Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Битроникс" на действия Заказчика - Министерство образования Приморского края при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для внедрения цифровой образовательной среды (извещение N 0820500000821002081) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как:
- необоснованно не применил пп. "а" п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, учитывая, что в данной закупке установлены условия и ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
- в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, размещенном по адресу: https://gisp.gov.ru имеется в наличии радиоэлектронная продукция с кодом 26.20.11.110, но эта продукция отлична по своим функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам установленным заказчиком требованиям в части базовой частоты процессора 2 Гигагерц и наличия web-камеры со "шторкой", размещенной в корпусе ноутбука.
- описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе требования к ноутбукам превышают минимально необходимые функциональные и технические требования, установленные Методическими рекомендациями по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", утвержденными Распоряжением Министерства Просвещения РФ от 14.01.2021 N Р-16.
Заказчик, уполномоченное учреждение не согласны с доводами жалобы и считают, что документация об аукционе соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) были опубликованы извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме на приобретение оборудования для внедрения цифровой образовательной среды (номер извещения о закупке: 0820500000821002081). Код приобретаемого товара 26.20.11.110. - ноутбуки.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию.
В реализацию указанного положения Закона N 44-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", которым установлены ограничения допуска товаров иностранного происхождения, в том числе в отношении ноутбуков (компьютеров портативных массой не более 10 кг, таких как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающих функции мобильного телефонного аппарата) с кодом ОКПД2 26.20.11.110.
В соответствии с п. 3 Постановления N 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень, утвержденный данным постановлением, за исключением позиций, классифицируемых кодами 27.31 и 27.32, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, в случае соблюдения условий, установленных настоящим пунктом.
Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
В соответствии с информацией, размещенной заказчиком в ЕИС, подлежащее поставке оборудование классифицируется кодом 26.20.11.110 в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОКПД 034-2014.
При этом, в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, размещенном по адресу: https://gisp.gov.ru/documents/10546664/#, имеется радиоэлектронная продукция, классифицируемая кодом 26.20.11.110. но эта продукция отлична по своим функциональным. техническим и (или) эксплуатационным характеристикам установленным заказчиком требованиям.
В едином реестре российской радиоэлектронной продукции на момент рассмотрения жалобы содержится 11 реестровых записей, классифицируемых кодом 26.20.11.110. При этом, из этих 11 реестровых записей только 6 имеют подтвержденный статус (статус остальных 5 записей "не действителен"). Из 6 реестровых записей с действительным статусом две относятся к радиоэлектронным товарам с наименованием "планшетный компьютер", и только оставшиеся 4 записи относятся к ноутбукам.
При этом, указанные выше модели ноутбуков отличны от требований технического задания по следующим параметрам:
- Машина портативная персональная электронно-вычислительная Aquarius CMP NS685U R11: частота процессора базовая до 1,6ГГц (по ТЗ требуется > 2 ГГц), "шторка" у web-камеры отсутствует (по ТЗ должна быть размещена в корпусе ноутбука), беспроводная связь Wi-Fi с поддержкой стандарта ШЕЕ 802.1 lax без технологии 2x2 MIMO (по ТЗ должна быть поддержка технологии 2x2 MIMO).
- Ноутбук-трансформерАциагшэСтр NS183: размер диагонали экрана 11.6 дюйма (по ТЗ требуется >15.6 дюйма), частота процессора базовая до 1,6ГГц (по ТЗ требуется > 2 ГГц), "шторка" у web-камеры отсутствует (по ТЗ должна быть размещена в корпусе ноутбука), беспроводная связь Wi-Fi с поддержкой стандарта IEEE 802.1 lax без технологии 2x2 MIMO (по ТЗ должна быть поддержка технологии 2x2 MIMO).
- Машина портативная персональная электронно-вычислительная Aquarius CMP NS585 R3X: частота процессора базовая до 1,6ГГц (по ТЗ требуется > 2 ГГц), "шторка" у web-камеры отсутствует (по ТЗ должна быть размещена в корпусе ноутбука), беспроводная связь Wi-Fi с поддержкой стандарта ШЕЕ 802.1 lax без технологии 2x2 MIMO (по ТЗ должна быть поддержка технологии 2x2 MIMO).
