Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО ТСК "АРТЕЛЬ" (далее - Заявитель) на действия МКУ г. Сочи "УКС" при проведении администрацией МО г. Сочи открытого конкурса в электронной форме: "Разработка проектно-сметной документации благоустройства территории сквера имени А.А. Бестужева-Марлинского" (извещение N 0118300018721000090) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения конкурсной документации.
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. Представитель Уполномоченного органа с жалобой не согласен и считает, что конкурсная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО г. Сочи проводился открытый конкурс в электронной форме: "Разработка проектно-сметной документации благоустройства территории сквера имени А.А. Бестужева-Марлинского" (извещение N 0118300018721000090).
Заказчик - МКУ г. Сочи "УКС".
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 236 385,51 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе предусмотрено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2003 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N1085, утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
П. 11 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В пп б) п. 4 Правил указано, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27 1 и 27 4 настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Разделе 10 конкурсной документации Заказчиком установлены "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и величины их значимостей":
Стоимостные критерии оценки:
1. Критерий: "Цена контракта".
Величина значимости критерия: 60 %
Коэффициент значимости: 0,6
Максимальное количество баллов - 100.
Содержание: Стоимость затрат исполнителя в текущих ценах с учетом конкурсного снижения.
Не стоимостные критерии оценки:
2. Критерий: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Величина значимости критерия: 40 %
Коэффициент значимости критерия: 0.4
По данному критерию оценивается "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
По данному критерию оценивается опыт участника закупки по успешному выполнению проектных работ, проектно-изыскательских работ, соответствующих предмету данной закупки (благоустройство территории), в качестве генерального проектировщика.
Контракты (договоры) должны быть заключены в соответствии с:
- Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с государственными или муниципальными заказчиками либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. бюджетными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями. Информация о них должна содержаться в Реестре контрактов, размещенном в Единой информационной системе (zakupki.gov.ru).
- Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" с юридическими лицами в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ от 18.07.2011 г. Информация о них должна содержаться в Реестре договоров, размещенном в Единой информационной системе (zakupki.gov.ru).
Контракты (договоры) должны быть заключены не ранее 01 января 2018 года и полностью исполнены (согласно актам выполненных работ), по ним должны быть пройдены государственные экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Не учитываются при оценке критерия предоставленные контракты (договоры) с ценой менее 1 000 000,00 (Один миллион рублей 00 копеек) рублей.
Под успешным опытом выполнения работ (оказания услуг) понимается отсутствие внесенных в Единой информационной системе (zakupki.gov.ru) по контрактам (договорам), на основании которых выполнялись работы, сведений о применении к участнику закупки, являющемуся исполнителем, штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по таким контрактам (договорам).
Подтверждается следующими сведениями и/или документами по каждому из представленных контрактов (договоров):
1) информацией о контрактах (договорах) из Реестра контрактов, из Реестра договоров, размещенных в Единой информационной системе (zakupki.gov.ru) (скриншот или информация о реестровой записи контракта (договора) из Реестра контрактов, из Реестра договоров, или иной способ подтверждения о том, что информация о контракте (договоре) содержится в Реестре контрактов, в Реестре договоров, размещенных в Единой информационной системе (zakupki.gov.ru);
2) копиями контрактов (договоров), со всеми приложениями, с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам (договорам) (при наличии), с приложением к ним актов выполненных работ (оказанных услуг);
3) копиями положительных заключений государственных экспертиз по представленным копиям контрактов (договоров) либо сведениями о положительных заключениях государственной экспертизы из Государственной информационной системы "Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства" (http://egrz.ru/).
При отсутствии всех необходимых подтверждающих сведений и/или документов в составе заявки, предоставление в качестве подтверждения опыта по каждому из представленных контрактов (договоров) сведений и/или документов не в полном объеме, несоответствие, расхождение данных, противоречивость, а также нечитаемость документа (документов), предоставление, вместо испрашиваемых, иных документов, не являющихся по своей сути подтверждающими документами на участие в отрытом конкурсе, участнику закупки присваивается 0 баллов по данному критерию.
