На основании поступившей 13.04.2021 вх. N 3559 (по подведомственности с ФАС России) информации от ООО "ЦСТ Даксмед" (далее - Заявитель), положений пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), подпункта а) пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (алее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Постановление N 1576), Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Комиссия), действующей на основании Приказа Хакасского УФАС России от 26.03.2020 года N 33/1, в составе:
- "_", заместителя руководителя управления, руководитель комиссии,
- "_", начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член комиссии,
- "_", главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член комиссии,
- "_", ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член комиссии,
в период с 16.04.2021 года по 23.04.2021 года проведена внеплановая проверка деятельности государственного заказчика - ГБУЗ РХ "РКБ имени Г.Я. Ремишевской", уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и его комиссии при проведении электронного аукциона на поставку стентов для проведения операций на периферических сосудах (закупка N 0380200000121001312) (далее - Аукцион).
В соответствии с пунктом 29 Раздела V Правил, утвержденных Постановлением N 1576 в ходе проведения внеплановой проверки 20.04.2021 в 13:00 состоялось заседание Комиссии с очным участием приглашенных представителей сторон субъектов контроля:
государственного Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская клиническая больница имени Г.Я. Ремишевской" (далее - Заказчик, ГБУЗ РХ "РКБ имени Ремишевской"):
- "_", на основании доверенности N б/н от 24.03.2021 года;
- "_", на основании доверенности N б/н от 26.03.2021 года;
- "_", на основании доверенности N б/н от 16.04.2021 года;
уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - Госкомзакуп РХ, уполномоченный орган):
- "_", на основании доверенности от 11.01.2021 N 1.
На заседании Комиссии:
1. Представитель Уполномоченного органа представил в материалы дела запрашиваемые документы (вх. N 3695 от 16.04.2021) и устно сообщил, что описание объекта закупки было составлено Заказчиком. Комиссия уполномоченного органа при рассмотрении заявок участников Аукциона действовала в соответствии с Законом о контрактной системе и требованиями аукционной документации.
2. Представители Заказчика представили в материалы дела запрашиваемые документы и пояснения (вх. N 3683 от 16.04.2021), в которых в том числе указали, что доводы Заявителя являются необоснованными. Описание объекта закупки сформировано Заказчиком с учетом его потребности, при этом по позициям 1 и 3 технического задания указаны такие характеристики стентов, которые требуются для пациентов различной комплекции и телосложения, поступающих в медицинское учреждения для проведения операций по стентированию за счет средств, полученных из Федерального бюджета.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного Аукциона.
При этом, 14.04.2021 года на основании пунктов 2 и 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращена Заявителю без рассмотрения, поскольку подана по истечении срока, предусмотренного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, а также не подписана электронной подписью подающим ее лицом или его представителем, что не соответствует требованиям части 10 статьи 105 Закона о контрактной системе (Решение N 019/06/33-366/2021 от 12.03.2021).
Вместе с тем, Хакасским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными в ЕИС в период проведения внеплановой проверки:
1) изменение извещения об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 01.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 626 600,00 рублей;
3) источник финансирования - за счет средств, полученных из республиканского бюджета Республики Хакасия и Федерального бюджета;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) документация об аукционе N ЭА/21-001285 от 29 марта 2021 г. утверждена Руководителем контрактной службы ГБУЗ РХ "РКБ имени Г.Я. Ремишевской" "_";
6) дата и время начала подачи заявок 01.04.2021 17:02;
7) дата и время окончания подачи заявок 09.04.2021 08:00;
8) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 12.04.2021;
9) дата проведения аукциона 13.04.2021;
10) на участие в Аукционе подано 2 заявки. Все участники допущены к проведению аукциона.
11) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона, наименьшее предложение поступило от участника с идентификационным номером заявки 109529441 - 2 868 492,00 руб. (снижение - 38,0%);
12) по результатам рассмотрения вторых частей заявок, все заявки участников аукциона признаны соответствующими установленным требованиям аукционной документации, победителем Аукциона признан участник - ООО "М-Юнит" с предложением о цене контракта 2 868 492,00 руб.;
13) на момент проведения внеплановой проверки Контракт не заключен.
В отношении довода Заявителя, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, составившим описание объекта закупки таким образом, что позиции 1 и 3 технического задания содержат показатели, не позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным Заказчиком требованиям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно технического задания (далее - ТЗ) аукционной документации Заказчиком установлены в том числе следующие характеристики товара - Стента для периферических артерий:
По позиции 1:
"Длина системы доставки (по выбору Заказчика): 70 и
90 см;
105 и
120 см.
Номинальный диаметр стента (по выбору Заказчика): 5 мм; 6 мм; 7 мм; 8 мм.
Общая длина стента (по выбору Заказчика): 10 и
20 мм;
20 и
30 мм;
30 и
40 мм;
50 и
60 мм;
70 и
80 мм;
90 и
100 мм;
110 и
120 мм;
150 и
160 мм;
190 и
200 мм."
По позиции 3:
"Доступные диаметры стентов - 6 мм; 7 мм.
Доступные длины стентов - [40 мм; 60 мм; 80 мм; 100 мм; 120 мм] или [40 мм; 60 мм; 80 мм]
Варианты рабочей длины системы доставки - [75 см и 130 см] или 120 см".
На заседании Комиссии установлено и не отрицалось представителями Заказчика, что универсальных стентов для периферических артерий по вышеуказанным позициям, каждый из которых может одновременно удовлетворять всем перечисленным требованиям по каждой позиции, не существует.
