Резолютивная часть решения объявлена 16.04.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21.04.2021 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:;
Члены Комиссии:;
В присутствии представителей Министерства образования Иркутской области (далее-заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее -уполномоченный орган) ООО "Телематика" (далее - заявитель, Общество, участник закупки).;
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе "Компьютерное оборудование для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды", извещение N 0134200000121001239, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
Из доводов заявителя следует, что Заказчиком, уполномоченным органом допущены следующие нарушения Федерального закона N 44-ФЗ:
1. Технические характеристики к товару "мышь компьютерная" не позволяют участнику закупки установить конкретные параметры товара требуемого к поставки.
2. Инструкцией по заполнению заявки не регламентирован порядок указания характеристик при описании товара многофункционального устройства, технология печати.
3. Требования к гарантийным обязательствам установленные документацией данного электронного аукциона допускают двоякое толкование.
4. Заказчиком в документации о проведении электронного аукциона не установлены запреты и ограничения по Постановлению Правительства N 126, Постановлению Правительства N 878, а установленные заказчиком обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и невозможности соблюдения невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд составлены ненадлежащим образом и не соответствуют требованиям самой документации об электронном аукционе, что нарушает положения статей 8, 14 Федерального закона N 44-ФЗ.
5. В нарушение положений Федерального закона N 44-ФЗ заказчиком в документации об электронном аукционе установлены дополнительные характеристики к товарам, не содержащиеся в КТРУ.
Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя, в которых считают доводы жалобы необоснованными.
Изучив представленные материалы, Комиссия Иркутского УФАС пришла к следующему выводу.
В единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0134200000121001239, и аукционная документация "Компьютерное оборудование для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 91 178 592,00 рублей.
Комиссия проанализировав доводы жалобы, возражения Заказчика, уполномоченного органа приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 "наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" помимо прочего, к поставке требуется следующий товар:
Мышь компьютерная. Тип подключения: беспроводная. Интерфейс подключения: USB.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно Письму Минфина России от 29.06.2020 N 24-03-07/55769 "Об указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе информации о конкретных показателях товара в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки товаров, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 указанной статьи, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. Таким образом, информация о конкретных показателях товара предоставляется участником закупки в первой части заявки только в случае, если условиями контракта предусмотрена поставка товара, в том числе при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Таким образом, Федеральный закон N 44-ФЗ не запрещает Заказчикам устанавливать конкретные характеристики товара.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Так, Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, заказчиком в аукционной документации установлены требования к товарам с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности.
Более того, перед проведением данного электронного аукциона Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от поставщиков готовых представить товар в соответствии с условиями документации.
Согласно части 3 "наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" помимо прочего, к поставке требуется следующий товар:
Многофункциональное устройство (МФУ). Технология печати. Электрографическая (лазерная, светодиодная).
Заявитель считает, что Заказчиком не установлен порядок указания характеристик при описании в круглых скобках, через ",".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Следовательно, требование к наличию инструкции является обязательным, при этом, к содержанию инструкции требований Федеральным законом N 44-ФЗ не установлено, в связи, с чем заказчик/уполномоченный орган разрабатывают ее самостоятельно.
Пунктом 1.2 документации данного электронного аукциона установлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, согласно которой:
Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Конкретные показатели товара при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, указаны в части III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе.
В случае, если в части III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" указаны значения "не менее, не более, не менее и не более, менее, более, или, должен быть, может, может быть, должен, должно, должно быть, не менее - не более, не ниже, не выше, - означает больше или равно,< - меньше, > - больше,
- меньше или равно", то участнику закупки при подготовке заявки следует указывать конкретное значение показателей товара (предлагаемого к поставке или используемого в процессе выполнения работ, оказания услуг).
Заказчиком, Уполномоченным органом также пояснено, что данная характеристика установлена с учетом положений КТРУ 26.20.18.000-00000069 и у заказчика отсутствует право изменять, описывать обязательную характеристику товара со значениями, отличными от КТРУ в связи с чем в первой части заявки участнику закупки необходимо было указать характеристики Многофункционального устройства (МФУ) в неизменном виде, то есть "Технология печати - Электрографическая (лазерная, светодиодная)".
Таким образом, Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что положения инструкции по заполнению заявки на участие в данном электронном аукционе, установленной в документации, позволяют участникам закупки определить порядок заполнения сведений в отношении указанной в техническом задании характеристике и заполнить заявки надлежащим образом.
Техническим заданием данного электронного аукциона установлено, что па Товар установлена гарантия производителя - не менее 12 (двенадцати) месяцев с даты поставки Товара. Предоставление гарантии производителя осуществляется вместе с Товаром.
На Товар установлена гарантия Поставщика - __ (___________________) месяцев с даты поставки Товара, Предоставление гарантии Поставщика осуществляется вместе с Товаром.
В соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Таким образом, государственным заказчиком, уполномоченным органом в вышеуказанных положениях документации данного электронного аукциона определен минимальный гарантийный срок, предоставляемый производителем. Срок гарантии Поставщика заведомо не известен, поскольку устанавливается участником закупки самостоятельно и не допускает двусмысленного толкования.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 14 Федерального закона N 44- ФЗ применение национального режима при осуществлении закупок реализуется путем установления:
- нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской
- Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных запрета или ограничений, заказчики размещают обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений; - федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации условий допуска товаров, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 2 Постановления Правительства N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 1 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 (далее - Порядок), Порядок определяет правила подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - обоснование), а также требования к содержанию такого обоснования.
