Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок (далее - Комиссия)
при участии представителей сторон:
заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Фармагарант Рус" (далее - Заявитель, Податель жалобы, ООО "Фармагарант Рус"):
- _, на основании доверенности N 9/04-21 от 15.04.2021 года;
государственного Заказчика - Министерства здравоохранения Республики Хакасии (далее- Заказчик, Минздрав РХ):
- _, на основании доверенности б/н от 01.04.2021 года;
- _, на основании доверенности б/н от 15.04.2021 года;
- _, на основании доверенности б/н от 15.04.2021 года;
уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - Госкомзакуп РХ, уполномоченный орган):
- _, на основании доверенности от 11.01.2021 N 1;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО "Фармагарант Рус" на действия государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку, доставку, разгрузку, сборку, установку, монтаж, ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, обучение правилам эксплуатации и инструктаж специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование (Кабинет передвижной стоматологический) в 2021 году (закупка N 0380200000121001485) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Хакасское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, должным образом не сформировавшего надлежащее описание объекта закупки, Инструкцию по заполнению заявки, обоснование НМЦК.
Представитель Заявителя, принимавший участие в заседании Комиссии, поддержал доводы жалобы и настаивал на её обоснованности.
В свою очередь представители Заказчика и Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя, представив в материалы дела пояснения, запрашиваемые документы и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган и его комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 06.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 33 408 320,00 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) документация об аукционе N ЭА/21-001440 от 06.04.2021 года утверждена Министром здравоохранения Республики Хакасия (в соответствии с п.2.1.7 Порядка взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 5.12.2017 N 630);
5) дата и время начала подачи заявок 06.04.2021 16:02;
6) дата и время окончания подачи заявок 19.04.2021 08:00;
7) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 20.04.2021;
8) дата и время проведения аукциона 21.04.2021 09:55.
1. Согласно доводу Заявителя, каждый из трёх вариантов исполнения "Кабинета передвижного стоматологического", указанных в Описании объекта закупки Заказчиком, содержит различные требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам, а также различную комплектацию, - что не допустимо.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Так, в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) утверждены в том числе Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
КТРУ используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (пункт 2 Правил).
Согласно пункта 4 Правил, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 5 Правил, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, в соответствии с Законом о контрактной системе в документации о закупке заказчик самостоятельно определяет и описывает объект закупки исходя из имеющейся потребности, необходимости достижения результатов и эффективности закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки и предоставление каких-либо преимуществ определенным хозяйствующим субъектам.
Дополнительно следует отметить, что сами по себе требования к характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются Заказчиком в соответствии со статьёй 33 Закона о контрактной системе и Постановлением N 145 как для соблюдения интересов Заказчика путем обеспечения формирования надлежащего описания объекта закупки и дальнейшей возможности осуществления проверки качества товара, исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые еще на первоначальном этапе подачи заявок могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.
Именно соблюдение указанных положений Закона о контрактной системе позволяет Заказчику приобрести действительно необходимый ему товар, а участнику закупки поучаствовать в конкурентной процедуре, предложив требуемый заказчику товар по справедливой цене.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка, доставка, разгрузка, сборка, установка, монтаж, ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, обучение правилам эксплуатации и инструктаж специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование - Кабинет передвижной стоматологический, описание которого представлено в части 7 документации об Аукционе в виде трёх возможных вариантов исполнения - Вариант N 1, Вариант N 2, Вариант N 3, каждый из которых имеет свои определенные требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам, а также различную комплектацию.
Например, в первом варианте требуется двигатель дизельный мощностью не менее 160 л.с. (п.1.4.- 1.7.), во втором варианте двигатель дизельный с рабочим объем двигателя не менее 2776 куб.см. (п.1.6.- 1.6.2.) , а в третьем варианте двигатель карбюраторный (бензиновый) мощностью не менее 88 и не более 92 кВт (п.1.4.-1.7.).
