Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Автодорпроект" (далее - Заявитель) на действия администрации МО Динской район при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение проектных и изыскательных работ по объекту: " Рекультивация земельного участка, расположенного в Динском районе, Динском сельском поселении, 1100 м на запад от перекрестка ФДМ, трасса "Дон" и автодороги Динская - Старомышастовская"" (извещение N 0318300028421000054) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения конкурсной документации.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы, в соответствии с которыми представитель Заказчика с доводами жалобы не согласен, считает, что конкурсная документация соответствует требования Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией МО Динской район проводился открытый конкурс в электронной форме: "Выполнение проектных и изыскательных работ по объекту: " Рекультивация земельного участка, расположенного в Динском районе, Динском сельском поселении, 1100 м на запад от перекрестка ФДМ, трасса "Дон" и автодороги Динская - Старомышастовская"" (извещение N 0318300028421000054).
Начальная (максимальная) цена контракта - 29 318 500,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе предусмотрено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2003 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N1085, утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
П. 11 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В пп б) п. 4 Правил указано, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27 1 и 27 4 настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Разделе 10 конкурсной документации Заказчиком установлены "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и величины их значимостей":
1. Критерий "Цена контракта"
Значимость критерия оценки: 60 %.
Коэффициент значимости критерия: 0,60
2. Оценка по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Значимость критерия оценки: 40 %.
Коэффициент значимости критерия: 0,40
Для определения рейтинга, присуждаемого заявке участника конкурса по данному критерию, установлены следующий показатель:
Показатель: Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема
Значимость показателя критерия: 100%
При оценке по данному показателю анализируется предложение об опыте участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Заказчиком оценивается предложение участника об опыте успешно исполненных участником государственных и/или муниципальных контрактов и/или гражданско-правовых договоров, заключенных по результатам торгов/закупок, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", сопоставимого характера и объема, исполненных за последний год, предшествующий дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Оценивается количество успешно исполненных участником закупки контрактов (договоров).
Под работами сопоставимого характера понимаются:
- работы, выполненные участником закупки, по инженерным изысканиям и разработке проектной документации на рекультивацию земельных участков и свалок; объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов и проектов благоустройства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства).
- работы, выполненные участником закупки, по разработке проектной документации на рекультивацию земельных участков и свалок; объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов и проектов благоустройства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства).
Под работами сопоставимого объема понимаются работы по исполненному контракту (договору), стоимость которых составляет не менее 25% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка.
Соответствие сопоставимому объему применяется к каждому представленному участником закупки контракту, а не к совокупности представленных контрактов.
Документами, подтверждающими информацию об успешном исполнении контракта (договора), являются:
- копия исполненного контракта (договора) со всеми изменениями, дополнениями и приложениями;
- копия акта(ов) приемки выполненных работ (оказанных услуг), подтверждающего(их) приемку и стоимость выполненных работ (оказанных услуг);
- копия положительного(ых) заключения(й) государственной экспертизы проектной документации по контракту (договору) (в случае если такая экспертиза предусматривалась условием выполнения контракта);
- копия положительного(ых) заключения(й) государственной экспертизы по оценке достоверности сметной стоимости по контракту (договору).
В случае наличия двусмысленного толкования и разночтений между информацией, содержащейся в реестре государственных и муниципальных контрактов по адресу: www.zakupki.gov.ru и представленными копиями документов, приоритетной считается информация, содержащаяся в ЕИС.
