Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - председателя Комиссии, руководителя Управления,
- <_> - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии:
со стороны подателя жалобы - ООО "РЕСПЕКТ":
- <_> - генерального директора,
- <_> - представителя по доверенности от 09.04.2021 N1,
со стороны государственного заказчика - ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области":
- <_> - представителя по доверенности от 17.02.2021,
со стороны уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области:
- <_> - представителя по доверенности от 31.03.2021 N110,
рассмотрев жалобу ООО "РЕСПЕКТ" на действия аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт автомобильной дороги "г. Сердобск - с. Новая Студеновка" км 0+000 - км 8+600 Сердобского района Пензенской области" (извещение N 0155200002221000151 от 25.03.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого уполномоченным органом - Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика - ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области", руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
12.04.2021 в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО "РЕСПЕКТ" на действия аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт автомобильной дороги "г. Сердобск - с. Новая Студеновка" км 0+000 - км 8+600 Сердобского района Пензенской области" (извещение N 0155200002221000151 от 25.03.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого уполномоченным органом - Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика - ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области".
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 19.04.2021 в 15 часов 30 минут.
Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.
По мнению заявителя, аукционная комиссия при рассмотрении заявок участников закупки на участие в электронном аукционе необоснованно признала ООО "РЕСПЕКТ" и поданную им заявку на участие в закупке не соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе.
Представители подателя жалобы поддержали доводы, указанные в жалобе в полном объеме, и просили признать жалобу обоснованной.
На рассмотрении жалобы представитель государственного заказчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 16.04.2021 N7-5/1012-р, указав, что заявленные в жалобе требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Представитель уполномоченного органа с доводами, указанными в жалобе не согласилась, поддержала позицию указанную в отзыве на жалобу от 15.04.2021 N155, в соответствии с которым просила признать данную жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
25.03.2021 уполномоченным органом для нужд государственного заказчика на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0155200002221000151, а также документация о проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт автомобильной дороги "г. Сердобск - с. Новая Студеновка" км 0+000 - км 8+600 Сердобского района Пензенской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 214 081 692,71 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 25.03.2021 15:22 (МСК).
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе- 02.04.2021 09:00 (МСК).
Дата проведения аукциона в электронной форме - 02.04.2021 13:00.
Идентификационный код закупки: 212583601371758360100100170014211243.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 утверждены Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (Приложение N 1).
Согласно пункту 2(5) Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 при закупке работ на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка
Документами, подтверждающим соответствие участника указанному дополнительному требованию, являются:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта капитального строительства;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Учитывая предмет закупки, а также НМЦК в извещении и документации Об электронном аукционе (пункт 9, 10 информационной карты) установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(5) Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
В соответствии с частью 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Аналогичное требование установлено в пункте 2.3.1 главы 2 "Инструкция электронного аукциона".
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 1 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 05.04.2021 N0155200002221000151-3 аукционной комиссией по итогам рассмотрения заявки ООО "РЕСПЕКТ" сделан вывод о несоответствии заявки Общества дополнительному требованию к участникам закупки, установленному согласно пункту 2(5) Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 - на основании пункта 2 части 6 статьи 69 "Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе" Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями): 1) несоответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 "Требования к участникам закупки", Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями): - в заявке участника закупки в составе документов, подтверждающих опыт исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, предоставлена копия ранее исполненного договора субподряда N2СПБ/20 от 14 июля 2020 г. на капитальный ремонт автомобильной дороги Подъезд к с. Рузаново км 0+000 - км 4+100 Спасского района Пензенской области, в нарушение требований подпункта 11 пункта 9 и пункта 10 Раздела 1. Первая часть информационной карты закупки путем проведения аукциона в электронной форме и Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99.
В рамках рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссией Управления на основании допуска к плагину "Независимый регистратор" установлено, что в качестве документов, подтверждающих соответствие участника дополнительным требованиям, были представлены:
- субподрядный договор от 14.07.2020 N 2СБП/20, заключенный между ООО "Гелиос" (генеральный подрядчик) и ООО "РЕСПЕКТ" (субподрядчик) на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги подъезда к с. Рузаново км 0+000-км 4+100 Спасского района Пензенской области на сумму 51 780 657,01 руб.
- акты приемки выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости работ по форме КС-3:
1) N1 от 05.08.2020 на сумму 2 990 828, 90 рублей,
2) N2 от 07.09.2020 на сумму 5 738 863, 10 рублей,
3) N3 от 12.10.2020 на сумму 19 099 698, 61 рублей,
4) N4 от 26.10.2020 на сумму 20 295 000, 00 рублей,
5) N 5/1 от 27.11.2020 на сумму 2 725 903, 74 рублей,
6) N 5/2 от 1127.11.2020 на сумму 1 621 160, 73 рублей,
7) N 5/3 от 27.11.2020 на сумму 766 242, 24 рублей.
Вместе с тем, как указано ранее согласно пункту 2(5) Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 документами, подтверждающими соответствие участника указанному дополнительному требованию, являются:
- либо копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта
- либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта капитального строительства;
В рассматриваемом случае, согласно представлен договор субподряда на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги, но сведения о нем отсутствуют в реестре контрактов, договоров, т.к. данный договор заключен не в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Кроме того, согласно письму ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19 указанные в Постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Таким образом, если предметом закупки является строительство или реконструкция, или капитальный ремонт, или снос объекта капитального строительства и начальная (максимальная) цена контракта превышает установленный размер, то у участника закупки должен быть опыт выполнения работ по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту, или сносу объектов капитального строительства, что должно быть подтверждено соответствующими документами.
В силу положений статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке подлежит отклонению в случае, если участник закупки, подавший ее, не соответствует требованиям документации, в том числе дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, по мнению ФАС России, при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства контрактом (договором), подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, где стороной выступает участник закупки (генеральный подряд).
Таким образом, договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Указанная позиция подтверждается правоприменительной и судебной практикой ФАС России, в частности, Обзор судебной практики ФАС России в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (июнь 2017 года), Обзор разъяснений ФАС России законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (ноябрь 2018 года), Обзор административной практики ФАС России в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (июль 2020 года), Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2017 N Ф05-15295/2017 по делу N А40-7626/17, Определение Верховного суда Российской Федерации от 05.12.2018 N 305-КГ18-19792 по делу N А40-223872/2017, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.09.2018 N Ф04-3797/2018 по делу N А45-25539/2017, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.02.2019 N Ф03-6176/2018 по делу N А59-4104/2018, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.07.2020 по делу N А40-180104/19, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.06.2020 по делу N А50-26381/2019.
На основании изложенного выше, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия аукционной комиссии при рассмотрении заявки участника закупки правомерны, а доводы жалобы являются необоснованными.
При совокупности указанных выше обстоятельств оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РЕСПЕКТ" на действия аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт автомобильной дороги "г. Сердобск - с. Новая Студеновка" км 0+000 - км 8+600 Сердобского района Пензенской области" (извещение N 0155200002221000151 от 25.03.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого уполномоченным органом - Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика - ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области", необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 19 апреля 2021 г. N 058/06/106-335/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2021