Габаритные размеры кузова-фургона (ДхШхВ) в первом варианте установлены не менее 5200x2500x2400 мм. (п. 2.1.), во втором варианте длина кузова фургона не менее 4.0 м., ширина не менее 2.0, высота не менее 2.0 м. (п. 1.7.2.), а в третьем варианте габаритные размеры: длина не менее 6900 и не более 7100 мм., ширина не более 2500, высота не более 3300 мм., ширина на уровне пола не менее 2300 мм., расстояние от пола до потолка салона не менее 1945 мм. (п. 1.24.).
Наличие радиовизиографа дентального и аппарата рентгеновского дентального требуется только во втором варианте (пункты 2.2., 2.3.), в третьем варианте требуется только портативный рентгеновский аппарат (п. 6.25.), а в первом варианте исполнения они отсутствуют.
Во втором варианте требуется стоматологическая установка с нижней подачей инструментов (п.2.1.), а в первом и третьем вариантах просто стоматологическая установка. При этом в первом и третьем варианте параметры технических характеристик отсутствуют, а требуется только наличие.
Так же во втором варианте требуются средства индивидуальной защиты от рентгеновского излучения (п.2.2.9.), а в первом и третьем варианте они отсутствуют.
Кроме того, в первом варианте указан перечень мебели (п.5.), а во втором и третьем вариантах она отсутствует, мебель к поставке не требуется.
Вышеуказанный перечень разночтений не является исчерпывающим.
На основании изложенного, Комиссия соглашается с позицией Заявителя о том, что Варианты N 1, 2, 3 исполнения объекта закупки не являются идентичными, однородными, поскольку имеют различные характеристики и комплектацию. По своей сути, в нарушение части 2 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки не содержит показатели, позволяющие определить реальную потребность Заказчика, сформированную в виде установленных требований к характеристикам товара, поскольку такие характеристики в каждом из вариантов различны, а значит конкретная потребность Заказчика им не определена.
Представитель Заказчика на рассмотрении жалобы сообщил, что комплектация стоматологического кабинета основана на Стандарте оснащения мобильного стоматологического кабинета (приложение N 9 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 786н). Между тем, это не подтверждается материалами дела. Например, пунктом 5 Стандарта предусмотрено оснащение мобильного стоматологического кабинета дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиографом), однако Вариант N 1 этого не предусматривает. Пунктом 10 Стандарта в комплектации мобильно комплекса предусмотрено наличие шприца для дентальной анестезии, многоразового использования (инъектор стоматологический, для карпульной анестезии), пунктом 23 Стандарта - наличие холодильника фармацевтического/для хранения медикаментов, однако ни один из Вариантов таких требований не содержит. Указанный перечень несоответствий между Описанием объекта закупки (представленным в виде трёх указанных Заказчиком Вариантов исполнения) и Стандартом оснащения мобильного стоматологического кабинета не является исчерпывающим.
Кроме того, как следует из пояснений представителей Заказчика каждому из вариантов исполнения соответствует стоматологический кабинет определенного производителя. Вместе с тем, на запрос Хакасского УФАС России от 16.04.2021 исх. N 06-3460/АЛ о предоставлении информации о производителях кабинета передвижного стоматологического по каждому из представленных Вариантов, указанных в Описании объекта закупки, Заказчик не представил такую информацию. Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, также затруднились обозначить производителей, товар которых будет соответствовать всем характеристикам, определенным Заказчиком в Вариантах исполнения N 1, N 2, N 3.
Следует отметить, что в рамках внеплановой проверки установлено, что при описании объекта закупки Заказчик использовал позицию КТРУ 29.10.59.170-0000010 "Кабинет передвижной стоматологический", указав 3 обязательных характеристики:
назначение - лечебно-диагностическое;
тип шасси - фургон;
электропитание - от внешней сети 220 В 50 Гц.
Вся иная указанная Заказчиком информация по вариантам N 1, 2, 3 Описания объекта закупки относится к дополнительным функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товара, которые не предусмотрены в позиции каталога, в связи с чем Заказчик в силу пунктов 5,6 Правил, утв. Постановлением N 145, должен указать обоснование необходимости использования таких характеристик, то есть раскрыть необходимость их наличия в приобретаемом медицинском оборудовании с точки зрения целей приобретения указанного оборудования в рамках оказания медицинской помощи.
