Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "МедикорФарма-Урал" (далее - Заявитель) на действия министерства здравоохранения КК при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" электронного аукциона: "Поставка источника радионуклидного для брахитерапии с ручной загрузкой, постоянный имплантат" (извещение N 0818500000821001685) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы, в соответствии с которыми Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" проводился электронный аукцион: "Поставка источника радионуклидного для брахитерапии с ручной загрузкой, постоянный имплантат" (извещение N 0818500000821001685).
Заказчик - министерство здравоохранения КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 269 464,60 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В Описании объекта закупки Заказчиком установлено требование:
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Код по ОКПД 2 / Код позиции КТРУ** |
Товарный знак*** |
Ед. изм. |
Кол-во |
Требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
||||
Комплектность |
Наименование показателя, ед.изм. показателя |
Описание, значение |
||||||||
Наименование товара, входящего в комплект |
Ед. изм. |
Кол-во |
||||||||
1 |
Источник радионуклидный для брахитерапии с ручной загрузкой, постоянный имплантат |
26.60.11.130-00000021 |
|
шт. |
620 |
Микроисточники радиоактивного излучения на основе радионуклидов йода-125 |
Шт. |
1 |
Назначение |
Предназначены для лечения опухоли предстательной железы методом брахитерапии. |
Закрытый источник радиоактивного излучения, имплантируемый, на основе йода-125 |
Наличие |
|||||||||
Изготовлен в виде герметичного цилиндра саморассасывающейся нити |
Наличие |
|||||||||
Стерильный |
соотвествие |
|||||||||
Диаметр цилиндра, мм |
Не более 0,8 |
|||||||||
Длина цилиндра, мм |
Не менее 4,5 |
|||||||||
Активность одного источника в пределах диапазона, мКи |
0,2-1,1 |
|||||||||
Контейнеры упакованы в ТУК, имеющие действующий сертификат-разрешение на конструкцию и перевозку упаковок типа А установленного образца |
соотвествие |
|||||||||
Освобожденная упаковка |
Наличие |
|||||||||
Контейнер обеспечивает радиационную безопасность персонала при хранении, транспортировании и подготовке к имплантации источников |
соотвествие |
|||||||||
Размеры контейнера (ВхШхД), мм |
не менее 101х98х13 |
|||||||||
Количество источников в одном контейнере, шт. |
не менее 20 не более 75 |
|||||||||
Наличие источников в библиотеке источников системы дозиметрического планирования брахитерапии рака предстательной железы, используемой заказчиком |
соотвествие |
|||||||||
Возможность производить полуавтоматическую зарядку игл источниками из закрытого контейнера при помощи станции зарядки игл NLS частями до 6 источников на саморассасывающейся нити. |
соотвествие |
|||||||||
Размеры рабочей области станции зарядки игл обеспечивают полную совместимость с размерами герметичного контейнера, в котором поставляются нити источников |
соотвествие |
|||||||||
Год выпуска Оборудования |
Не ранее 2020 |
|||||||||
Срок предоставления гарантии производителя на товар с момента подписания государственным заказчиком документа о приемке товара, месяц |
Не менее 12 |
|||||||||
Срок предоставления гарантии поставщика на товар с момента подписания государственным заказчиком документа о приемке товара, месяц. Срок гарантии поставщика не может быть менее срока гарантии производителя |
Не менее 12 |
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом в силу пункта 6 Правил использования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Вместе с тем, позиция КТРУ, установленная Заказчиком, не содержат описание характеристик товара.
В соответствии с пунктом 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 4) ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным "законом". В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).
В извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлены ограничения (запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ):
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018.
Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно не установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренное постановлением Правительств N102.
В исполнение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в том числе принято Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), которым утверждён порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок).
Постановлением Правительства РФ N 102 утверждены:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1);
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком использовался код ОКПД 26.60.11.130.
Согласно положений постановления Правительства N102 при применении настоящего перечня следует руководствоваться кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), и (или) кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России, и (или) наименованием вида медицинского изделия, и (или) классификационными признаками вида медицинского изделия (при наличии).
В письме Минфина России от 27 мая 2020 г. N 24-03-07/44426 "О рассмотрении обращения" указано, что при осуществлении закупки медицинского изделия иностранного происхождения, Постановление N 102 применяется при совпадении кода ОКПД2 и наименования вида указанного медицинского изделия с кодом ОКПД2 и наименованием вида медицинского изделия согласно Перечню.
