Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Заместитель председателя Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителей заказчика - федерального казенного учреждения "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства": Отургашевой Александры Сергеевны по доверенности от 08.04.2021 N ДВ-06/3212, Горловой Анны Сергеевны по доверенности от 22.01.2021 N ДВ-06/367,
в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЮниСеть Групп" (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы заявитель уведомлен надлежащим образом),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮниСеть Групп" (далее - ООО "ЮниСеть Групп", Общество) и материалы дела N 027/06/54.3-424/2021,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "ЮниСеть Групп" на действия заказчика - федерального казенного учреждения "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ ДСД "Дальний Восток", заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0322100024521000041 на капитальный ремонт моста через суходол на км 564+143 автомобильной дороги А-370 "Уссури" Хабаровск - Владивосток, Приморский край.
В жалобе заявитель указывает на не соответствие аукционной документации требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). По мнению заявителя:
1. Заказчиком в конкурсной документации неправомерно неустановлены дополнительные требования к участникам закупки;
2. Заказчиком в конкурсной документации, в нарушение ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не установлено требование о наличии взносов в компенсационный фонд возмещений вреда;
3. Порядок оценки заявок по квалификации установлен с нарушением законодательства о контрактной системе.
На основании ст. 99 Закона N 44-ФЗ, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0322100024521000041 о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в ЕИС 10.03.2021.
Объект закупки: капитальный ремонт моста через суходол на км 564+143 автомобильной дороги А-370 "Уссури" Хабаровск - Владивосток, Приморский край.
Начальная (максимальная) цена контракта: 37 859 099,00 рублей.
Требование к участникам закупки: Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Дата и время начала срока подачи заявок: 10.03.2021 14:52 (МСК+7).
Дата и время окончания срока подачи заявок: 13.04.2021 09:00 (МСК+7).
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым, считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N 027/06/54.3-424/2021, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно ч. 1 ст. 54.1 Закона N 44-ФЗ под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с ч. 2 ст. 54.1 Закона N 44-ФЗ для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Такие требования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99).
Согласно Приложению N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99 дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг устанавливаются для закупок, которые осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Данный перечень является исчерпывающим.
Таким образом, в случае осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме, дополнительные требования, предусмотренные Приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99, не устанавливаются, жалоба в рассматриваемой части необоснованна.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или членства в саморегулируемой организации.
В соответствии с ч.ч. 1 - 3 ст. 55.16 и ч.ч. 1 и 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по соответствующим договорам, заключаемым с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее - договор подряда) с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении одновременно следующих условий:
- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, сформированного компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств по таким договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого им внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- начальная максимальная цена договора не превышает уровень ответственности, исходя из которого членом саморегулируемой организации внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда.
Ч.ч. 12 и 13 ст. 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Исходя из положений ч.ч. 1 и 2 ст. 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных ст. 60 настоящего Кодекса.
Саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных ч.ч. 2 и 4 ст. 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных ст. 60 настоящего Кодекса.
Заказчиком в п. 14 разд. IX "Информационная карта открытого конкурса в электронной форме" конкурсной документации (далее - Информационная карта) установлено требование к участникам закупки о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Соответствие данному требованию подтверждается действующей выпиской из реестра членов саморегулируемой организации по форме утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (п. 20 Информационной карты).
При этом в п. 14 Информационной карты установлено следующее условие: "Член саморегулируемой организации имеет право выполнять работы (оказывать услуги), являющиеся объектом закупки, при соблюдении в совокупности следующих условий:
- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ);
- если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце 1 части 3 статьи 55.8 ГрК РФ договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ".
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что заказчик в конкурсной документации не установил требования о наличии взносов в компенсационный фонд возмещений вреда в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба в рассматриваемой части обоснованна.
3. Ст. 6 Закона N 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со ст. 12 Закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 1); должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона (ч. 2).
Ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Из положений ч. 8 ст. 32 Закона N 44-ФЗ следует, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N1085).
