Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления - начальник отдела;
- Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, государственный инспектор.
при участии представителя ООО "ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ":
- Карзанова Владимира Петровича (доверенность от 27.05.2019 года N36 АВ 2857463)
при участии представителей отдела по экономике и управлению имуществом администрации Кантемировского муниципального района Воронежской области:
- Гайворонского Сергея Алексеевича (доверенность от 21.02.2021 года),
- Жегульского Андрея Валентиновича (доверенность от 26.03.2021 года),
- Бусалаевой Светланы Николаевны (доверенность от 11.03.2021 года),
в отсутствии представителей Заказчиков (о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ" на действия Заказчиков при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения (номер извещения 0131300062721000001),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ" (далее - Заявитель) на действия Заказчиков при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения (номер извещения 0131300062721000001) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Так, ООО "ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ" в своей жалобе указывало, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по нестоимостным критериям, в частности, следующие требования являются незаконными:
1. Требование о необходимости участника закупки выступать в качестве генерального подрядчика по исполненным контрактам (договорам).
2. Требование о наличии контракта (договора), заключенного в соответствии c Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Требование о возможности подтверждения опыта работ сопоставимого характера контрактом (договором) на выполнение работ по содержанию.
4. Требование о минимальной стоимости контрактов (договоров), необходимых для получения баллов участниками закупки, при установленных данных Показателях не менее 80 %.
Уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе не согласен и считает их необоснованными, предоставлены письменные возражения на жалобу Заявителя.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение N0131300062721000001 размещено: 02.04.2021 года в сети "Интернет" в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
Предметом рассматриваемого конкурса является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения.
Начальная (максимальная) цена контракта - 47 790 394,00 рублей.
Частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе установлено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу части 2 статьи 54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В целях реализации положений части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил), может быть в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Как следует из вышеизложенного, заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия опыта у частника закупки, а также раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по выполнению работ с предметом осуществляемой закупки.
Конкурсной документацией установлено, что при оценки заявок, Заказчиком используется следующие Критерии:
I. Стоимостные критерии оценки заявок:
Цена контракта (в денежных единицах)
Значимость критерия: 60%.
Коэффициент значимости критерия: 0,6.
(далее - Критерий N1)
II. Нестоимостные критерии оценки заявок:
1. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Значимость критерия: 40%
Коэффициент значимости критерия: 0,4
(далее - Критерий N2)
При этом, в целях оценки заявок Заказчиком по Критерию N2, Заказчиком используется показатель - "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)", в рамках которого оценивается суммарный объём выполненных работ, исчисляемых в рублях успешно исполненных контрактов (договоров), сопоставимого характера и объема за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в данной закупке (в которых участник закупки выступает генеральным подрядчиком).
При этом, Заказчиком установлены следующие требования к Контрактам, оцениваемым в рамках, рассматриваемого показателя:
Под успешным выполнением работ понимается исполненный контракт (договор), заключенный в соответствии c Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выполненный в полном объеме.
Под выполнением работ сопоставимого характера понимается исполненный контракт (договор) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта, либо на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
Под выполнением работ сопоставимого объема понимается исполненный контракт (договор) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта, либо на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог стоимость которого составляет не менее 80 % от начальной (максимальной) цены контракта на право заключить которого проводится данная закупка.
Соответствие сопоставимому объему и сопоставимому характеру применяется к каждому исполненному участником закупки контракту (договору), а не к совокупности представленных контрактов (договоров).
Датой исполнения контракта (договора) считается дата акта приемки работ (итогового акта приемки работ) и (или) иного документа (в соответствии с положениями представленного контракта (договора)), подтверждающего приемку работ по исполнению контракта (договора) в полном объеме.
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема
(по каждому исполненному контракт (договору)) подтверждается следующими документами:
- копия (копии) ранее полностью (по суммам актов) исполненного (исполненных) контракта (договора) (контрактов/договоров), по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема;
- копия акта(ов) приемки выполненных работ (оказанных услуг) или иных предусмотренных контрактом (договором) документов, подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта (договора) в полном объеме.
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью. Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, согласно которым комиссия по рассмотрению заявок сможет сделать однозначный вывод о выполнении контракта (договора).
