Резолютивная часть решения оглашена 20 апреля 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 22 апреля 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Монолит" на действия Администрации Октябрьского сельского поселения (далее - заказчик) при проведении электронного на реконструкцию системы водоснабжения д. Барсучье Октябрьского муниципального района (извещение N 0169300040421000030), при участии в заседании Комиссии в дистанционном режиме:
- представителя Администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области Загребельного В.А., действующего на основании доверенности от 28.02.2021 N 11/21;
- представителя Комитета экономики Администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области (далее - уполномоченный орган) Таушкановой Г.И., действующей на основании доверенности от 28.02.2021 N 10/21,
в отсутствие представителей ООО "Монолит" (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 13.04.2021 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на реконструкцию системы водоснабжения д. Барсучье Октябрьского муниципального района (извещение N 0169300040421000030) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 19.03.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта - 43 892 800,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Доводы жалобы заключаются в следующем.
1. Предмет закупки подпадает под действие Постановления Правительства от 15.05.2017 N 570, но при этом заказчик не включил в документацию возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
2. Проект контракта устанавливает обязанность подрядчика привлекать к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (пункт 3.3.3), но при этом не устанавливает штраф за неисполнение данного требования.
3. В проекте контракта отсутствует условие, предусмотренное пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
4. График выполнения строительно-монтажных работ, размещенный заказчиком в аукционной документаций, полностью не соответствует приказу Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы частично согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали следующее.
1. Действительно, в документацию о закупке не включены возможные виды и объемы работ по реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.
2. В проекте муниципального контракта отсутствует ответственность за неисполнение подрядчиком обязанности привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
3. Пунктом 12.17 проекта муниципального контракта установлено, что "12.17. Изменение условий Контракта осуществляется в порядке, установленном ч. 18 ст. 34, ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, ссылка на возможность изменения контракта в соответствии со статьей 95 Закона в тексте проекта контракта имеется.
4. График выполнения строительно-монтажных работ составлен в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 июня 2018 г. N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ".
Все указанные строки и графы, перечисленные в данном приказе, учтены при разработке графика.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.
Так, Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно извещению о проведении аукциона, наименованием объекта закупки является реконструкция системы водоснабжения д. Барсучье Октябрьского муниципального района.
Вместе с тем, в нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе аукционная документация, в том числе проект контракта, не содержат видов и объемов работ по реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту, что не соответствует подпункту "а" пункта 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
Кроме того, подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 предусмотрено, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта.
Однако проект контракта, размещенный в составе аукционной документации, не предусматривает возможность включения в контракт информацию о конкретных видах и объемах работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
Необходимо отметить, что, наряду с изложенным, проект контракта в силу частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, должен содержать ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Довод жалобы является обоснованным.
2. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствие с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042,).
Пунктом 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, предусмотрено, что размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
Согласно пункту 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, в случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.
Так, пункт 3.3.3 проекта контракта предусматривает обязанность подрядчика "Привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме 30 (Тридцати) процентов от цены контракта".
Вместе с тем, в нарушение частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, проект контракта не содержит ответственности за неисполнение подрядчиком обязательства, установленного пунктом 3.3.3 проекта контракта.
Довод жалобы является обоснованным.
3. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующие если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.
Согласно доводам заявителя, в проекте контракта отсутствует условие, предусмотренное пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Между тем, пункт 12.17 проекта контракта устанавливает, что "Изменение условий Контракта осуществляется в порядке, установленном ч. 18 ст. 34, ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, указанный довод жалобы не находит своего подтверждения на заседании Комиссии.
4. В соответствии с частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр утверждена Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ.
Как следует из доводов заявителя, график выполнения строительно-монтажных работ, размещенный заказчиком в аукционной документаций, полностью не соответствует приказу Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр.
При этом заявитель не указывает в жалобе, какие именно разделы графика выполнения строительно-монтажных работ не соответствуют положениям Методики, утвержденной Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр.
Тогда как именно на заявителя возложена обязанность по доказыванию доводов жалобы в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Комиссией Челябинского УФАС России проанализирован график выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 4 к контракту), несоответствие требованиям Методики, утвержденной Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр, не выявлено.
Довод жалобы является необоснованным.
При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. В соответствии с частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе утвержден Приказ Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства" (далее - Порядок).
Заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта частично исполнены требования Порядка, а именно: оформлены протокол, а также расчет начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем, пунктом 29 раздела 6 Порядка предусмотрено, что НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений (далее - подрядные работы) осуществляется в виде проекта сметы контракта в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Согласно пункту 34 раздела 6 Порядка в проекте сметы контракта указывается наименование, единица измерения, количество (объем) конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, цена каждого конструктивного решения (элемента) и (или) комплекса (вида) работ на единицу измерения и с учетом объемов работ, определенные в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ, а также цена конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (на принятую единицу измерения и всего). Рекомендуемый образец проекта сметы контракта приведен в Приложении N 6 к Порядку.
Однако в нарушение части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в документации о закупке отсутствует проект сметы контракта, который должен быть составлен в соответствии с пунктами 29, 34 раздела 6 Порядка.
2. В силу части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что предметом закупки является реконструкция системы водоснабжения д. Барсучье Октябрьского муниципального района, положения указанной статьи в проекте контракта в нарушение части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе отсутствуют.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Монолит" на действия заказчика при проведении электронного на реконструкцию системы водоснабжения д. Барсучье Октябрьского муниципального района (извещение N 0169300040421000030) обоснованными в части несоблюдения заказчиком требований Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, отсутствия в проекте контракта ответственности подрядчика за неисполнение обязательства, предусмотренного пунктом 3.3.3 проекта контракта, в остальной части - необоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение частей 4, 8 статьи 34, частей 2, 4, 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, пунктов 7, 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, пунктов 29, 34 раздела 6 Порядка, подпунктов "а", "б" пункта 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Д.А. Воронкова
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 апреля 2021 г. N 074/06/105-1023/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2021