Резолютивная часть решения оглашена 16 апреля 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 21 апреля 2021 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель:
члены комиссии: заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти С.В. Гончарова
в присутствии на рассмотрении жалобы представителей:
муниципального бюджетного учреждения культуры "Центральная библиотека Токаревского района" - ...,
комитета государственного заказа Тамбовской области - ...,
закрытого акционерного общества "КЛАСТЕР" - ...
рассмотрев посредством системы видеоконферец-связи жалобу (вх. от 12.04.2021 N 2808) закрытого акционерного общества "Кластер" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии МБУК "Центральная библиотека Токаревского района" при проведении электронного аукциона на поставку мебели (извещение N 0164200003021000739) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области опубликовал 09.02.2021 на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" извещение N 0164200003021000739 о проведении электронного аукциона на поставку мебели для библиотеки МБУК "Центральная библиотека Токаревского района" (далее - Аукцион).
Заказчик - муниципальное бюджетное учреждение культуры "Центральная библиотека Токаревского района".
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 112 068 руб.
По окончании срока подачи заявок до 02.04.2021 было подано 11 заявок от участников с порядковыми номерами: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе аукционная комиссия Заказчика приняла решение: отказать в допуске к участию в Аукционе участникам закупки с номерами заявок 2, 7, 8, 9, 10, 11, 12; заявки с номерами 3, 4, 5, 6 признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и допущены к участию в аукционе.
Данное решение оформлено протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 05.04.2021.
Закрытое акционерное общество "Кластер" (порядковый номер заявки - N 7), не согласившись с решением аукционной комиссии Заказчика об отказе в допуске к участию в аукционе, обжаловало его в Тамбовское УФАС России.
Заказчик и уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении по основаниям, указанным в отзывах на жалобу.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителя, пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статьи 67).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 05.04.2021 первая часть заявки закрытого акционерного общества "КЛАСТЕР" на участие в Аукционе была отклонена по следующему основанию:
"Отказать в допуске к участию в электронном аукционе на основании п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ участнику закупки, подавшему заявку N 7 на участие в электронном аукционе (далее - заявка N7) в связи с несоответствием информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, содержащейся в заявке N7 требованиям п.3.3 документации об электронном аукционе:
1. В приложении N3 к документации об аукционе приведены "Понятия и определения, используемые заказчиком в техническом задании", согласно которым в случае применения Заказчиком математических знаков: "" - участником закупки предоставляется значение равное или превышающее указанное.
Сведения, содержащиеся в заявке участника аукциона, не должны допускать двусмысленных толкований.
Одной из основных характеристик объекта закупки, указанного в позиции N16 Описания объекта закупки (требования к товару) (приложение N2 к аукционной документации) является "Количество полок в секции". Участникам закупки предлагалось указать значение " 4" штук. В дополнительных характеристиках указано, что стойки системы должны соединятся полками в количестве 5 штук.
Участник аукциона предложил значение "4" по рассматриваемой характеристике, что допускает двусмысленное толкование и не соответствует требованиям документации об аукционе.
2. В приложении N3 к документации об аукционе приведены "Понятия и определения, используемые заказчиком в техническом задании", согласно которым в случае применения Заказчиком математических знаков: "?" - участником закупки предоставляется значение равное или превышающее указанное. Сведения, содержащиеся в заявке участника аукциона, не должны допускать двусмысленных толкований.
Одной из основных характеристик объекта закупки, указанного в позиции N18 Описания объекта закупки (требования к товару) (приложение N2 к аукционной документации) является "Количество полок в секции". Участникам закупки предлагалось указать значение " 4" штук. В дополнительных характеристиках указано, что стеллаж библиотечный состоит из 9 выдвигающихся ящиков.
Участник аукциона предложил значение "4" по рассматриваемой характеристике, что допускает двусмысленное толкование и не соответствует требованиям документации об аукционе".
Комиссия Тамбовского УФАС России считает решение по отказу в допуске к участию в Аукционе закрытому акционерному обществу "КЛАСТЕР" по вышеуказанному основанию необоснованным в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В Приложении N 2 к документации об аукционе содержится "Описание объекта закупки" (требования к товару) на поставку мебели для библиотеки МБУК "Центральная библиотека Токаревского района" (далее Требования к товару).
