Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: |
|
|
|
|
члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в присутствии представителей:
от заказчика - Администрации Муниципального района имени Лазо Хабаровского края:
и отсутствия представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фокус" (ООО "Фокус") (о дате, месте, времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом), рассмотрев жалобу ООО "Фокус" и материалы дела N 027/06/64-472/2021,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Фокус" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Администрации Муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Распределительные газопроводы для газификации жилищного фонда района имени Лазо п. Хор 3 этап от ГРПШ N 3" (извещение
N 0122300006621000007).
Заявитель указывает в своей жалобе на нарушения заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон
N 44-ФЗ ) при составлении аукционной документации, а именно: отсутствие типовых условий в проекте контракта пунктов 5.1 - 5.6, предусмотренных Приказом Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр "Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта" (далее - Приказ N 9/пр).
На основании ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0122300006621000007 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок 31.03.2021.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Объект закупки: "Выполнение работ по строительству объекта "Распределительные газопроводы для газификации жилищного фонда района имени Лазо п. Хор 3 этап от ГРПШ N 3".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 257 270 рублей 00 копеек.
01.04.2021 были внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона и документацию электронного аукциона.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 09.04.2021 в 07:00.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 09.04.2021.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 09.04.2021 N 0122300006621000007-2, в ходе торгов ценовые предложения направляли 3 (три) участника закупки.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 13.04.2021 N 0122300006621000007-3, комиссия по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд администрации муниципального района имени Лазо Заказчика, рассмотрев вторые части заявок на участие в электронном аукционе, признала заявки ООО "ГАРАНТСТРОЙ" и ООО "СПЕЦТРАНСГАЗ" несоответствующими требованиям аукционной документации по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 6 ст. 69 Федерального закона N 44-ФЗ в связи с непредставлением в составе второй части заявки копии документов, подтверждающих соответствие участника дополнительным требованиям, установленным в п. 1.1 раздела II "Информационная карта" документации об аукционе, а заявку ООО "ТЕХСПЕЦСТРОЙ" признало соответствующей требованиям аукционной документации и Федерального закона N 44-ФЗ и на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 заключить контракт по цене 19 041 833 рублей 80 копеек.
Представители заказчика в ходе заседания Комиссии Хабаровского УФАС России поддержали доводы отзыва, дали пояснения по вопросам Комиссии Хабаровского УФАС России.
Изучив материалы дела N 027/06/64-472/2021, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу об необоснованности довода жалобы по следующему основанию:
Согласно ч. 11 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.
В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с требованиям ч. 11 ст. 34 Федерального закона
N 44-ФЗ и Правилами разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" Приказом Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр "Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта" (далее - Приказ N 9/пр) утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства.
П. 5 Приказа N 9/пр установлены следующие условия о приемке и оплате выполненных работ:
5. Условия о приемке и оплате выполненных работ:
5.1. Приемка и оплата выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (этапов работ) на основании сметы контракта, графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных работ (при наличии), условиями контракта, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
5.2. При приемке выполненных работ для подтверждения объемов и качества фактически выполненных подрядных работ по конструктивным решениям (элементам) и (или) комплексам (видам) работ, включенным в смету контракта, подрядчик представляет комплект первичных учетных документов, который определяется контрактом, а также исполнительную документацию.
5.3. При приемке выполненных работ не осуществляется сопоставление технологии производства фактически выполненных работ, технологиям, принятым при разработке сметных нормативов. Также при приемке выполненных работ не выделяется и не обосновывается стоимость учтенных в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта, прочих работ и затрат (в том числе зимнее удорожание, осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций), и затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, непредвиденных работ и затрат подрядчика.
5.4. Первичным учетным документом, являющимся основанием для оплаты работ, выполненных в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ и (или) графиком оплаты выполненных работ, по завершении выполнения соответствующих конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, в том числе работ, выполняемых поэтапно, является акт о приемке выполненных работ, оформленный и подписанный в установленном контрактом порядке.
