Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:
Председателя комиссии: "__."
Членов Комиссии: "__."
в присутствии:
"__." представителя ГБУК "Брянский областной художественный музейно-выставочный центр", действующего на основании доверенности N1 от 19.04.2021 года;
"__."- представителя ФГУП "Охрана" Росгвардии, в лице филиала по Брянской области, действующего на основании доверенности N 9 от 13.07.2020 года,
"__." представителя Управления государственных закупок Брянской области, действующего на основании доверенности N1 от 12.01.2021 года,
рассмотрев поступившую жалобу заявителя ФГУП "Охрана" Росгвардии, в лице филиала по Брянской области на действия заказчика ГБУК "Брянский областной художественный музейно-выставочный центр" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению физической охраны за N 0127200000221001744 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила следующее:
12.04.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по обеспечению физической охраны за N 0127200000221001744, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 681 788,80 рублей.
Заявитель ФГУП "Охрана" Росгвардии, в лице филиала по Брянской области считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика ГБУК "Брянский областной художественный музейно-выставочный центр", сформировавшего документацию об электронном аукционе за N 0127200000221001744 с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно, по мнению заявителя, Заказчиком в техническом задании документации о закупке не установлено требование, предусмотренные п.п.е п.20, п.п.б п.23 Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 N 176 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее Постановление Правительства РФ от 11.02.2017 N 176). Заявитель отмечает в жалобе, что для осуществления комплекса мер и выполнения указанных мероприятий в п.п.е п.20, п.п.б п.23 Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 N 176 участником закупки не могут являться частные охранные организации, поскольку выявление и предотвращение противоправных действий террористической направленности возможно в ходе проведения личного досмотра, который могут осуществлять только подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, Заявитель считает, что ГБУК "Брянский областной художественный музейно-выставочный центр" должен подлежать только охране государственными учреждениями в связи с нахождением на объектах ГБУК "Брянский областной художественный музейно-выставочный центр" экспонатов Федерального значения и отнесения ГБУК "Брянский областной художественный музейно-выставочный центр" согласно паспорта безопасности к объектам 1 категории.
До рассмотрения жалобы по существу в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика ГБУК "Брянский областной художественный музейно-выставочный центр" (вх. 3124 от 15.04.2021 года).
Заслушав пояснения Заказчика, Заявителя, уполномоченного органа, изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующему выводу:
1. Заказчиком ГБУК "Брянский областной художественный музейно-выставочный центр" при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, требования п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, поскольку заказчиком при установлении требования к участникам закупки не установлена возможность участия в данной закупке государственных организаций, осуществляющих свою деятельность на основании Устава.
Предметом осуществляемой закупки является оказание услуг по обеспечению физической охраны за N 012720000022100174.
Пунктом 16 информационной карты документации об аукционе за N 0127200000221001744 установлены единые требования к участникам закупки только о наличии лицензии или выписки из реестра лицензий в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий":
(Наличии действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности с разрешенным видом услуг: "охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористиской защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона").
Вместе с тем, участником закупки могут быть не только частные охранные предприятия, но и государственные организации, в частности ФГУП "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
ФГУП "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации создано на основании Закона N 161-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 11.02.2005 N 66 "Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации" (далее - Постановление N 66) в целях оптимизации структуры вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и обеспечения надежной охраны имущества физических и юридических лиц.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 161-ФЗ учредительным документом предприятия является его Устав.
На основании Федерального закона N 161-ФЗ и п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного предприятия" решение об учреждении ФГУП принимается Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации реализовало свое право учредить ФГУП "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, являющееся государственной организацией с охранными функциями, именно путем издания Постановления N 66.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что ФГУП "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации создано в форме федерального государственного унитарного и является государственной охранной организацией, действие Закона N 2487-1, определяющего правовые основы деятельности и оказания охранных и прочих услуг частными охранными организациями, условия их лицензирования на предприятие не распространяется.
При установленных обстоятельствах документом, подтверждающим право ФГУП "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации осуществлять охранную деятельность, является его Устав.
