Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Заместитель председателя Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
в присутствии представителей:
от уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края Грудева Виктора Валентиновича по доверенности от 27.02.2020 N 2;
- от заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения "Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций" министерства здравоохранения Хабаровского края Картавой Александры Эдуардовны по доверенности от 21.04.2021 N Юр 44/21;
- от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Овеста" Беспаловой Ларисы Александровны по доверенности от 19.04.2021 N 1,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Овеста" (далее - ООО "Овеста", заявитель, Общество) и материалы дела N 027/06/69-456/2021,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Овеста" на действия заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения "Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - КГБУ "Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций", заказчик), уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края (далее - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона N 0122200002521001785 на поставку медицинских изделий: Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
По мнению заявителя, аукционной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки заявителя несоответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и аукционной документации, а протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе номер 0122200002521001785 от 14.04.2021 недействительным.
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0122200002521001785 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 06.04.2021.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: поставка медицинских изделий: система рентгеновской компьютерной томографии всего тела, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Начальная (максимальная) цена контракта: 31 861 253,33 рублей.
В ходе проведения внеплановой проверки уполномоченным органом, заказчиком представлены отзывы на жалобу.
Изучив материалы дела N 027/06/69-456/2021, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной по следующим основаниям.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1445 утверждено Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (далее - Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники), которое начало действовать с 01.01.2021.
Согласно п. 3 Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники в состав деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники входят работы (услуги) по перечню согласно приложению.
Приложением к Положению о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники определен перечень выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
С 01.01.2021 в состав работ, составляющих лицензированный вид деятельности (техническое обслуживание медицинской техники), включены в том числе следующие виды работ (услуг): радиологические медицинские изделия (в части оборудования для рентгенотерапии); радиологические медицинские изделия (в части рентгеновского оборудования для компьютерной томографии и ангиографии); радиологические медицинские изделия (в части оборудования для рентгенографии и рентгеноскопии).
Как следует из п. 1 разд. II "Информационная карта" аукционной документации объектом закупки является поставка медицинских изделий: система рентгеновской компьютерной томографии всего тела, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
П. 1.1 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, предусмотрено, что исполнитель по контракту помимо поставки товара обязан надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование, в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования.
Согласно п. 3.1.9 контракта включена обязанность поставщика: "своими силами и за свой счет устранять допущенные недостатки при поставке Оборудования и оказании Услуг" (пункт соответствует п. 3.1.9 Типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, утвержденного приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н).
П. 9.2 проекта контракта предусмотрено, что оплата по контракту осуществляется в безналичном порядке путем перечисления денежных средств со счета заказчика на счет поставщика, указанный в контракте, в течение 30 календарных дней после представления поставщиком счета или счета-фактуры, акта приема-передачи оборудования, акта ввода оборудования в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов, подписанных поставщиком и заказчиком, что подтверждает неразрывность и важность для заказчика именно всего комплекса работ.
Исходя из сути объекта закупки, определенного в аукционной документации, в частности, проекте государственного контракта, а также с учетом приведенных выше нормативных положений, к участнику закупки необходимо предъявление требования о наличии лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Как установлено п. 39 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) подлежит лицензированию.
Аналогичное положение содержится в ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека", согласно которой отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, к которым, в частности, относится деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения.
Виды работ, связанные с использованием источников ионизирующего излучения и подлежащие осуществлению только на основании специального разрешения (лицензии), указаны в ст. 10 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", к ним относятся: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 278 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), п. 3 которого определено, что лицензионная деятельность включает выполнение работ и оказание услуг согласно приложению, в котором содержится Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (далее - Перечень).
П.п. 5, 6, 7 Перечня эксплуатация, техническое обслуживание и хранение источников ионизирующего излучения отнесены к услугам, составляющим деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), которые подлежат осуществлению на основании лицензии.
Перечисленные в аукционной документации виды деятельности, необходимые в связи с поставкой системы рентгеновского аппарата (системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела), представляют собой единый непрерывный комплексный процесс, этапы которого технологически и функционально связаны между собой и не могут быть расценены как несамостоятельный объект закупки. В связи с этим участник аукциона должен полностью отвечать требованиям, предъявляемым к нему в ходе исполнения контракта, ввиду чего в рассматриваемом случае недопустимо заключение контракта с лицом, не имеющем лицензию на производство и техническое обслуживание медицинской техники, а также лицензию на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона.
Следовательно, в извещении, аукционной документации правомерно установлено требование к участникам закупки о наличии:
- Лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники. Виды выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники (в части технического обслуживания): монтаж и наладка, контроль технического состояния, периодическое и текущее техническое обслуживание, ремонт медицинской техники или техническое обслуживание группы "Радиологические медицинские изделия (в части рентгеновского оборудования для компьютерной томографии и ангиографии)" медицинской техники класса 2б потенциального риска применения;
- Лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности). Виды выполняемых работ, оказываемых услуг составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излечения (генерирующих): размещение, техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих).