Вышеуказанный код ОКПД2 не входит в Перечень постановления Правительства N102.
Таким образом, документацией электронного аукциона правомерно не установлены запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заявитель указывает, что совокупность характеристик Описания объекта закупки соответствует единственному производителю и ограничивает количество участников закупки.
Представителем Заказчика на рассмотрении Комиссии представлены письменные пояснения, в соответствии с которыми указанный размер контейнера - 101x98x13 (ВхШхД) соответствует размерам рабочей области устройства для зарядки игл, имеющейся у ГБУЗ НИИ ККБN 1, что обеспечивает оптимальный уровень защиты от излучения персонала и позволяет осуществлять транспортирование источников вместе с их принадлежностями, обеспечивающими безопасность пользователя при перемещении нити микроисточников из магазина, отрезании нужного количества микроисточников на нити и продвижении этих отрезков в подсоединенную имплантационную иглу.
Полуавтоматическая загрузка микроисточников из картриджей в имплантационные иглы с помощью станции зарядки игл исключает прямой контакт персонала с микроисточниками радиоактивного излучения, существенно снижает радиационный фон от микроисточников и сокращает время зарядки игл. Зарядка имплантационных игл вручную приводит к необоснованному увеличению дозы облучения персонала, участвующего в зарядке игл. Кроме того, нарезка нити с микроисточниками вручную увеличивает риск повреждения источника и радиационного загрязнения операционной.
При указании в описании объекта закупки данного требования Заказчик руководствовался обеспечением максимальной радиационной безопасности персонала.
Требования к количеству источников в одном контейнере (не менее 20 не более 75 шт) обусловлены тем, что при проведении операций пациентам используются медицинские изделия (микроисточники радиоактивного излучения) в количестве от 40 до 70 штук. Для использования требуемого количества источников Заказчику необходимо изымать их единоразово при каждой операции из стерильного картриджа, обеспечивающего отрезку нити с требуемым количеством источников.
Извлечение из нескольких контейнеров по 10 источников, как предлагает Заявитель, приведет к излишней радиационной нагрузке на персонал. Кроме того, если Заказчик использовал на одной операции, например, 4 контейнера по 10 источников, и ему необходимо еще 5 источников, то будет уже нарушена стерильность нити с источниками, поэтому использование оставшихся источников на следующих операциях будет невозможно.
Станция зарядки игл NLS предназначена для использования с закрытыми контейнерами, обеспечивающим практически полное (>99%) поглощение низкоэнергетического характеристического и гамма-излучения. Для позиционирования на станции зарядки предусмотрено специальное посадочное гнездо, обеспечивающее центровку картриджа относительно системы нарезки источника. Размеры посадочного гнезда соответствуют размерам картриджа и обеспечивают его жесткую фиксацию. Использование подобной системы исключает возможность непосредственного контакта персонала с радиоактивными источниками.
Загрузка микроисточников в имплантационные иглы производится из контейнера с помощью станции зарядки игл, которая полностью исключает прямой контакт персонала с микроисточниками радиоактивного излучения, существенно снижает радиационный фон от микроисточников и сокращает время зарядки игл.
Также ручная нарезка нити с микроисточниками увеличивает риск повреждения источника и возникновения радиационной аварии из-за нарушения герметичности капсулы.
Указанные в описании объекта закупки требования соответствуют моделям товара двух разных производителей: ООО "БЕБИГ", Россия и Eckert&Ziegler BEBIG GmbH, Германия.
Кроме того, предметом электронного аукциона является поставка изделий, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "_Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре_".
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЭ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что одним из основных принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи.
Под качеством медицинской помощи данный Федеральный закон определяет совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.
Заявитель также считает, что положения п. 11.12 проекта контракта противоречат требованиям постановления Правительства N 1042.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" предусмотрено, что общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе).
В п. 11.12 проекта контракта указано, что общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта.
Отсутствие в п. 11.12 проекта контракта фразы "за неисполнение" не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов участников закупки.
Таким образом, положения проекта контракта не противоречит требованиям действующего законодательства.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МедикорФарма-Урал" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000821001685).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 апреля 2021 г. N 568/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2021