Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
<_>- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <_> (далее - ИП<_>) на действия единой комиссии федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Омское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа" (далее - заказчик, Омское СУВУ, единая комиссия) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Бакалейная продукция" (извещение N 0352100006721000009) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заказчика - <_> (доверенность N 48/1 от 21.04.2021);
заявителя - <_>
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 3761э от 13.04.2021) жалоба заявителя на действия единой комиссии заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 30.03.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение N 0352100006721000009 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой договора 1362518,24 руб.
08.04.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке было подано четыре заявки, одному участнику закупки с порядковым номером заявки 222795 (заявителю) отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 09.04.2021 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие все участники закупки.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 09.04.2021 заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе. Победителем признан участник закупки с номером заявки 222887 с ценой договора 1342080,47 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений сторон Комиссия установила следующее.
Заявитель считает неправомерным отказ ему в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку, по мнению заявителя, заказчиком не был установлен запрет на указание в первой части заявки на участие в электронном аукционе формулировок о количественном диапазоне товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 2 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
На основании части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к содержанию и составу заявки на участи в электронном аукционе установлены в пункте 4.1 раздела 4 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению, порядок подачи" документации об аукционе.
Согласно данному пункту заказчиком было установлено требование об указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе, в том числе следующих сведений: "конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в графе "Характеристики товара" таблицы раздела II "НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" настоящей документации, и указание на товарный знак (при наличии)".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участи в электронном аукционе (пункт 4.2 раздела 4.1 раздела 4 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению, порядок подачи" документации об аукционе) первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара указываются участником закупки в заявке на участие в электронном аукционе в соответствии с разделом II. "НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" документации.
В разделе II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе (далее - раздел II документации об аукционе) заказчиком установлены товары и требования к значениям показателей по данным товарам.
Кроме того, в разделе II документации об аукционе содержалось следующее требование: "В отношении всех показателей, за исключением количественных (в пределах диапазона или максимальных значений), указанных в графе "Характеристики товара" таблицы, установлены значения, которые не могут изменяться. Рекомендуемая форма описания конкретных показателей содержится в п. 4.2.6 настоящей документации".
По смыслу вышеуказанной формулировки в случае установления в разделе II документации об аукционе количественных значений, в том числе диапазона значений участнику закупки необходимо было указать в заявке на участие в аукционе конкретный показатель товара.
Комиссия установила, что в разделе II документации об аукционе заказчиком были установлены значения показателей товаров, в том числе требования к упаковке (например, по позиции "изделия макаронные" установлено значение показателя "упаковка не менее 4,5 кг и не более 5 кг").
Исходя из содержания документации об электронном аукционе, участник закупки должен был указать в своей заявке на участие в аукционе конкретное значение товара.
Вместе с тем, заявка заявителя содержала диапазонное значение с указанием слов "не менее" и "не более".
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
При указанных обстоятельствах, Комиссия считает правомерным отказ заявителю в допуске к участи в электронном аукционе.
Более того, следует отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе запросов на разъяснение положений документации об электронном аукционе от заявителя в адрес заказчика, в том числе от заявителя не поступало.
При указанных обстоятельствах, жалоба заявителя признается необоснованной.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
4.1. В силу части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 832 установлены ограничения допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 832).
Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 832 утвержден перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В данный Перечень включен код "10.20.2" Рыба, приготовленная или консервированная другим способом; икра и заменители икры", а также код "10.81.12" Сахар белый свекловичный или тростниковый и химически чистая сахароза в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок".
Как следует из извещения о проведении электронного аукциона, а также документации об электронном аукционе заказчиком закупались, в том числе "консервы рыбные в масле" и "сахар белый свекловичный в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок", которые включены Перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42, части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки, документации об электронном аукционе указывается информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, в нарушение части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42, части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 832 в извещении о проведении электронном аукционе и документации об электронном аукционе заказчиком не были установлены ограничения допуска, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 832.
4.2. На основании части 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Условия допуска определены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
В соответствии с пунктом 3 Приказа N 126н для целей применения настоящего приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложениях и не указанные в них.
Комиссия установила, что в приложение N 1 к Приказу N 126н включен код "10.73.11" "Изделия макаронные и аналогичные мучные изделия", который также был указан заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона.
Вместе с тем, в нарушение части 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе, пункт 3 Приказа N 126н в извещение о проведении электронного аукциона и документацию об электронном аукционе заказчиком были включены товары, указанные в Приложениях и не указанные в них.
4.3. В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона о контрактной системе При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт заключается с учетом преимущества в отношении предложенных им цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Согласно пункту 9 статьи 42 и части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона.
Порядок предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 649 (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 649).
Указанным постановлением утвержден перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (далее - Перечень).
В данный перечень включен код "10.72.12" "Печенье и пряники имбирные и аналогичные изделия; печенье сладкое; вафли и вафельные облатки".
Комиссия установила, что к поставке, в том числе были необходимы "Печенье сладкое".
Вместе с тем, в нарушение части 2 статьи 28, пункта 9 статьи 42 и части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 649 заказчиком не были установлены преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в отношении предлагаемых ими цены контракта.
4.4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила ведения КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу пункта 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Комиссия установила, что документация об электронном аукционе содержит дополнительную информацию о товарах (например, по позиции "крупа манная" установлено требование к фасовке весом не более 1 кг и т.д.), которая не предусмотрена в позиции каталога, при этом в нарушение пункта 6 Правил документация об электронном аукционе не содержит обоснование необходимости использования дополнительной информации при описании товара.
4.5. В соответствии с частью 30 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
В нарушение указанной нормы проект договора не содержал данного условия.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя <_> на действия единой комиссии федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Омское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Бакалейная продукция" (извещение N 0352100006721000009).
2. Признать в действиях федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Омское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа" нарушение требований частей 3 и 4 статьи 14, части 6 статьи 23, части 2 статьи 28, пункта 10 статьи 42, части 30 статьи 34, части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, пункта 3 Приказа N 126н, постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 649, постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 832.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать федеральному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению "Омское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа" и его единой комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_> <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 19 апреля 2021 г. N 055/06/67-407/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2021