В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч. 11 ст. 24.1, ч.ч. 3 или 3.1, 5, 8.2 ст. 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч.ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе номер 0122200002521001785 от 14.04.2021 заявка ООО "Овеста" признана несоответствующей требованиям документации об аукционе на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ ввиду непредставления документов, предусмотренных п.п. 2 п. 4.2.5 раздела I "Инструкция участникам аукциона в электронной форме" документации об аукционе и п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России участником закупки ООО "Овеста" подана заявка, содержащая согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
В качестве документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, установленным в извещении и п. 10 Информационной карты, в заявке представлены:
- авторизационное письмо от 12.04.2021 N 5508, согласно которому ООО "Филипс" является уполномоченным представителем, а АО "Мединвест" - уполномоченный дилер производителя;
- договор поставки от 13.04.2021, заключенный между ООО "Овеста" (покупатель) и АО "Мединвест" (поставщик), по которому его обязательствами является поставка медицинских изделий: Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, реестровый номер 0122200002521001785 (п. 1.2), по адресу, указанному в информационной карте: Российская Федерация, Хабаровский край, г. Бикин, ул. Бонивура, д. 4, КГБУЗ "Бикинская ЦРБ";
- копия лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники ФС-99-04-002575 от 14.04.2015, выданной ООО "Филипс";
- копия лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) N 77.01.13.002.Л.000915.06.06 от 27.06.2006, выданной ООО "Филипс".
Также Комиссией установлено, что Обществом копии лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники или выписка из реестра лицензий, предусмотренные Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) или Выписки из реестра лицензий, предусмотренные Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", не представлены.
При этом в аукционной документации отсутствует требование о предоставлении участником закупки лицензии иных хозяйствующих субъектов, состоящих в договорных и иных отношениях с участником закупки.
Кроме того, в п. 3.1.13 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, установлена обязанность именно поставщика иметь действующие лицензию (лицензии).
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о правомерности отклонения заявки ООО "Овеста" на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ ввиду непредставления документов, предусмотренных п.п. 2 п. 4.2.5 раздела I "Инструкция участникам аукциона в электронной форме" документации об аукционе и п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, и о необоснованности доводов жалобы в рассматриваемой части.
Согласно ч. 2 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
Ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ установлены требования к условиям банковской гарантии.
При этом ч. 3 ст. 45 Закона N 44-ФЗ установлено, что в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Исчерпывающий перечень сведений относительно условий банковской гарантии указан в разд. 9 "Инструкции участникам" конкурсной документации.
П. 9.3 раздела I "Инструкции участникам" конкурсной документации о том, что предусмотрено право заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, а именно: "в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии".
Согласно ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в ч.ч. 2 и 3 ст. 45 Закона N 44-ФЗ;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе номер 0122200002521001785 от 14.04.2021 заявка ООО "Овеста" признана несоответствующей также требованиям документации об аукционе на основании п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ ввиду несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным ч. 3 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, п. 9.3. разд. I "Инструкция участникам аукциона в электронной форме". В банковской гарантии ООО "Экспобанк" от 09.04.2021 N ЭГ-266302/21 отсутствует условие в праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии, т.е. в данном случае не представлено надлежащее обеспечение заявки.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, в заявке участником закупки ООО "Овеста" в качестве обеспечения заявки представлена банковская гарантия N ЭГ-266302/21 от 09.04.2021.
Проанализировав содержание банковской гарантии, комиссия Хабаровского УФАС России установила, что ее условия не отвечают требованиям аукционной документации и Закона N 44-ФЗ, а именно: в банковской гарантии отсутствует право заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
При этом п. 2.4 банковской гарантии, на который ссылается заявитель в подтверждение своих доводов о соответствии, по его мнению, банковской гарантии требованиям аукционной документации и Закона N 44-ФЗ, относится к сроку рассмотрения банком требования заказчика, которое должно возникнуть вследствие ненадлежащего рассмотрения требования заказчика (предусмотренного п. 2.4 банковской гарантии).
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о правомерности отклонения заявки ООО "Овеста" на основании п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ ввиду несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным ч. 3 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, п. 9.3. разд. I "Инструкция участникам аукциона в электронной форме", и о необоснованности доводов жалобы в рассматриваемой части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Овеста" на действия заказчика - КГБУ "Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций", уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при проведении электронного аукциона N 0122200002521001785 на поставку медицинских изделий: Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Заместитель председателя Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 21 апреля 2021 г. N 7-1/125
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2021