В соответствии с пунктом 2 Порядка обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр) отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 3 Правил обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное пп. а) или б) пункта 2 Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном пп. б) пункта 2 Порядка).
Также в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 878).
Пунктом 4 Постановления Правительства N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Пунктом 5 Постановления Правительства N 878 установлено, что подтверждением случая, установленного пунктом 4, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное Заказчиком в соответствии с порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденным Постановлением N 878, и размещенное заказчиком в ЕИС одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 2 Порядка обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Согласно пункту 3 Порядка, обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
Комиссией установлено, что в документации об электронном аукционе установлены обоснование невозможности соблюдения ограничений, установленных Постановлением Правительства N 878 и обоснование невозможности соблюдения запрета, установленного Постановлением Правительства N 1236, соответствующие вышеназванным требованиям.
Согласно техническому заданию данного электронного аукциона, помимо прочего установлен:
Ноутбук. Программное обеспечение:
класс программного обеспечения |
операционные системы |
наименование
|
Microsoft Windows 10 Pro или эквивалент |
модуль управления ресурсами системы, |
наличие |
модуль оптимизации распределения нагрузки |
наличие |
модуль защиты от непредвиденных сбоев и зависаний |
наличие |
модуль автоматической диагностики системы |
наличие |
система родительского контроля для предотвращения несанкционированного использования и блокировки нежелательных данных |
наличие |
встроенный веб-браузер с опцией поиска |
наличие |
предоставление всех необходимых драйверов через центр обновлений в целях обеспечения совместимости устройств |
наличие |
обеспечение полной совместимости приложений в рамках системы, встроенные средства совместимости |
наличие |
быстрое переключение между пользователями |
наличие |
защита ядра от изменений, усиление защиты служб |
наличие |
предотвращение несанкционированного исполнения данных |
наличие |
предохранение от случайных изменений структуры адресного пространства |
наличие |
сохранение обязательных уровней целостности |
наличие |
конструктивная поддержка 64-разрядных процессоров |
наличие |
возможность использования в доменной структуре локальных вычислительных сетей |
наличие |
возможность получения бесплатных обновлений |
наличие |
лицензия |
наличие, бессрочная |
Таким образом, Заказчиком в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ указана возможность поставки эквивалентного товара, в том числе указаны параметры эквивалентности.
ООО "Телематика" в своей жалобе утверждает, что в обосновании Постановления Правительства N 1236 заказчик сравнил не весь перечень программного обеспечения, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения (далее - реестр ПО) и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке. Свое утверждение ООО "Телематика" подкрепляет ссылкой на письмо ООО "Базальт СПО" N 60421-3 от 06.04.2021 г исходя из которого следует, что операционные системы Альт Рабочая Станция и Альт Образования полностью соответствуют техническому заданию данного электронного аукциона.
Вместе с тем, согласно Порядку подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств Постановления Правительства РФ N1236, документация об электронном аукционе содержит обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Приложение 2 к документации об электронном аукционе) (далее- обоснование ПП 1236). А именно:
Согласно данных https://reestr.digital.gov.ru/ в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных по классу "Операционные системы" включены следующие сведения, не соответствующие установленным заказчиком требованиям: 1292 Базальт Рабочая Станция.
Довод заявителя жалобы о том, что установленным характеристикам к требуемой операционной системе "Windows 10 Pro" соответствует программное обеспечение "Альт Рабочая станция" и "Альт образование" не находит своего подтверждения на основании следующего.
Так, заявителем в жалобы в качестве подтверждения вышеназванного довода представлено письмо ООО "Базальт СПО", являющегося правообладателем программного обеспечения дистрибутивы операционных систем "Альт Рабочая станция" и "Альт образование", согласно которому указанное программное обеспечение полностью соответствует требованиям, установленным в Техническом задании.
Вместе с тем, представленное письмо не может однозначно свидетельствовать о тождественности операционных систем "Альт Рабочая станция" и "Альт образование" и требуемой к поставке операционной системы "Windows 10 Pro" без проведения соответствующей экспертизы и получения экспертного заключения лиц, обладающих специальными познаниями в сфере информационных технологий.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода заявителя жалобы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ Формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 Утверждены Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В силу пункта 4 названного постановления Заказчики обязаны применять описание товаров, работ, услуг, приведенных в КТРУ
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Из пункта 6 Правил следует, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Поскольку в данной закупки ограничение по Постановлению Правительства N 878 не установлено, заказчиком включены дополнительные, помимо предусмотренных в КТРУ, характеристики.
Заказчиком в разделе 3. "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе включено обоснование необходимости использования дополнительной информации при описании товара, а именно:
Включение в описание объекта закупки дополнительных характеристик компьютерного оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды обусловлено потребностью заказчика в таком товаре, который бы учитывал требования к оборудованию для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (распоряжение Минпросвещения России от 14.01.2021 N Р-16 "Об утверждении методических рекомендаций по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование") и удовлетворяла потребностям заказчика в полном объеме.
Оценив условия аукционной документации, Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу о том, что сформулированные в ней требования к объекту закупки не являются обстоятельством, свидетельствующим об нарушении Федерального закона N 44-ФЗ, а также об ограничении количества участников закупки, поскольку действующее законодательство предоставляет государственному заказчику право на организацию торгов по закупке именно того товара, который он счел необходимым.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Прекратить процедуру приостановления определения поставщика, (подрядчика, исполнителя) введенное в связи с поступлением рассмотренной жалобы.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 21 апреля 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2021