Следовательно, описание объекта закупки по позициям 1 и 3 технического задания содержит показатели, не позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребности Заказчика, сформированной в установленных Заказчиком требованиях к характеристикам товара, а также не дает возможности потенциальным участникам закупки (на это обстоятельство в том числе указывает Заявитель) определить потребность Заказчика в количестве тех или иных стентов по позициям 1 и 3 ТЗ с определенными характеристиками такими как: диаметр и длина стента, длина системы доставки стента, поскольку указаны различные типоразмеры данных характеристик (не менее 67), но при этом указано общее количество закупаемого товара по позиции 1 - 5шт. и по позиции 3 - 20шт.
Кроме того, Комиссия отмечает, что по позиции 1 технического задания Заказчиком в том числе установлено "(по выбору Заказчика)". Следовательно, победителю Аукциона необходимо по позиции 1 ТЗ осуществить поставку 5 стентов с характеристиками, которые в дальнейшем будут указаны Заказчиком на этапе поставки, но при этом какие стенты и с какими характеристиками из той вариативности показателей, которые указаны в ТЗ - не определено.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что выбор стента с конкретными характеристиками будет осуществляться по заявке тогда, когда для пациента лечащим врачом будут определены, в зависимости от комплекции и возраста пациента, необходимые стенты и системы их доставки, а также дата проведения операции по стентированию.
Вместе с тем, проектом Контракта не предусмотрено, что поставка товара осуществляется Поставщиком по заявке, направляемой Заказчиком, но при этом пунктом 5.3 проекта Контракта установлен срок поставки товара: в течение 45 дней с момента заключения Контракта. Следовательно, Поставщику, в том числе по позиции 1 ТЗ необходимо поставить товар с характеристиками, которые впоследствии устанавливает Заказчик, при этом, что не отрицалось представителями Заказчика, заявка поступит в любое время после подписания Контракта, но Поставщик обязан поставить товар в установленные сроки, т.е. не более 45 дней с момента подписания Контракта.
Таким образом, изложенное подтверждает, что описание объекта закупки по позициям 1 и 3 технического задания содержит показатели, не позволяющие определить соответствие закупаемых товаров фактической потребности Заказчика, что является нарушением части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В отношении довода Заявителя, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися, в ненадлежащем использовании каталога товаров, работ и услуг (далее - КТРУ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Из пункта 1 Правил формирования каталога следует, что они определяют порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе состав включаемой в него информации.
Согласно пункту 2 Правил использования каталога, каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки; приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом; документации о закупке; контракте; реестре контрактов, заключенных заказчиками; описании объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Пунктами 3 - 6 Правил использования каталога установлено следующее:
3. Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования каталога.
4. Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
5. Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе.
6. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Однако, согласно пункта 7 Правил использования каталога в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
По мнению Заявителя, по каждой позиции закупаемого товара, указанного в ТЗ, существует соответствующий код КТРУ:
1 - код КТРУ 32.50.50.000-00113 (обязательное применение с 01.10.2019),
2 - код КТРУ 32.50.50.000-00119 (обязательное применение с 01.03.2018),
3 - код КТРУ 32.50.22.190-00005139 (обязательное применение с 01.07.2019),
4 - код КТРУ 32.50.50.000-00161 (обязательное применение с 01.03.2018),
5 - код КТРУ 32.50.50.000-00116 (обязательное применение с 01.03.2018), но при этом, характеристики, указанные в КТРУ, Заказчиком не применены.
Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе объектом закупки является поставка стентов для проведения операций на периферических сосудах с ОКПД2 - 32.50.50.000 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие".
Как указали представители Заказчика, был применен код ОКПД2, поскольку КТРУ для товара Заказчиком не был определен.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что изменением 33/2018 ОКПД 2, утв. Приказом Росстандарта от 29.12.2018 N 1190-ст данный код ОКПД2 исключен с 1 января 2021 года.
Изучив в полном объеме аукционную документацию, в том числе техническое задание, Комиссия приходит к выводу, что в ТЗ содержатся следующие позиции товара, указанные в КТРУ:
1 - код КТРУ 32.50.50.000-00113 (обязательное применение с 01.10.2019),
2 - код КТРУ 32.50.50.000-00119 (обязательное применение с 01.03.2018),
4 - код КТРУ 32.50.50.000-00161 (обязательное применение с 01.03.2018),
5 - код КТРУ 32.50.50.000-00116 (обязательное применение с 01.03.2018),
При этом информация, включенная в позиции КТРУ Заказчиком при описании объекта закупки не применялась. Обоснование использования иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, Заказчик в описание товара не включил.
Указанное свидетельствует о несоблюдении Заказчиком пунктов 4 и 6 Правил, а также о нарушении части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, по позиции 3 технического задания по соответствующему коду КТРУ 32.50.22.190-00005139 (обязательное применение с 01.07.2019) отсутствует описание товара. Следовательно, согласно пункту 7 Правил использования каталога, Заказчик вправе по позиции 3 ТЗ устанавливать характеристики в соответствии со своей потребностью и Законом о контрактной системе, но как было указано ранее, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе вышеуказанная позиция ТЗ должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям.
Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в рамках проведения настоящей внеплановой проверки, являются существенными, привели к несоблюдению предусмотренных действующим законодательством требований к описанию объекта закупки, что дает достаточные основания Комиссии для выдачи предписания, направленного на устранение таких нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Постановления N 1576, Комиссия
РЕШИЛА:
1. По результатам проведенной внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены нарушения части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Государственному заказчику, Уполномоченному органу и его комиссии, а также Оператору электронной площадки выдать предписание об устранении нарушений.
3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель комиссии Члены комиссии
|
"_" "_" "_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 23 апреля 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2021