Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 16 апреля 2021 г. N 036/06/64-428/2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В.- председатель Комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела;
- Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, государственный инспектор.
при участии представителей бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области ''Воронежский областной клинический онкологический диспансер'':
- Золотаревой Оксаны Игоревны (доверенность от 14.04.2021 года),
- Сержантовой Ольги Викторовны (доверенность от 14.04.2021 года),
- Седова Дмитрия Викторовича (доверенность от 14.04.2021 года),
- Куприянова Андрея Валерьевича (доверенность от 14.04.2021 года),
при участии представителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области:
- Куракиной Галины Сергеевны (доверенность от 01.12.2020 года N7),
в отсутствии представителей ООО "ДЕЛИМЕД" (о месте и времени настоящей жалобы уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "ДЕЛИМЕД" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области ''Воронежский областной клинический онкологический диспансер'' при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001021002170),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "ДЕЛИМЕД" (далее - Заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области ''Воронежский областной клинический онкологический диспансер'' (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001021002170) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: 1) Проект контракта, размещённый Заказчиком в составе аукционной документации, не соответствует Приказу Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 2015 г. N 724н "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий". 2) Заказчиком прописано техническое задание под конкретный прибор конкретного производителя, а именно: ThinPrep 5000 (Hologic Inc). 3) Заказчиком внесены в один лот Аукциона приборы, технологическая связь которых не обоснована, ни по необходимости применения, ни по производительности, ни по стоимости.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласен и считает их необоснованными, предоставлены письменные возражения на жалобу Заявителя.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение N0131200001021002170 размещено: 01.04.2021 года в сети "Интернет" в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
Предметом рассматриваемого аукциона является поставка медицинских изделий.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 4 статьи 59 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
1. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 2015 г. N 724н "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (далее - Приказ N724) утверждён типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, согласно приложению N 1 к Приказу N724.
1) Пункт 3.1.11 Типового контракта - предоставлять информацию обо всех соисполнителях, заключивших договор или договоры с Поставщиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены Контракта.
В соответствии со сноской 23 Типового Контракта, данный пункт включается в Контракт в случае, если начальная (максимальная) цена Контракта превышает размер, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию".
Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:
1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Как следует, из извещения о проведении электронного аукциона от 01.04.2021 N0131200001021002170 начальная (максимальная) цена контракта составляет - 25 300 000.00 российских рубля.
Таким образом, в рассматриваемом случае, пункт 3.1.11 Типового контракта не подлежал включению в Проект контракта, размещённый Заказчиком.
2) Пункт 3.1.12 Типового контракта - привлечь к исполнению Контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - соисполнители) в объеме ___% (не менее 5%) от цены Контракта. В случае привлечения к исполнению Контракта соисполнителей, в Контракт должны быть включены подпункты 3.1.12.1 - 3.1.12.4.
3) Пункт 3.2.4 Типового контракта - в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения соисполнителем обязательств, предусмотренных договором, заключенным с Поставщиком, осуществлять замену соисполнителя, с которым ранее был заключен договор, на другого соисполнителя.
В соответствии со сноской 19 Типового контракта, данное положение включается в Контракт в случае, если такое положение/условие было предусмотрено извещением и/или документацией о закупке.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Как следует из извещения о проведении электронного аукциона от 01.04.2021 N0131200001021002170, Заказчиком не установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, в рассматриваемом случае, пункт 3.1.12 и пункт 3.2.4 Типового контракта, не подлежал включению в Проект контракта, размещённый Заказчиком.
4). Пункт 5.1 Типового контракта - поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок _____________ (Заказчик вправе предусмотреть этапы поставки Оборудования). Поставщик за _____ дней до осуществления поставки Оборудования в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Контракту) направляет в адрес Получателей уведомление о времени доставки Оборудования в Место доставки.
Согласно сноски 18 Типового контракта, включается в Контракт в случае, если поставка осуществляется в пользу третьих лиц при централизованной закупке или по нескольким Местам доставки.
Как следует из Аукционной документации, Заказчиком не предусмотрены этапы поставки, поставка не осуществляется в пользу третьих лиц или по нескольким местам доставки, таким образом, в рассматриваемом случае, пункт 5.1 Типового контракта, не подлежал включению в Проект контракта, размещённый Заказчиком.
5) Подпункт г) пункта 5.3 Проекта контракт - 5.3. При поставке Оборудования Поставщик представляет следующую документацию: Акт приема-передачи Оборудования (приложение N 3 к Договору) в четырех экземплярах.
Согласно пояснениям Заказчика, данное требование обусловлено Приказом Департамента здравоохранения Воронежской области от 15.05.2018 N929 "Об утверждении требований по оформлению документов, представляемых на оплату, и порядка проведения оплаты", которым утверждены "Требования по оформлению документов, предоставляемых на оплату в КУ ВО "ЦОДУЗ" учреждениями, подведомственными департаменту здравоохранения Воронежской области, и порядок проведения оплаты".