Между тем, Заказчиком указано только на то, что "при составлении описания объекта закупки установлены дополнительные характеристики, которые не указаны в КТРУ, в связи с тем, что значения характеристик, указанные в КТРУ не в полной мере отражают потребность учреждений при закупке данного товара".
Таким образом, в документации о закупке имеется ссылка исключительно на потребность Заказчика, но не раскрыто само обоснование необходимости использования многочисленных дополнительных характеристик с точки зрения цели применения стоматологической установки для оказания медицинской помощи пациентам, что свидетельствует о несоблюдении пункта 6 Правил, утв. Постановлением N 145, и является нарушением части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика, допустившего вышеуказанные нарушения, содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе содержится ненадлежащая Инструкция по заполнению заявки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно письма ФАС России от 01.07.2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Таким образом, заказчик при разработке документации об аукционе должен чётко и однозначно сформулировать все её условия, в том числе корректно и однозначно прописать положения инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. Документация о проведении закупки не должна содержать возможность её вариативного понимания, соответственно, - субъективного толкования предложений, указанных в заявках участников, комиссией уполномоченного органа.
Условия документации об аукционе должны содержать ясные и чёткие требования, не допускающие неоднозначного толкования, с тем, чтобы любой участник закупки, подающий заявку на право участия в аукционе, при решении вопроса об участии в аукционе имел чёткое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям должен соответствовать поставляемый товар, предлагаемая работа, услуга.
Из изложенного следует, что в целях исключения субъективного усмотрения при разрешении вопроса о допуске участников к участию в электронном аукционе, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально чётко и конкретно сформулировать свои требования относительно объекта закупки и требования к описанию такого объекта участниками закупки в своих заявках.
Изучив положения рассматриваемой документации об Аукционе, Комиссией антимонопольного органа установлено, что в Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (приложение к информационной карте) имеются следующие требования Заказчика:
При подаче первой части заявки Участнику необходимо выбрать один из предложенных вариантов, указанных в описании объекта закупки, например, вариант 1.
При этом Участник должен указать номер варианта, т.е. если предлагаемый Участником товар соответствует ВАРИАНТУ N 1, то участник должен обязательно указать "ВАРИАНТ N 1" и т.п.
Между тем, Закон о контрактной системе и подзаконные ему НПА не содержат требований к содержанию заявки об обязанности участника закупки указывать какой-либо ВАРИАНТ. В соответствии с подпунктом б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено лишь указание конкретных показателей товара, соответствующих потребности Заказчика. Также следует отметить, что подобное требование Заказчика может привести к необоснованному, формальному отклонению заявки участника Аукциона, не указавшего такую информацию.
Кроме того, в Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе также указано, что "Требования заказчика к конкретным показателям товара установлены в графе "Содержание (значение) показателя" Описания объекта закупки". Между тем, такой графы в Описании объекта закупки Заказчиком не предусмотрено, что также может ввести в заблуждение как участника закупки, так и комиссию уполномоченного органа при оценке заявок участников Аукциона.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено ненадлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации: 1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд; 2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации; 3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что в документации об Аукционе ненадлежащим образом рассчитана начальная (максимальная) цена контракта, Комиссией не рассматривается.
Вместе с тем, Комиссия полагает необходимым направить информацию по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта (закупка N 0380200000121001485) в Министерство финансов Республики Хакасия для рассмотрения в рамках представленных полномочий.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента принято решение выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об аннулировании закупки, поскольку выявленные нарушения являются существенными и могут повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фармагарант Рус" обоснованной.
2. На основании части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе не рассматривать довод Заявителя в отношении ненадлежащего обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
3. Признать Заказчика нарушившим часть 6 статьи 23, часть 2 статьи 33, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, уполномоченному органу и его комиссии, оператору электронной площадки предписание об аннулирования закупки.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
6. Направить информацию по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта в Министерство финансов Республики Хакасия для рассмотрения в рамках представленных полномочий.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 20 апреля 2021 г. N 019/06/33-367/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2021