По позиции N 16 "Стеллаж библиотечный" Требований к товару было установлено, в том числе следующее требование к поставляемому товару: "Количество полок в секции 4 штука. Дополнительные характеристики: Стойки системы должны соединяться полками в количестве 5 штук".
По позиции N 18 "Стеллаж библиотечный" Требований к товару было установлено, в том числе следующее требование к поставляемому товару: "Количество полок в секции 4 штука. Дополнительные характеристики: Шкаф предназначен для хранения подшивок газет и организации удобной работы с архивами. Состоит из 9 выдвигающихся полок".
Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе изложена в разделе 4 текстовой части документации об аукционе и Приложении N 3 к документации об аукционе.
В инструкции по заполнению заявки (Приложении N 3 к документации об аукционе) заказчиком установлено, в том числе, следующее: "Если в Описании объекта закупки характеристика Товара указана в виде конкретного значения (без использования слов "не менее", "не более", "должна быть/иметь", "не ниже" и т.д.), то участник закупки не вправе изменять указанные значения.
При предоставлении участниками закупки конкретных значений показателей необходимо исключить употребление слов и словосочетаний: "или", "либо", "и (или)", "должен быть/иметь", "должна быть/иметь", "должны быть/иметь", "может", "в основном", "и другое", "в пределах", "ориентировочно", "не более", "не менее", "не ранее", "не хуже", "не выше", "не ниже", "до", "от", "более", "менее", "выше", "ниже", "возможность" и др..
В случае применения Заказчиком в Описании объекта закупки слов, математических знаков:
"не менее", "не ниже", "минимальный размер", "" - участником закупки предоставляется значение равное или превышающее указанное".
Закрытое акционерное общество "КЛАСТЕР" по спорным позициям Требований к товару указало, в том числе, следующее:
- по позиции N 16 "Стеллаж библиотечный" Требования к товару: "Количество полок в секции 4 штуки. Дополнительные характеристики: Стойки системы соединяются полками в количестве 5 штук".
- по позиции N 18 "Стеллаж библиотечный" Требования к товару: "Количество полок в секции 4 штуки. Дополнительные характеристики: Шкаф предназначен для хранения подшивок газет и организации удобной работы с архивами. Состоит из 9 выдвигающихся полок_".
Таким образом, заявка закрытого акционерного общества "КЛАСТЕР" по спорным позициям Технического задания полностью соответствовала требованиям документации Аукциона и составлена с учетом инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, аукционная комиссия Заказчика при принятии решения об отказе в допуске к участию в Аукционе по данному основанию вышла за пределы требований документации Аукциона, установленных Заказчиком.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что по аналогичному единственному основанию неправомерно было отказано в допуске к участию в Аукционе участнику закупки, подавшему заявку N8.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России считает аукционную комиссию Заказчика нарушившей ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе при рассмотрении первых частей заявок, поданных на участие в Аукционе.
2. В ходе проведения внеплановой проверки были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
2.1. Как было отмечено ранее, по позиции N 16 "Стеллаж библиотечный" Требований к товару было установлено, в том числе следующее требование к поставляемому товару: "Количество полок в секции 4 штука. Дополнительные характеристики: Стойки системы должны соединяться полками в количестве 5 штук".
По позиции N 18 "Стеллаж библиотечный" Требований к товару было установлено, в том числе следующее требование к поставляемому товару: "Количество полок в секции 4 штука. Дополнительные характеристики: Шкаф предназначен для хранения подшивок газет и организации удобной работы с архивами. Состоит из 9 выдвигающихся полок".
Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе изложена в разделе 4 текстовой части документации об аукционе и Приложении N 3 к документации об аукционе.
В инструкции по заполнению заявки (Приложении N 3 к документации об аукционе) заказчиком установлено, в том числе, следующее: "Если в Описании объекта закупки характеристика Товара указана в виде конкретного значения (без использования слов "не менее", "не более", "должна быть/иметь", "не ниже" и т.д.), то участник закупки не вправе изменять указанные значения.
При предоставлении участниками закупки конкретных значений показателей необходимо исключить употребление слов и словосочетаний: "или", "либо", "и (или)", "должен быть/иметь", "должна быть/иметь", "должны быть/иметь", "может", "в основном", "и другое", "в пределах", "ориентировочно", "не более", "не менее", "не ранее", "не хуже", "не выше", "не ниже", "до", "от", "более", "менее", "выше", "ниже", "возможность" и др..
