Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Бедаревой О.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заказчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, Кадышева Сергея Александровича, Корниенко Антона Николаевича, Цыро Станислава Валерьевича, Шурыгиной Екатерины Александровны;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" , Шумакова Юрия Михайловича;
от участника закупки - ООО "Предприятие Стройкомплект", Скипиной Елены Юрьевны;
от участника закупки - ООО "Спецтехника", не явились, к видеоконференции не подключились, уведомлены,
на основании приказа УФАС по Алтайскому краю N 66 от 16.04.2021 г. "О проведении внеплановой проверки" была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) уполномоченным учреждением - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", заказчиком - Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, при проведении электронного аукциона N 0817200000321002943 "Поставка специализированной техники для нужд Алтайского края" и заключении контракта по его итогам.
Проверка начата: 16.04.2021 г., окончена 20.04.2021 г.
Место нахождения проверяемых организаций:
656043, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, д.7;
656049, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Интернациональная, 122.
Место проведения контрольного мероприятия: 656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Ленина 81.
Проверяемый период: 26.03.2021 года по 20.04.2021 года.
УСТАНОВИЛА:
13.04.2021 г. Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок рассмотрела жалобу ООО "Промышленная группа Винтекс" на положения документации о проведении электронного аукциона N 0817200000321002943 "Поставка специализированной техники для нужд Алтайского края", по результатам которой в действиях заказчика были установлены нарушения требований ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", принято решение предписание об устранении нарушений не выдавать, поскольку электронный аукцион был признан несостоявшимся.
Вместе с тем УФАС по Алтайскому краю считает необходимым провести внеплановую проверку действий заказчика, уполномоченного учреждения при проведении закупки N 0817200000321002943 при участии ООО "Предприятие "Стройкомплект" и ООО "Спецтехника", заявки которых были допущены к участию в электронном аукционе.
Уведомлением о проведении внеплановой проверки от 16.04.2021 г. ООО "Предприятие "Стройкомплект" и ООО "Спецтехника" было предложено представить в УФАС по Алтайскому краю информацию о наличии предлагаемых ими товаров в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийской промышленной продукции) - выписки из реестров с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров.
Представитель ООО "Предприятие "Стройкомплект" пояснила, что в настоящий момент сведения о предложенном им товаре - экскаваторе-погрузчике JCB 3CXT14M2NM, производитель - ООО "ДЖЕЙ СИ БИ РАША", г. МОСКВА, Российская Федерация ( заявка N 109558157) в реестре российской промышленной продукции, реестре евразийской промышленной продукции отсутствует.
ООО "Спецтехника" письмом исх. N 102 от 19.04.2021 сообщило, что сведения о предложенном им товаре - экскаваторе-погрузчике CAT 428F2, Великобритания (заявка N 109558447) в реестре российской промышленной продукции, реестре евразийской промышленной продукции отсутствует.
Представитель уполномоченного учреждения, представители заказчика также сообщили, что сведения о вышеуказанных товарах в реестрах отсутствуют, контракт по итогам закупки не заключен, т.к. 19.04.2021 проект контракта был направлен на подпись победителю закупки.
Ознакомившись с пояснениями сторон, а также изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю закупок пришла к следующим выводам.
26.03.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000321002943 "Поставка специализированной техники для нужд Алтайского края", аукционная документация, техническое задание и пр. документы.
Согласно разделу V аукционной документации, техническому заданию к поставке требуется средство транспортное и оборудование прочее, код ОКПД 2 ОК 30.99.10.190.
В техническому задании установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, установлены эксплуатационные характеристики объекта закупки, установлены значения показателей товара, которые не могут изменяться участником закупки при подаче заявки, а также значения показателей товара, при определении которого участником закупки должны использоваться только точные цифровые или иные параметры.
Пунктом 22 информационной карты аукционной документации условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, установленные заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона не установлены.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.04.2021 г. было подано четыре заявки: заявки N 109558157, N 109558447 были допущены к участию в электронном аукционе, заявкам N 109555483, N 109561611 было отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Cогласно представленным заявкам в первых частях заявок участниками закупки были предложены следующие товары:
- Экскаватор-погрузчик TLB 825-RM, производитель ЗАО "Тверской экскаватор", Россия (заявка N 109555483);
- Экскаватор-погрузчик JCB 3CXT14M2NM, производитель - ООО "ДЖЕЙ СИ БИ РАША", г. МОСКВА, Российская Федерация ( заявка N 109558157);
- Экскаватор-погрузчик CAT 428F2, Великобритания (заявка N 109558447);
- Экскаватор-погрузчик New Holland B80B с гидромолотом, Индия (заявка N 109561611).