Оценке не подлежат контракты, выполнение работ по которым не завершено (являются незавершенными). При этом для целей оценки фактически выполненных работ (оказанных услуг) будет учитываться стоимость выполненных работ (оказанных услуг), указанная в актах выполненных работ или иных предусмотренных контрактом документов, подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта в полном объеме. Подтверждением наличия опыта будет считаться только предоставление этих документов вместе (копия контракта, копия акта (актов) или иных предусмотренных контрактом документов, подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта в полном объеме, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете"). Контракты, заключенные в электронном виде, должны содержать сведения о подписании их в электронном виде, позволяющим Комиссии произвести идентификацию лиц (подписывающих сторон), с указанием дат и времени подписания документа (ов) в электронном виде. Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме (в т.ч. содержать дополнительные соглашения, влияющие на общую стоимость контракта). Оценке не подлежат нечитаемые или допускающие двусмысленные толкования копии документов.
При этом, как указывалось выше, Заказчик самостоятельно устанавливает показатели, раскрывающие содержание соответствующего критерия оценки в соответствии с Правилами.
Оспариваемый порядок оценки, установленный Заказчиком в конкурсной документации, не препятствует ООО "ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ" участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего требованиям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Более того, участник закупки, не набравший баллов по этому критерию, имеет возможность набрать большее количество баллов по другому показателю и стать победителем конкурса.
Отсутствие вышеуказанной информации не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не соответствующей требованиям конкурсной документации.
При этом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что в данном случае принятый Заказчиком порядок оценки заявок по нестоимостному критерию, отвечает указанным выше положениям Закона о контрактной системе, Правил N 1085, позволяет с определенной, значимой степенью достоверности убедиться в квалификации участника Конкурса, претендующего на заключение контракта.
Таким образом, установленные Заказчиком критерии соответствуют положениям ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе и постановления Правительства N 1085.
Вместе с тем, Комиссия Воронежского УФАС России констатирует, что частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявитель, в составе жалобы, не предоставил доказательств, однозначно подтверждающих её обоснованность, как и не представил доказательств того, что рассматриваемый порядок оценки заявок ограничивает количество участников закупки, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данной жалобы.
При этом Комиссией установлено, что порядок оценки заявок участников Конкурса по Показателю N 1 Критерия N 1 установлен в соответствии с требованиями Правил и Закона о контрактной системе.
Таким образом, руководствуясь ст. ст. 99 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок,
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ" на действия Заказчиков при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения (номер извещения 0131300062721000001) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.А. Тельпов
Приложение N1
Заказчик N1:
АДМИНИСТРАЦИЯ БУГАЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КАНТЕМИРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Место нахождения: 396703, с.Бугаевка, ул. Лесная, 52, Кантемировский район, Воронежская область
Номер контактного телефона
8 (47367) 47-154
Адрес электронной почты
adm-bugaevka@yandex.ru
Заказчик N2:
АДМИНИСТРАЦИЯ ПАСЕКОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КАНТЕМИРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Место нахождения (почтовый адрес):
396700, х. Пасеково, ул. Мира, 55, Кантемировский район, Воронежская область
Номер контактного телефона
adm_pasekovo@mail.ru
Адрес электронной почты
8 (47367) 55-160
Заказчик N3:
АДМИНИСТРАЦИЯ СМАГЛЕЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КАНТЕМИРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
396735, с.Смаглеевка, ул. Почтовая,15, Кантемировский район, Воронежская область
Номер контактного телефона
8 (47367) 59-118
Адрес электронной почты
smagleevka.adm@yandex.ru
Заказчик N4:
АДМИНИСТРАЦИЯ ТАЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КАНТЕМИРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Место нахождения (почтовый адрес):
396737, с.Талы, ул. Центральная, 163, Кантемировский район, Воронежская область
Номер контактного телефона
8 (47367) 56-343
Адрес электронной почты
talybuh@mail.ru
Заказчик N5:
Администрация Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области
Место нахождения (почтовый адрес):
Российская Федерация, 396731, Воронежская обл., р.п. Кантемировка, ул. Победы
Номер контактного телефона
8 (47367) 62-255
Адрес электронной почты
kantemir.kantem@govvrn.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 23 апреля 2021 г. N 036/06/54.3-436/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2021