Установление в документации о закупке требования к участникам закупки только о наличии лицензии на осуществление частной охранной деятельности с разрешенным видом услуг может повлечь за собой необоснованный отказ в допуске государственных организаций, осуществляющих свою деятельность по охране объектов на основании Устава.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В рамках рассмотрения жалобы не подтвердился довод Заявителя о том, что ГБУК "Брянский областной художественный музейно-выставочный центр" должен подлежать только охране государственными учреждениями в связи с нахождением на объектах ГБУК "Брянский областной художественный музейно-выставочный центр" экспонатов Федерального значения и отнесения ГБУК "Брянский областной художественный музейно-выставочный центр" согласно паспорта безопасности к объектам 1 категории ввиду следующего:
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 N 587) утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, согласно приложению N 1.
Из положений п. 1 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ N 587 следует, что частная охранная деятельность не распространяется на здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов Федеральной налоговой службы), иных государственных органов Российской Федерации.
Согласно п. 2 Определения Конституционного суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 18363-0-0 установление в п. 1 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 587 перечня объектов, подлежащих государственной охране направлено на надлежащее обеспечение безопасности указанных объектов ввиду особого их статуса.
Между тем, вхождение ГБУК "Брянский областной художественный музейно-выставочный центр" в ведении Департамента культуры Брянской области не относит Заказчика к государственным органам исполнительной власти и не является основанием для отнесения указанных объектов, к зданиям (помещениям), строениям федерального органа исполнительной власти, поименованным в п. 1 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ N 587.
3. Довод Заявителя относительно формирования заказчиком ГБУК "Брянский областной художественный музейно-выставочный центр", сформировавшего документации об электронном аукционе за N 0127200000221001744 с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно, отсутствия техническом задании документации о закупке комплекса мер, предусмотренных п.п. е п.20, п.п. б п.23 Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 N 176, для выполнения которых участниками закупки не могут являться частные охранные организации, поскольку выявление и предотвращение противоправных действий террористической направленности возможно в ходе проведения личного досмотра, который могут осуществлять только подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти ввиду следующего
Пунктами 6,7 Приложения N1 к документации о закупке "Техническое задание" установлено требование об оказании услуг, в том числе в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 N 176.
В соответствии с п.п.е п. 20 Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 N 176 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях: выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) на объект (территорию) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, п.п. б п. 23 Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 N 176 предусмотрено, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством своевременного выявления фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса (провоза) запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории), однако, Постановление Правительства РФ от 11.02.2017 N 176 не содержит положений, что для достижения целей, предусмотренных данными положениями необходимо осуществлять только личный досмотр.
Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 N 176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - Требования) и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Пункт 20 Требований предусматривает, что антитеррористическая защищенность объектов обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:
- выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
- пресечения попыток совершения террористических актов на объектах.
Согласно п. 21 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты достигается, в частности, посредством:
- организации охраны и оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами;
- организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования;
- своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта;
- организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия идеям терроризма в сфере культуры;
- организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий).
В соответствии с п. 23 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах достигается, в частности, путем контроля состояния помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей.
Таким образом, для осуществления указанных в п.п. е п.20, п.п. б п.23 Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 N 176 мероприятий разрабатывается комплекс мероприятий, не включающий в себя личный досмотр.
Более того, Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 N 176 не определено, что оказание услуг охраны возможно только государственными учреждениями.
При установленных обстоятельствах Комиссия Брянского УФАС приходит к выводу, что вышеуказанный довод Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
Решила:
1. Признать жалобу заявителя ФГУП "Охрана" Росгвардии, в лице филиала по Брянской области на действия заказчика ГБУК "Брянский областной художественный музейно-выставочный центр" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению физической охраны за N 0127200000221001744 необоснованной.
2. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика ГБУК "Брянский областной художественный музейно-выставочный центр" нарушение требований п.1 ч1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику ГБУК "Брянский областной художественный музейно-выставочный центр", уполномоченному органу Управление государственных закупок Брянской области, оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении нарушений п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, в том числе об аннулировании закупки.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии "__."
Члены комиссии "__."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 20 апреля 2021 г. N 032/06/64-408/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2021