- Ноутбук ПЭВМ RAYbook моделей SiXXXX (согласно данным производителя под указанные в техническом задании требования к массе (<1,8 кг) и размеру экрана (>15.6 дюйма) подходит только одна модель - RAYbook Si 1514): частота процессора базовая до 1,6ГГц (по ТЗ требуется > 2 ГГц), "шторка" у web-камеры отсутствует (по ТЗ должна быть размещена в корпусе ноутбука), беспроводная связь Wi-Fi с поддержкой стандарта ШЕЕ 802.1 lax без технологии 2x2 MIMO (по ТЗ должна быть поддержка технологии 2x2 MIMO).
Согласно п. 4, 5 Постановления, ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу ('функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Подтверждением указанного случая является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Таким образом, если заказчику требуется иная продукция, отсутствующая в реестре, то во исполнение и. 4, 5 Постановления N 878 Заказчик одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки обязан был разместить обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, указав тем самым потенциальным участникам закупки о возможности поставки товара иностранного производства.
Следовательно, заказчиком при проведении аукциона допущено нарушение части 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе и т.д.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 5 статьи 23 Закона N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Исходя из содержания части 6 статьи 23 Закона N 44-ФЗ, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
В силу подпункта "а" пункта 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Следовательно, заказчик в отношении товара ноутбук с кодом ОКПД2 26.20.11.110 не вправе устанавливать требования в отношении функциональных, технических и качественных характеристик, которые не предусмотрены Правилами использования каталога.
Довод заказчика о том, что в описательную часть требований к товарам по позиции 26.20.11.110-00000001 КТРУ были внесены изменения, вступившие в силу после опубликования электронного аукциона (опубликовано 07.04.2021, вступили в силу 08.04.2021 года) и были рекомендованы, а не обязательны для применения, не могут быть признаны обоснованными, поскольку отсутствие характеристик в позиции КТРУ 26.20.11.110-00000001 не дает заказчику Права в нарушение подпункта "а" пункта 5 Правил использования каталога устанавливать характеристики по своему усмотрению.
Данный запрет направлен на возможность участия в закупке участников, предлагающих к поставке товар, включенный в реестр радиоэлектронной продукции.
Аналогичные разъяснения даны ФАС России в письме от 14.12.2020 N МЕ/109921/20 "О рассмотрении обращения": "случае применения ограничений, установленных Постановлением N 878, заказчик не вправе указывать дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств."
Вместе с тем, довод Заявителя о невозможности поставить товар с описанным в техническом задании процессором, "шторкой" веб камеры, беспроводной связью Wi-Fi с поддержкой стандарта IEEE 802.11ax и технологии 2x2 MIMO не нашел своего подтверждения.
Довод Заявителя о нарушении Распоряжения Минпросвещения России от 14.01.2021 N Р-16 "Об утверждении методических рекомендаций по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" также не нашел своего подтверждения.
Методические рекомендации в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", разработаны в соответствии с приказом Минпросвещения России от 2 декабря 2019 г. N 649 "Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды".
Требования, приведенные в настоящих методических рекомендациях, являются минимальными. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) при реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы ЦОС вправе обеспечивать требования, превышающие установленные настоящими методическими рекомендациями. При этом, выбор требований не должен вступать в противоречие с требованиями позиции 26.20.11.110-00000001 КТРУ.
Тем самым заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 и части 6 статьи 23 Закона N 44-ФЗ.
Ответственность за вышеуказанное нарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Битроникс" на действия Заказчика - Министерство образования Приморского края при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для внедрения цифровой образовательной среды (извещение N 0820500000821002081) обоснованной.
2. Признать, что заказчик допустил нарушение:
- части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 64 и части 6 статьи 23 Закона N 44-ФЗ.
3. Не выдавать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении открытого аукциона, в связи с тем, что ранее по данной закупе было выдано предписание об устранении нарушений.
4. Не передавать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства, в связи с тем, что ранее по выявленным нарушениям материалы дела переданы ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 21 апреля 2021 г. N 025/06/64-490/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2021