Резолютивная часть решения оглашена 21.04.2021
В полном объеме решение изготовлено 23.04.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП Соколовой В.В. на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для нужд ГБУЗ "Районная больница с. Кизильское" Кизильского муниципального района, Челябинской области (извещение N 0369600036021000041), при дистанционном участии представителей ГБУЗ "Районная больница с. Кизильское" (далее - заказчик) Меренковой О.В., Лыковой Е.В., действующих на основании доверенности N 1 от 21.04.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 14.04.2021 поступила жалоба ИП Соколовой В.В. на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для нужд ГБУЗ "Районная больница с. Кизильское" Кизильского муниципального района, Челябинской области (извещение N 0369600036021000041) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 01.04.2021 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 178 990,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 09.04.2021 в 14:15.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Аукционной комиссией рассмотрены заявки участников без учета Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N102. По мнению ИП Соколовой В.В., указанные действия аукционной комиссии являются необоснованными. В жалобе заявитель выражает сомнения относительно правомерности принятого аукционной комиссией решения о признании заявки ООО "Медко" соответствующей требованиям аукционной документации.
Заказчиком представлены письменные пояснения, в соответствии с которыми при рассмотрении заявок участников закупки аукционная комиссия руководствовалась статьями 67, 69 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению и т.д.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Исходя из содержания извещения о проведении аукциона, заказчиком осуществляется закупка системы для инфузий, устройства для переливания крови, удлинителя для перфузора (код по КТРУ 32.50.13.190).
Данные товары включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N102 заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967 "Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.
Информация об установлении предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, содержится в извещении о проведении аукциона, в пункте 18 Информационной карты аукционной документации.
Согласно материалам дела в аукционе участвовало пять участников.
В первой части заявки участника с номером 109589072 (ООО "Медко") содержится предложение о поставке товаров со странами происхождения Армения (позиция 3 "система для инфузий"), Беларусь (позиция 1 "удлинитель для перфузора"), Россия (позиция 2 "устройство для переливания крови").
Исходя из документов, представленных заказчиком, ООО "Медко" в составе заявки представлен сертификат о происхождении товара, акт экспертизы только в отношении позиции 3 - система для инфузий (Армения). В отношении позиции 1 - удлинитель для перфузора (Беларусь), позиции 2 - устройство для переливания крови (Россия) отсутствуют предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 документы, подтверждающие страну происхождения товара.
Следует отметить, что согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе при отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств и т.д.
В заявке с номером 109597543 (ООО "Регион-Медика") участником к поставке предложены товары иностранного происхождения - Индия, Китай.
Заявка участника с номером 109599957 (ООО "Уралмедпоставка") содержит предложение о поставке товаров со странами происхождения Китай, Россия. Исходя из действующего законодательства Российской Федерации, в случае если заявка участника закупки содержит предложение о поставке товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство, такая заявка приравнивается к заявке, содержащей предложение о поставке товаров иностранного происхождения. Следовательно, заявка участника с номером 109599957 содержит предложение о поставке товаров иностранного происхождения.
В заявке участника с номером 109597548 (ИП Соколова В.В.) указано предложение о поставке товаров со страной происхождения Беларусь.
В заявке с номером 109597366 (АО "ББ ГРУП") участником к поставке предложены товары со страной происхождения Россия.
В целях подтверждения страны происхождения предлагаемых к поставке товаров участниками с номерами 109597548 (ИП Соколова В.В.), 109597366 (АО "ББ ГРУП") в составе заявок представлены предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 сертификаты о происхождении товара (производители: унитарное предприятие "ФреБор" (Республика Беларусь), ООО "Медико-производственная компания "Елец" (Россия), ООО "МИМ" (Россия), акты экспертизы, а также предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 документы, подтверждающие соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017.
Таким образом, на участие в определении поставщика подано не менее двух заявок, содержащих предложения о поставке медицинских изделий различных производителей, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, что подтверждается соответствующими сертификатами о происхождении товара, актами экспертизы, а также документами, подтверждающими соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017. В данном случае, Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N102 подлежит применению. В связи с чем, заявки участников закупки, содержащие предложение о поставке товаров иностранного происхождения, должны быть отклонены.
Однако в нарушение частей 1, 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N102 аукционной комиссией принято решение о соответствии таких заявок требованиям аукционной документации.
Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России принимает во внимание факт того, что аукционная комиссия руководствовалась положениями документации об аукционе, в которой отсутствовало требование о предоставлении участниками в составе заявки документов, предусмотренных пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N102.
В данном случае, действия аукционной комиссии обусловлены неправомерными действиями заказчика по неуказанию в аукционной документации документов, которые должны представить участники закупки в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N102.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком в аукционной документации не предусмотрено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки документов, подтверждающих соответствие предлагаемых ими товаров ограничениям, установленным по Постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N102, а также условиям по Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н. Тогда как, информация о данных ограничениях и условиях указана в извещении о проведении аукциона, в пункте 18 Информационной карты документации об аукционе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Соколовой В.В. на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для нужд ГБУЗ "Районная больница с. Кизильское" Кизильского муниципального района, Челябинской области (извещение N 0369600036021000041) обоснованными.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение частей 1, 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены комиссии Е.Б. Черенкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 апреля 2021 г. N 074/06/105-1034/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2021