, поскольку представленная практика основана исследуемых закупках где участник закупки заключал контракт при иных обстоятельствах и с иными полномочиями по доверенности.
Кроме того, Письмо ФАС России NАК/68293/19 от 07.08.2019 г. указывает на то, что физическое лицо вправе принимать участие в закупках через представителя после аккредитации на электронной площадке, в порядке установленном Законом о контрактной системе.
Соответственно ответственность и особенности исполнения контракта, предусмотренные статьями 30, 31, 34 Закона о контрактной системе, осуществляются таким физическим лицом при наличии у него определенного статуса участника закупки, соответствующего требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе.
Таким образом, Комиссией также установлено нарушение Заказчиком положений части 1 статьи 34, части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, что образует состав ч.1 ст. 7.32 КоАП РФ.
Одним из принципов контрактной системы является принцип открытости и прозрачности. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. (ч.3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
Соответственно в реестре контрактов не может содержаться информация о Предпринимателе подписавшем контракт по доверенности, если такой контракт в действительности заключен с собственником, в том числе с учетом Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками утвержденного Приказом Минфина России от 19.07.2019 N 113н (Зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2019 N 55941).
Хотя заказчиком в ЕИС размещается информации о заключенном контракте с Предпринимателем (победителем) закупки, который является субъектом малого предпринимательства, вместе с тем в реестр контрактов направляется контракт заключенный не с победителем закупки, а с собственником товара.
Таким образом, Комиссией установлено в действиях Заказчика нарушение статьи 7 Закона о контрактной системе.
Поскольку контракт заключен, находится на стадии исполнения и отношения сторон регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Комиссия находит нецелесообразным выдавать предписание Заказчику об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4.1 контракта, общий срок передачи товара и оформление перехода права собственности от Поставщика к Заказчику 60 дней с момента заключения Контракта.
На дату проведения внеплановой документарной проверки сведения о исполнении контракта отсутствуют.
РЕШИЛА:
1. При проведении внеплановой документарной проверки соблюдения заказчиком - Комитет Администрации Каменского района по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и архитектуре, в рамках проведения электронного аукциона 0117300097421000017 "Приобретение жилого помещения (квартиры) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда", выявлено нарушение положений статьи 7, части 6.1 статьи 66, положений части 1 статьи 34, части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать в связи с нецелесообразностью.
3. Передать материалы внеплановой документарной проверки должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для принятия решения о привлечении к административной ответственности лиц допустивших нарушение Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _____________________________ А.В. Кочетков
Члены Комиссии: ____________________________ В.А. Кобяков
____________________________ М.Н. Кудельникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 23 апреля 2021 г. N 27-ВП/2021 (ключевые темы: участники закупок - жилой дом - доверенность - аукционная документация - электронный аукцион)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2021