Суммируется количество исполненных контрактов (договоров), по которым представлены информация о контрактах (договорах) из Реестра контрактов, из Реестра договоров, размещенных в Единой информационной системе (zakupki.gov.ru), копии дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам (договорам) (при наличии), акты выполненных работ (оказанных услуг) и копии положительных заключений государственных экспертиз по представленным копиям контрактов (договоров) либо сведения о положительных заключениях государственной экспертизы из Государственной информационной системы "Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства".
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчик устанавливает требование по предоставлению в качестве подтверждения опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера только копии положительного заключения государственной экспертизы, что приводит к невозможности подтверждения опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера, в случае, если контракт, предоставляемый в качестве подтверждения опыта, требует прохождение негосударственной экспертизы.
Согласно п. 2.(6) постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" объекты, указанные в части 3.4 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, а именно строительство, реконструкция которых финансируется за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ подлежат государственной экспертизе.
В силу ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В качестве подтверждения опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера также могут служить контракты, заключенные с заказчиками, не являющимися в соответствии с Бюджетным кодексом РФ получателями бюджетных средств (коммерческие договоры), которые в силу ч. 1 ст. 48 ГрК РФ могут проходить негосударственную экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий.
В силу требования ч. 3 ст. 110.2 Закона о контрактной системе результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, являются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий. В случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным, проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных проектных и (или) изыскательских работ по такому контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Таким образом, требование о прохождении только государственной экспертизы неправомерно. Участник может подтвердить опыт по успешному оказанию услуг сопоставимого характера контрактами заключенными заказчиками, не являющимися в соответствии с Бюджетным кодексом РФ получателями бюджетных средств (коммерческие договоры), которые могут проходить негосударственную экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий. Из изложенного следует, что разработка проектной документации в отношении отдельных видов объектов капитального строительства не подлежит обязательному прохождению государственной экспертизы, из чего следует, что потенциальные участники закупки, обладающие опытом по выполнению аналогичных договоров с положительными заключениями негосударственной экспертизы лишены возможности конкурировать по опыту в отношении объектов капитального строительства, с участниками закупки которые имеют в наличии контракты с положительным заключением государственной экспертизы.
Из приведенных выше Критериев оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ и оказанию услуг сопоставимого характера и объема" следует, что опыт по успешному выполнению работ и оказанию услуг сопоставимого объема Заказчиком будут учитываться лишь государственные контракты, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе.
При этом, организации, которые не являются участниками закупок фактически выполняют те же работы, что и исполнители в рамках государственных контрактов.
Критерий оценки заявок показателя о наличии у участника закупки опыта по выполнению работ сопоставимого характера по государственным контрактам нельзя рассматривать как объективный и правомерный, поскольку включение в документацию такого узкого критерия влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам запроса предложений, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, а это нарушает принципы обеспечения конкуренции, закрепленные в статье 8 Закона о контрактной системе.
Ни объем, ни характер работ не зависят от того, в чьих интересах они выполняются - публичных или частных. А подобный критерий дает преимущество тем хозяйствующим субъектам, которые имеют опыт выполнения указанных работ для государственных нужд (по сравнению с теми хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют).
Данная позиция подтверждается решением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.2018 г. по делу N А32-42845/2017 и определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2016 г. N 303-КГ16-12778.
Таким образом, установленный в конкурсной документации показатель нестоимостного критерия "Опыт участника по успешному выполнению работ и оказанию услуг сопоставимого характера и объема" ограничивает участников закупки и нарушает ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, п. 8) ч. 1 ст. 54.3, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На участие в закупке поступило 7 заявок участников закупки, все заявки признаны соответствующими требованиям конкурсной документации.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ТСК "АРТЕЛЬ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ г. Сочи "УКС" нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, п. 8) ч. 1 ст. 54.3, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанное нарушение на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0118300018721000090).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 апреля 2021 г. N 542/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2021