Оценка по данному показателю производится по шкале оценки в соответствии с пунктом 29 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085:
N п/п |
Требование по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера" |
Количество баллов, присуждаемое за соответствие требованию |
1 |
Документы и/или сведения не представлены и/или не в полном объеме и/или не соответствует уровням шкалы оценки 2-4 |
0 |
2 |
Совокупность требований: Представлены сведения и документы о наличии у участника закупки опыта выполнения 2 (двух) и более контрактов (договоров), удовлетворяющих условиям оценки по критерию, при этом хотя бы по одному из представленных контрактов (договоров) стоимость выполненных работ составляет не менее 60% начальной (максимальной) цены контракта на осуществляемую закупку. Представлены сведения и документы о наличии у участника закупки опыта прохождения государственной экологической экспертизы - не менее одного положительного заключения.* Представлены сведения о наличии у участника закупки 2 (двух) и более положительных отзывов** по представленным в заявке контрактам (договорам), удовлетворяющим условиям оценки по критерию. |
25 |
3 |
Совокупность требований: Представлены сведения и документы о наличии у участника закупки опыта выполнения 3 (трех) и более контрактов (договоров), удовлетворяющих условиям оценки по критерию, при этом хотя бы по одному из представленных контрактов (договоров) стоимость выполненных работ составляет не менее 60% начальной (максимальной) цены контракта на осуществляемую закупку. Представлены сведения и документы о наличии у участника закупки опыта прохождения государственной экологической экспертизы - не менее одного положительного заключения.* Представлены сведения о наличии у участника закупки 3 (трех) и более положительных отзывов** по представленным в заявке контрактам (договорам), удовлетворяющим условиям оценки по критерию. |
50 |
4 |
Совокупность требований: Представлены сведения и документы о наличии у участника закупки опыта выполнения 4 (четырех) и более контрактов (договоров), удовлетворяющих условиям оценки по критерию, при этом хотя бы по одному из представленных контрактов (договоров) стоимость выполненных работ составляет не менее 60% начальной (максимальной) цены контракта на осуществляемую закупку. Представлены сведения и документы о наличии у участника закупки опыта прохождения государственной экологической экспертизы - не менее одного положительного заключения.* Представлены сведения о наличии у участника закупки 4 (четырех) и более положительных отзывов** по представленным в заявке контрактам (договорам), удовлетворяющим условиям оценки по критерию. |
100 |
* подтверждается копией положительного заключения государственной экологической экспертизы, в котором участник закупки указан в качестве разработчика проектной документации, копией контракта (договора);
** Содержание отзыва должно позволять однозначно идентифицировать объект закупки, тему и период выполнения работ, отсутствие претензий со стороны заказчика работ. Отзыв должен быть заверен подписью уполномоченного лица и печатью заказчика.
В случае непредоставления или предоставления не в полном объеме информации и документов, подтверждающих опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера, либо наличия в них недостоверной информации, начисление баллов не производится.
При отсутствии в заявке на участие в конкурсе предложения об опыте участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера участник закупки получает 0 баллов по данному показателю.
Рейтинг заявки по критерию оценки равен сумме оценок в баллах, полученных участником по результатам оценки по показателям данного критерия оценки, с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения). Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
В случае если в нескольких заявках на участие в открытом конкурсе в электронной форме содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которая поступила ранее других заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих такие же условия.
Согласно установленным требованиям конкурсной документации, стоимость исполненного контракта, который может быть принят к оценке:
- не менее 25% от НМЦК;
- не менее 60% от НМЦК.
Участник, представивший в качестве подтверждения соответствующего опыта выполнения работ копии контрактов, стоимость работ по которому составляет 25% и более от НМЦК, но при этом менее 60% от НМЦК, не будут приняты Конкурсной комиссией к оценке, в связи с тем, что согласно Шкале оценки, баллы присуждаются заявке только в случае если хотя бы по одному из представленных контрактов (договоров) стоимость выполненных работ составляет не менее 60% начальной (максимальной) цены контракта на осуществляемую закупку.
Соответственно, в случае предоставления любого количества контрактов, стоимость работ по которым составляет более 25 % от НМЦ, но менее 60% от НМЦК, участнику будет присуждено 0 баллов в соответствии с п. 1 Шкалы оценки.
Конкурсной документацией установлено, что "Документами, подтверждающими информацию об успешном исполнении контракта (договора), являются:
- копия исполненного контракта (договора) со всеми изменениями, дополнениями и приложениями;
- копия акта(ов) приемки выполненных работ (оказанных услуг), подтверждающего(их) приемку и стоимость выполненных работ (оказанных услуг);
- копия положительного(ых) заключения(й) государственной экспертизы проектной документации по контракту (договору) (в случае если такая экспертиза предусматривалась условием выполнения контракта);
- копия положительного(ых) заключения(й) государственной экспертизы по оценке достоверности сметной стоимости по контракту (договору).
При этом, согласно шкалы оценки оцениваются лишь представленные сведения о наличии у участника закупки положительных отзывов по представленным в заявке контрактам (договорам), удовлетворяющим условиям оценки по критерию.
Таким образом Заказчик не включил в состав документов, подтверждающих информацию об успешном исполнении контракта (договора), документы, которые в дальнейшем намерен учитывать при оценке заявок участников и определении победителя открытого конкурса в электронной форме, в виде копий положительных отзывов по представленным в заявке контрактам (договорам), удовлетворяющим условиям оценки по критерию.
Указанные действия Заказчика не позволяют участнику закупки надлежащим образом оформиться заявку на участие в конкурсе, что вводит в заблуждение участников закупки.
В порядке оценки отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями, поскольку по указанным показателям различному количеству сведений присваивается одинаковое количество баллов.
По показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" Заказчиком установлено значение показателя:
- "опыта выполнения 2 (двух) и более контрактов (договоров), удовлетворяющих условиям оценки по критерию" - количество выставляемых баллов 25.
