Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - |
"_", заместителя руководителя управления; |
Членов комиссии: |
"_", начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, "_", главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
при оном участии представителей сторон:
муниципального заказчика - Администрации Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее - Администрация Калининского сельсовета, Заказчик):
- "_", на основании доверенности от 20.04.2021 N б/н,
уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Усть-Абаканская районная правовая служба" (далее - МКУ "Усть-Абаканская РПС", уполномоченный орган):
- "_", на основании доверенности N б/н от 09.02.2021 г.,
без участия представителя Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Стигматранс" (далее - ООО "Стигматранс", Заявитель, Податель жалобы), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Стигматранс" на действия муниципального заказчика - Администрации Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на создание многофункциональной спортивной площадки в с. Калинино по ул. Маршала Жукова (извещение N 0180300009021000003), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Хакасское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
- не установившего обязательные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99);
- не указавшего в проекте муниципального контракта положений о неприменении штрафных санкций к поставщику (исполнителю, подрядчику) при нарушении им обязательств по контракту в связи с распространением COVID-19.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя, представив в материалы дела запрашиваемые документы и пояснения (вх. N 3733 от 19.04.2021) и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, а также уполномоченный орган и его комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с изменением извещения об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) изменение извещения об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 05.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 13 332 819,60 рублей;
3) источник финансирования - Финансирование работ по настоящему контракту осуществляется из средств бюджета муниципального образования Калининский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия (в том числе средств Федерального бюджета, средств бюджета Республики Хакасия), КБК - 004110159103L5768244 и 00411015800122070244;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) документация об аукционе от 01.04.2021 утверждена Главой Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия "_";
6) дата и время начала подачи заявок 05.04.2021 16:19;
7) дата и время окончания подачи заявок 14.04.2021 09:00;
8) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок 15.04.2021;
9) дата проведения аукциона 16.04.2021;
10) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, все участники закупки допущены к участию в Аукционе;
11) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подано от 3 участников Аукциона, последнее предложение - 9 932 950,50 руб. (снижение 25,5 % от НМЦК);
12) на момент рассмотрения жалобы Протокол подведения итогов в ЕИС не размещен.
По первому доводу жалобы Комиссия приходит к следующему.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
На основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункта 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N 99) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Согласно пункта 2(2) приложения N 1 к Постановлению N 99 в случае проведения закупки на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Пунктом 38 статьи 1 ГрК РФ установлено, что элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
В соответствии с пунктом 3.2 СП 82.13330.2016 "Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75" (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр) благоустройство территории: Комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Комиссия, рассмотрев и изучив в полном объеме аукционную документацию, в том числе проектную документацию и сметные расчеты (с указанием видов и объемов работ), руководствуясь положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, приходит к выводу, что выполнение работ по созданию многофункциональной спортивной площадки в с. Калинино по ул. Маршала Жукова (извещение N 0180300009021000003), с начальной (максимальной) ценой контракта 13 332 819,60 рублей, является выполнением работ по благоустройству территории.
Следовательно, при наличии дополнительных требований к участникам закупки, установленных законодательством Российской Федерации, Заказчик обязан указывать соответствующую информацию в закупочной документации.
Комиссией также установлено, что извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе не содержат информации в соответствии с требованиями, установленными пунктом 2(2) приложения N 1 к Постановлению N 99.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 64, частей 4 и 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, в извещении и документации об аукционе не установлены дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с Постановлением N 99.
Действия должностного лица, допустившего вышеуказанные нарушения, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, данная правовая позиция также отражена в пункте 8 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
По второму доводу жалобы Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
На основании части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Согласно правовой позиции, изложенной в совместном письме Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
Таким образом, как указано в пункте 3 совместного письма, в случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в том числе в связи с мерами, принятыми в РФ и (или) в иностранных государствах в целях предотвращения такого распространения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком в соответствии с частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе требованию об уплате таких неустоек.
Кроме того, пунктом 15.13 проекта контракта установлено, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Освобождение от уплаты неустойки (штрафа, пени) может наступить в силу действующих нормативно-правовых актов РФ.
К тому же в правовых нормах, как и в совместном письме Минфина России, МЧС России, ФАС России, разъяснен порядок действий Заказчика на этапе исполнения Контракта, в том числе и в период распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
При этом, действующие нормативные правовые акты не возлагают на Заказчика обязанность при размещении в ЕИС документации о закупке, включать в проект контракта расширенное по отношению к части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе условие о праве поставщика (подрядчика, исполнителя) ссылаться на обстоятельства распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени), как и не лишают подрядчика права на этапе исполнения контракта ссылаться на возникновение таких обстоятельств.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Внеплановая проверка размещения закупки была проведена при рассмотрении жалобы N 019/06/64-369/2021 ООО "Джули" (Решение размещено в ЕИС), в связи с чем, в рамках рассмотрения настоящей жалобы такая проверка не проводится. Вместе с тем, в связи с несоблюдением Заказчиком требований частей 4 и 5 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, в рамках жалобы N 019/06/64-369/2021 выдано предписание об аннулировании закупки N 0180300009021000003 (Предписание размещено в ЕИС).
Руководствуясь положениями Закона о контрактной системе и Административного регламента, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стигматранс" обоснованной в части не установления обязательного требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 г. N 99.
2. Признать муниципального заказчика - Администрацию Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия нарушившим части 4 и 5 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку оно выдано по результатам рассмотрения жалобы ООО "Стигматранс".
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии: |
"_" |
Члены комиссии: |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 20 апреля 2021 г. N 019/06/64-369/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2021