5.5. Стоимость выполненного, принятого заказчиком и подлежащего оплате объема работ по конструктивному решению (элементу) и (или) по комплексу (виду) работ, в том числе работ, выполненных поэтапно ( ), определяется по формуле (2):
,
где:
- цена единицы i-го конструктивного решения (элемента) и (или) комплекса (вида) работ в смете контракта, руб.;
- объем выполненных, принятых заказчиком и подлежащих оплате работ по i-му конструктивному решению (элементу) и (или) комплексу (виду) работ в принятых измерителях. Объем подлежащих оплате работ не превышает объем этих работ, включенный в смету контракта.
5.6. Стоимость выполненных, принятых заказчиком и подлежащих оплате работ (Свр) определяется суммированием соответствующих показателей по конструктивным решениям (элементам) и (или) комплексам (видам) работ, в том числе работ, выполненных поэтапно, по формуле (3):
В ходе анализа аукционной документации установлено, что все выше обозначенные п. 5.1 - 5.4 Типовых условий контракта, предусмотренных Приказом N 9/пр, были отражены заказчиком в проекте муниципального контракта, а именно в п. 3.2. раздела 3 "Порядок расчетов" и раздела 6 "Порядок сдачи и приемки работ" проекта муниципального контракта.
П. 5.5 - 5.6 Типовых условий контракта, утвержденных Приказом N 9/пр определяют порядок оплаты частичного (поэтапного) выполнения работ.
Учитывая, что проектом контракта предусмотрен один этап выполнения работ и отсутствует частичная оплата выполненных работ по конструктивному решению (элементу) и (или) по комплексу (виду) работ указанные пункты были неприменимы в проекте муниципального контракта.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что проект муниципального контракта аукционной документации соответствует требованиям Приказа N 9/пр и действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Довод заявителя признан необоснованным.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой документарной проверки в соответствии с ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ Комиссией Хабаровского УФАС России выявлены следующие нарушения.
1. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу ч. 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Постановление Правительства РФ N 1042, Правила)
Согласно п. 3 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных п. 4 - 8 Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
Вместе с тем п. 9.3.3. проекта контракта устанавливает, что "За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства, если таковое установлено), предусмотренных настоящим контрактом, размер штрафа устанавливается в размере трех процентов цены контракта (этапа) (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 9.3.4, 9.3.5 настоящего контракта)", хотя цена контракта относится к промежутку от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Таким образом, ответственность за каждый факт неисполнения или ненадлежащего поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, установлена с нарушением ч. 8 ст. 34 Федерального закона
N 44-ФЗ.
В связи с допущенными нарушениями в действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. П. 6 Правил гласит, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Вместе с тем п. 9.3.5. проекта контракта устанавливает, что "За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа (при наличии в настоящем контракте таких обязательств) составляет 1000 рублей.", хотя цена проекта контракта находиться в пределах от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Таким образом, ответственность за каждый факт неисполнения или ненадлежащего за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, предусмотренных контрактом, установлена с нарушением ч. 8 ст. 34 Федерального закона
N 44-ФЗ.
В связи с допущенными нарушениями в действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно п. 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Вместе с тем п. 9.2.2. проекта контракта устанавливает, что "Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом.
За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом) размер штрафа составляет 1000 рублей.", хотя цена контракта превышает 3 млн. рублей.
Таким образом, за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, установлена с нарушением ч. 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ, п. 9 Правил.
В связи с допущенными нарушениями в действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результат закупки, так как по результатам рассмотрения только одна заявка признана соответствующей требованиям документации об аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фокус" на действия заказчика - Администрации Муниципального района имени Лазо Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Распределительные газопроводы для газификации жилищного фонда района имени Лазо п. Хор 3 этап от ГРПШ N 3" (извещение N 0122300006621000007) - необоснованной.
2. Признать заказчика - Администрации Муниципального района имени Лазо Хабаровского края нарушившим требования ч. 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в проект муниципального контракта при направлении его на подпись победителю закупки.
4. Передать материалы дела N 027/06/64-472/2021 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 16 апреля 2021 г. N 7-1/114
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2021