- "опыта выполнения 3 (трех) и более контрактов (договоров), удовлетворяющих условиям оценки по критерию" - количество выставляемых баллов 50.
- опыта выполнения 4 (четырех) и более контрактов (договоров), удовлетворяющих условиям оценки по критерию" - количество выставляемых баллов 100.
То есть:
- при предоставлении 2 контрактов - количество присваиваемых баллов по каждому контракту равно 12,5.
- при предоставлении 3 контрактов - количество присваиваемых баллов по каждому контракту равно 16,67.
- при предоставлении 4 контрактов - количество присваиваемых баллов по каждому контракту равно 25.
Следовательно, установленный Заказчиком порядок оценки заявок нарушает принцип взаимного соотношения между сведениями, предоставленными участниками закупки, и количеством присваиваемых баллов, принцип присуждения баллов не отвечает признакам пропорциональности.
Заказчиком оценивается предложение участника об опыте успешно исполненных участником контрактов и/или договоров сопоставимого характера и объема, исполненных за последний год, предшествующий дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Оценивается количество успешно исполненных участником закупки контрактов (договоров). Иных критериев для оценки заявок участников закупки конкурсной документацией не установлено.
При этом, шкалой оценок установлены дополнительные требования к участникам закупки, на основании которых производится присуждение баллов, участники закупки должны иметь опыт прохождения государственной экологической экспертизы - положительного заключения, что подтверждается копией положительного заключения государственной экологической экспертизы, в котором участник закупки указан в качестве разработчика проектной документации, копией контракта (договора).
Таким образом, Заказчик установил зависимость присуждения баллов от критериев, не установленных конкурсной документацией - количества положительных заключений и наличия отзывов.
Данный порядок присвоения баллов предполагает произвольное присвоение баллов, так как зависит от субъективного усмотрения каждого из членов комиссии относительно сведений, подтверждающих опыт выполнения работ сопоставимого характера участника закупки.
Заказчиком оценивается предложение участника об опыте успешно исполненных участником государственных и/или муниципальных контрактов и/или гражданско-правовых договоров, заключенных по результатам торгов/закупок, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", сопоставимого характера и объема, исполненных за последний год, предшествующий дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Из приведенных выше Критериев оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ и оказанию услуг сопоставимого характера и объема" следует, что опыт по успешному выполнению работ и оказанию услуг сопоставимого объема Заказчиком будут учитываться лишь государственные контракты, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе.
При этом, организации, которые не являются участниками закупок фактически выполняют те же работы, что и исполнители в рамках государственных контрактов.
Критерий оценки заявок показателя о наличии у участника закупки опыта по выполнению работ сопоставимого характера по государственным контрактам нельзя рассматривать как объективный и правомерный, поскольку включение в документацию такого узкого критерия влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам запроса предложений, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, а это нарушает принципы обеспечения конкуренции, закрепленные в статье 8 Закона о контрактной системе.
Ни объем, ни характер работ не зависят от того, в чьих интересах они выполняются - публичных или частных. А подобный критерий дает преимущество тем хозяйствующим субъектам, которые имеют опыт выполнения указанных работ для государственных нужд (по сравнению с теми хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют).
Данная позиция подтверждается решением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.2018 г. по делу N А32-42845/2017 и определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2016 г. N 303-КГ16-12778.
Условие по оценке договоров, исполненных за последний год, предшествующий дате окончания подачи заявки на участие в открытом конкурсе, может привести к ограничению числа участников закупки, имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока.
Заказчиком определено, что под работами сопоставимого характера понимаются:
- работы, выполненные участником закупки, по инженерным изысканиям и разработке проектной документации на рекультивацию земельных участков и свалок; объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов и проектов благоустройства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства).
- работы, выполненные участником закупки, по разработке проектной документации на рекультивацию земельных участков и свалок; объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов и проектов благоустройства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства)".
При этом Заказчик неправомерно исключил из перечня работ сопоставимого характера работы по инженерным изысканиям и/или разработке проектной документации на рекультивацию полигонов ТБО/ТКО, свалок, земельных участков.
В случае, если Заказчиком в качестве работ сопоставимого характера указаны работы по рекультивации свалок, правомерно дополнить перечень работ сопоставимого характера опытом выполнения работ по инженерным изысканиям и/или разработке проектной документации на рекультивацию полигонов ТБО/ТКО, свалок, земельных участков.
Таким образом, критерии оценки заявок участников закупки установлены Заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе и постановления Правительства N1085.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Автодорпроект" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации МО Динской район нарушение ч.ч. 1, 8 ст. 32, п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации МО Динской район выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 апреля 2021 г. N 023/06/54.3-1813/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2021