Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Аносова,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей: ФГБНУ "НИИР им. В.А. Насоновой":
Е.А. Егоровой (доверенность от 26.11.2020 N01.00-13/76); ООО "Медикал Сервис": А.С. Фирсовой (доверенность от 10.11.2020 Nб/н),
рассмотрев жалобу ООО "Медикал Сервис" (далее - Заявитель) на действия ФГБНУ "НИИР им. В.А. Насоновой" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт (выборочный капитальный ремонт помещений (N311, 319, 409, 428 ,504 ,531, 608, 628, 708) в здании по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 34А) (Закупка N 0373100023821000053) (далее - электронный аукцион, аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные, по его мнению, в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 16.04.2021 NЕИ/21462/21 документы и сведения.
1. Согласно доводу жалобы Заказчиком установлено неправомерное требование о представлении в составе второй части заявки на участие в аукционе лицензии на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.3-9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Комиссией Управления установлено, что согласно п.22 Информационной карты аукционной документации вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе лицензию на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, разрешающей выполнение следующих видов работ:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ,
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ,
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ,
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ,
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Или договор с организацией, имеющей такую лицензию (с предоставлением копии такого договора и копии лицензии).
Комиссией Управления установлено, что согласно Извещению о проведении аукциона объектом закупки является: Капитальный ремонт (выборочный капитальный ремонт помещений (N311, 319, 409, 428 ,504 ,531, 608, 628, 708) в здании по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 34А).
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе определено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.3 или 3.1 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п. 15 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится к лицензируемым видам деятельности. При этом представитель Заказчика пояснил, что ст. 401 Гражданского Кодекса РФ установлено требование о проявлении должной осмотрительности, которая требуется по характеру обязательства и условиям оборота. Заказчик, принимая во внимание тот факт, что по закону указанный вид деятельности является лицензируемым, при установлении требования о наличии лицензии проявил должную осмотрительность. Также представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком допускается привлечение субподрядчика по данному виду работ. Любой участник закупки вправе заблаговременно заключить договор (или договор о намерениях) с субподрядной организацией, имеющей такую лицензию.
Комиссией Управления установлено, что работы, требующие лицензию, являются сопутствующими услугами в рамках основного обязательства по выборочному капитальному ремонту помещений.
Так, согласно пп.2 п.4 технической части аукционной документации установлено: "В связи с проведением работ по демонтажу и монтажу системы пожарной сигнализации в ремонтируемых помещениях, необходимо иметь лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений или договор субподряда с организацией имеющую такую лицензию".
Таким образом, работы, требующие наличия лицензии, не являются объектом закупки, а входят в состав работ, которые необходимо выполнить в соответствии технической частью аукционной документации.
В то же время условиями контракта не установлено никаких ограничений по привлечению субподрядчиков в отношении указанных работ. При этом аукционная документация сформирована таким образом, что позволяет представить в составе заявки необходимую лицензию, которой обладает не участник закупки, а иная организация, что очевидно не предусмотрено Законом о контрактной системе, поскольку действующим законодательством не предусмотрено предоставление лицензий в составе заявок организаций, не являющихся участниками закупок.
Таким образом, в случае, если в один лот с нелицензируемыми видами деятельности включены работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие специальной правоспособности (лицензии) и которые составляют не основной объем выполняемых работ, и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе соответствующей лицензии является нарушением ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
Также на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно протоколу проведения электронного аукциона от 15.04.2021 N0373100023821000053-2 двое участников приняли участие в аукционе, снижение в ходе которого составило 17%.
2. Также в составе жалобы Заявителем указано, что Заказчиком неправомерно установлены требования о членстве участников закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - СРО), поскольку из положений аукционной документации не следует, что предметом закупки действительно является капитальный ремонт, ввиду того, что согласно сметной документации основным видом работ являются общестроительные работы.
В силу ч.1 ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
На основании ч.2 ст.52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).
В соответствии с ч.3.1 ст.52 ГрК РФ застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено ст.52 ГрК РФ, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в п.22 Информационной карты аукционной документации установлено, в том числе следующее требование: "Участник закупки должен во второй части заявки предоставить выписку из реестра членов саморегулируемой организации. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи (ч.4 ст. 55.17 ГрК РФ)".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ, капитальный ремонт объектов капитального строительства - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Также представитель Заказчика пояснил, что работы в проектно-сметной документации относятся капитальному ремонту, равно как и наименование объекта закупки.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с ч.2.1 ст.52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей. При этом в рассматриваемом случае НМЦК закупки превышает 3 миллиона рублей, ввиду чего к участнику закупки установлено требование о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства, а именно, Заявителем не представлено документов и сведений однозначно свидетельствующих о том, что работы, предусмотренные техническим заданием и сметной документации не относятся к работам капитального характера. При этом представитель Заявителя не отрицал того факта, что документацией предусмотрены как работы капитального характера, так и работы по текущему ремонту, однако, Заявитель затруднился пояснить какой объем работ, по мнению Заявителя, составляют работы капитального характера, а какой работы по текущему ремонту, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управление приходит к выводу о том, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медикал Сервис" на действия
ФГБНУ "НИИР им. В.А. Насоновой" обоснованной в части неправомерного требования о представлении в составе заявки лицензии МЧС.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии П.А. Ступченко
Д.А. Аносов
Исп. Аносов Дмитрий Анатольевич
(495) 784-75-05 (доб. 077-124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 апреля 2021 г. N 077/06/106-6622/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2021