6) Пункт 8.1 Проекта контракта - Поставщик гарантирует, что Оборудование, поставленное в соответствии с Договором, является новым, неиспользованным.
Пункт 8.1 Типового контракта - Поставщик гарантирует, что Оборудование, поставленное в соответствии с Контрактом, является новым, неиспользованным, серийно выпускаемым/изготовленным по индивидуальному заказу (выбрать нужное).
Таким образом, пункт 8.1 Типового контракта, предоставляет Заказчику возможность выбора, в рамках предложенных вариантов.
7) В соответствии со сноской 21 Типового контракта, Раздел 8 Контракта может содержать иные положения, вытекающие из характера обязательств по Контракту, не противоречащие законодательству Российской Федерации, иным положениям Контракта, и с учетом специфики закупки.
Пункты 8.7-8.12 Проекта контракта не противоречат Закону о контрактной системе.
8) В соответствии со сноской 21 Типового контракта, Раздел 15 Контракта может содержать иные положения, вытекающие из характера обязательств по Контракту, не противоречащие законодательству Российской Федерации, иным положениям Контракта, и с учетом специфики закупки.
Пункт 15.3 Проекта контракта не противоречит Закону о контрактной системе.
9) Раздел 16 Типового контракта - Банковское сопровождение Контракта или Казначейское сопровождение средств в валюте Российской Федерации, предоставление которых осуществляется с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления указанных средств (казначейское сопровождение).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 01.04.2021 N0131200001021002170, Банковское или казначейское сопровождение контракта не требуется.
Таким образом, данный раздел, в рассматриваемом случае, не подлежит включению в Проект контракта.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, Заказчику при формировании технического задания в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Приложением 4 - частью 3 "Описание объекта закупки" файлом "4. 64. ТЗ _ набор для срочной цитологической окраски.docx" предоставлено Описание объекта закупки на поставку медицинских изделий (далее - Описание объекта закупки).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к закупаемым товарам установлены в Описании объекта закупки, исходя из потребностей Заказчика в технических (функциональных) характеристиках продукции и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом представители Заказчика на заседании Комиссии представили информацию, согласно которой, как минимум 2 производителя Устройств для подготовки препаратов на предметном стекле ИВД соответствуют, установленным в документации об Аукционе, техническим характеристикам.
Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, свидетельствующих о соответствии закупаемых Заказчиком товаров продукции единственного производителя, в связи с чем довод жалобы своего подтверждения не нашел.
3. Из статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, услугам так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми.
При этом, объектом закупки является:
1. Устройство для подготовки препаратов на предметном стекле ИВД.
2. Автомат для заключения под покровное стекло.
3. Автомат для окрашивания микропрепаратов.
Так согласно пояснениям Заказчика, приготовление цитологического препарата включает в себя следующие этапы:
1) Получение цитологического препарата на предметном стекле;
2) Окраска цитологического препарата: методами Папаниколау, по Романовскому-Гимзе, Паппенгейму, азур-эозином, и другими:
3) Заключение под покровное стекло цитологического препарата (обязательно для некоторых методов окрашивания, в частности, для окрашивания по Папаниколау).
Таким образом, для получения готового цитологического препарата необходим следующий комплект оборудования: устройство для приготовления препарата на предметном стекле, аппарат для окрашивания микропрепаратов, автомат для заключения под покровное стекло.
Из пояснений Заказчика, следует, что данное оборудование используется в едином технологическом процессе приготовления цитологического препарата, следовательно, включение его в один лот технологически обосновано.
Кроме того, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В адрес заявителя направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, согласно которому, в целях реализации прав предусмотренных ч.1 ст. 105 Закона о контрактной системе, заявителю необходимо было предоставить сведения и информацию, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов общества, документы об аккредитации на электронной торговой площадке, информацию о намерении участвовать в вышеназванном аукционе и претендовать на заключение соответствующего контракта и обеспечить явку представителей с соответствующей доверенностью для принятия участия в рассмотрении указанной жалобы.
Заявитель явку своих полномочных представителей не обеспечил, сведения (информацию) и документы, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов не предоставил.
На основании вышеизложенного, а также учитывая непредоставление заявителем сведений (информации) и документов свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов ООО "ДЕЛИМЕД" Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что доводы Заявителя, изложенные в жалобе, являются необоснованными.
Таким образом, руководствуясь ст. ст. 99 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок,
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "ДЕЛИМЕД" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области ''Воронежский областной клинический онкологический диспансер'' при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001021002170) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 21 апреля 2021 г. N 036/06/64-428/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2021