П. 3 Постановления N1085 установлено, что "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п. 4 Постановления N1085 в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ; стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла); предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
По смыслу приведенных положений Закона N 44-ФЗ и требований Постановления N 1085, основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки.
Действующим законодательством Российской Федерации не регламентировано установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимой информации, раскрывающей содержание нестоимостных критериев.
В связи с этим прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику.
Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчиком в разд. X "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" конкурсной документации на основании Правил оценки для критерия "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель).
Также установлено, что для оценки заявок участников конкурса по Показателю к оценке принимаются контракты (договоры), соответствующие всем нижеперечисленным условиям в совокупности: общее количество исполненных за последние 3 (три) года до даты подачи заявки на участие в конкурсе контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом: стоимость каждого из таких контрактов должна составлять не менее 100 (ста) процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящая закупка; учитываются контракты на выполнение соответствующих работ, по которым стороной выступает участник закупки (генеральный подряд).
Для показателя устанавливается следующая шкала предельных величин значимости показателя оценки, устанавливающая интервалы его изменений: 0 баллов - данные работы ранее не выполнялись участником конкурса, либо исполнено 2 и менее контракта, либо подтверждающие документы не представлены или представлены не в полном объеме; 100 баллов - участником конкурса исполнены 3 и более контракта.
Как следует из материалов настоящего дела, заказчиком сформулированы критерии оценки заявок, отраженные в конкурсной документации. При этом стоимостной критерии имеет доминирующее значение (60%), в то время как сформулированные заказчиком нестоимостные критерии имеют общую значимость при оценке заявок 40%.
По мнению заявителя, заказчик, установив в качестве оценки Показателя условие о том, контракты (договоры) должны быть заключены в соответствии с Законом N 44-ФЗ, нарушил требования Закона N 44-ФЗ и Постановления N 1085.
Вместе с тем, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что указанные действия заказчика не противоречат Закону N 44-ФЗ и Постановлению N 1085.
Заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия такого опыта у участника закупки, а также раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки.
Требование о предоставлении контрактов, заключенных в рамках законодательства о контрактной системе, позволяет заказчику оценивать именно сопоставимые по характеру работы, выполненные в рамках таких контрактов. Контракты, заключенные в рамках законодательства о контрактной системе и документы об их исполнении размещаются на официальном сайте и являются общедоступными, что позволяет проверить наличие опыта надлежащего (без нарушений сроков и иных условий) исполнения участником закупки контракта. Организации с небольшим опытом работы или опытом работы не по государственным контрактам в свою очередь также могли участвовать в данной закупке, поскольку не устанавливалось ограничение для самого участия по указанным критериям.
Кроме того, установленные заказчиком в конкурсной документации оспариваемые критерии оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исхода закупки, не создают преимуществ конкретному лицу и направлены на определение победителя конкурса, наиболее соответствующего потребностям заказчика, что свидетельствует об отсутствии нарушения положений Закона N 44-ФЗ.
Заявителем не представлено документарных подтверждений обоснованности доводов жалобы в этой части и невозможности подготовки заявки на участие в закупке, жалоба в рассматриваемой части необоснованна.
Учитывая, что выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не оказывают влияния на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений.
Заявитель жалобы на заседание Комиссии Хабаровского УФАС России не явился и в составе жалобы не представил доказательств, однозначно свидетельствующих, что действия заказчика нарушили его права и привели к ограничению количества участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮниСеть Групп" на действия заказчика - ФКУ ДСД "Дальний Восток" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0322100024521000041 на капитальный ремонт моста через суходол на км 564+143 автомобильной дороги А-370 "Уссури" Хабаровск - Владивосток, Приморский край обоснованной в части не установления в конкурсной документации требования о наличии взносов в компенсационный фонд возмещений вреда в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ.
2. Признать заказчика нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела N 027/06/54.3-424/2021 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Заместитель председателя Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19 апреля 2021 г. N 7-1/115
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2021