Таким образом, всеми участниками закупки к поставке был предложен экскаватор-погрузчик.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 08.04.2021 г. ни один из участников закупки не подал ценовое предложение, в связи с чем закупка является несостоявшейся.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 13.04.2021 г. заявки ООО "Предприятие "Стройкомплект" (N109558157) и ООО "Спецтехника" (N 109558447) были признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Закон о контрактной системе не содержит требований к определению кода ОКПД-2 описании объекта закупки, размещении закупки.
Вместе с тем, на основании установленных в техническом задании характеристик и заявок участников закупки Комиссия приходит к выводу, что объектом закупки является экскаватор-погрузчик, которому соответствует коды ОКПД 2 ОК - 28.92.26 - Экскаваторы одноковшовые и ковшовые погрузчики самоходные с поворотом кабины на 360° (полноповоротные машины), кроме фронтальных одноковшовых погрузчиков либо 28.92.27- Экскаваторы и одноковшовые погрузчики самоходные прочие; прочие самоходные машины для добычи полезных ископаемых.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" установлен запрет на допуск промышленных товаров по коду ОКПД 2 ОК 28.92.26, 28.92.27, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд ( п. 1).
Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров. Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
В соответствии с п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Таким образом, поскольку объекту закупки соответствует код ОКПД 2 ОК 28.92.26 либо 28.92.27, заказчику следовало установить в аукционной документации запрет на допуск промышленных товаров по коду ОКПД 2 ОК 28.92.26, 28.92.27, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) на основании Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, в связи с чем установить требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие требованиям данного Постановления: выписки из реестров с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров.
В действиях заказчика содержатся нарушения требований ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, п. 10 ст. 42, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, а также признаки состава административного правонарушения по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 20 статьи 68 настоящего Федерального закона в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта:
1) оператор электронной площадки в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 20 статьи 68 настоящего Федерального закона, обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также информацию и электронные документы участников такого аукциона, предусмотренные частью 11 статьи 24.1, частью 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона;
2) оператор электронной площадки в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей части, обязан направить уведомления участникам такого аукциона;
3) аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения заказчиком вторых частей заявок на участие в таком аукционе его участников и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает вторые части этих заявок и указанные документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол подведения итогов такого аукциона, подписанный членами аукционной комиссии.
4) контракт заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона, с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана:
а) ранее других заявок на участие в таком аукционе, если несколько участников такого аукциона и поданные ими заявки признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе.
Поскольку заявка ООО "Предприятие "Стройкомплект" (N109558157) была подана 05.04.2021 в 13:33:49, а заявка ООО "Спецтехника" (N 109558447) - 05.04.2021 в 13:52:17 и обе заявки были признаны соответствующими требованиям аукционной документации, контракт должен быть заключен с ООО "Предприятие "Стройкомплект".
Вместе с тем, поскольку запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств согласно Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 заказчиком в аукционной документации не был установлен, требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие требованиям данного постановления, также не было установлено, участниками закупки выписки из реестра российской промышленной продукции, реестра евразийской промышленной продукции в составе заявок не предоставлялись.
Принимая во внимание пояснения, полученные от участников закупки - ООО "Предприятие "Стройкомплект", ООО "Спецтехника", а также представителей уполномоченного учреждения, заказчика, Комиссия считает, что заключение контракта с ООО "Предприятие "Стройкомплект", предложившим к поставке товар, отсутствующий в реестре российской промышленной продукции, реестре евразийской промышленной продукции, нарушает положения ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Поскольку контракт по итогам закупки на момент проведения внеплановой проверки не заключен, Комиссия считает необходимым выдать заказчику, уполномоченному учреждению предписание об устранении допущенного нарушения путем аннулирования электронного аукциона.
Комиссия УФАС по Алтайскому краю провела внеплановую проверку действий уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", заказчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, при проведении электронного аукциона N 0817200000321002943 "Поставка специализированной техники для нужд Алтайского края" и заключении контракта по его итогам и
РЕШИЛА:
1. признать действия заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении ч. 3 ст. 14, п. 10 ст. 42, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", неправомерными;
2. выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования электронного аукциона;
3. передать материалы дела в отдел антимонопольного контроля и естественных монополий для рассмотрения на предмет нарушения требований Федерального закона N 135-ФЗ"О защите конкуренции".
Решение составлено на 3 (трех) листах /6 (шести) страницах.
Председатель комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________
_____________________________ |
О.Е. Бедарева
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 20 апреля 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2021