В случае применения Заказчиком в Описании объекта закупки слов, математических знаков:
"не менее", "не ниже", "минимальный размер", "" - участником закупки предоставляется значение равное или превышающее указанное".
Аукционная комиссия Заказчика отклонила заявки 7, 8 от участия в аукционе из-за наличия в них двусмысленности.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что из указанных положений документации Аукциона и инструкции по заполнению заявки невозможно однозначно определить, что желает получить Заказчик. Требуя от участника недвусмысленных сведений, Заказчик сам создает двусмысленность.
Так, исходя из требований закупки по позиции N 16 "Стеллаж библиотечный" Требований к товару, Заказчику требуется любое количество полок от 4 включительно и больше, однако, в дополнительных требованиях Заказчик устанавливает иное требование к их количеству - 5 штук.
Приведенные выше положения Инструкции усложняют процесс подготовки заявки. Фактически Инструкция используется Заказчиком для создания дополнительных сложностей участникам, поскольку требует от них разгадать потребность Заказчика в том или ином значении показателей.
Таким образом, Инструкция, сформированная Заказчиком, носит противоречивый и запутанный характер, не позволяет участникам определить, какие именно положения подлежат применению в том или ином случае при описании товара.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к товарам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок. При этом, оценка содержания инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение в первой части заявки.
Следовательно, Заказчик, указывая в документации об аукционе требования к товарам и излагая положения Инструкции противоречиво и неоднозначно, фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, чем нарушил ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика по созданию дополнительных сложностей при подготовке заявки для участников закупки противоречат основополагающим принципам государственной политики по развитию конкуренции, изложенным в Указе Президента РФ от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", в том числе обеспечению равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации; обеспечению прозрачности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
2.2. Согласно п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Указанный протокол должен содержать информацию: о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Протокол рассмотрения первых частей заявок не содержит указания на положения документации об Аукционе, которым не соответствует заявка, в том числе не содержит положений заявки, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об Аукционе.
В части основания к отклонению заявок N7 и N8 комиссия Заказчика указала в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 05.04.2021, в том числе, следующее:
"2. В приложении N3 к документации об аукционе приведены "Понятия и определения, используемые заказчиком в техническом задании", согласно которым в случае применения Заказчиком математических знаков: "?" - участником закупки предоставляется значение равное или превышающее указанное. Сведения, содержащиеся в заявке участника аукциона, не должны допускать двусмысленных толкований.
Одной из основных характеристик объекта закупки, указанного в позиции N18 Описания объекта закупки (требования к товару) (приложение N2 к аукционной документации) является "Количество полок в секции". Участникам закупки предлагалось указать значение " 4" штук. В дополнительных характеристиках указано, что стеллаж библиотечный состоит из 9 выдвигающихся ящиков.
Участник аукциона предложил значение "4" по рассматриваемой характеристике, что допускает двусмысленное толкование и не соответствует требованиям документации об аукционе".
Однако, в Требованиях к товару по позиции N18 "Стеллаж библиотечный" присутствует иное требование к стеллажу библиотечному, а именно, что он должен состоять из 9 выдвигающихся полок.
Ввиду изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика нарушила ч. 6 ст. 67 Закона.
2.3. В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 4 Правил установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с п. 5 Правил, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что при описании объекта закупки Заказчиком применена информация, включенная в позицию КТРУ.
Вместе с тем, в нарушение п. 6 Правил использования Заказчиком в описании объекта закупки не указаны обоснования необходимости установления характеристик, не предусмотренных КТРУ.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе и п. 6 Правил при утверждении документации Аукциона.
По итогам рассмотрения жалобы и проведенной внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что выявленные в действиях Заказчика, аукционной комиссии Заказчика нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 и 2.1 ст. 7.30, ч. 4.2 ст. 7.30 Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу закрытого акционерного общества "КЛАСТЕР" обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию муниципального бюджетного учреждения культуры "Центральная библиотека Токаревского района" нарушившей ч. 5 и ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать муниципальное бюджетное учреждения культуры "Центральная библиотека Токаревского района" нарушившим ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе и п. 6 Правил.
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч. 2 ч. 2.1 ст. 7.30 КоАП РФ и ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Председатель комиссии Н.Н. Колодина
Члены комиссии В.В. Иванов
С.В. Гончарова
Исп. Иванов В.В., тел. (8 4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 21 апреля 2021 г. N 068/06/67-327/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2021