Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя заявителя ООО "ПрофАудитКонсалт" и в присутствии представителя государственного заказчика ФКУЗ "Медико-санитарная часть N30 Федеральной службы исполнения наказания" Деменко А.А. (доверенность от 19.02.2021 N134), рассмотрев жалобу ООО "ПрофАудитКонсалт" на действия единой комиссии государственного заказчика ФКУЗ "Медико-санитарная часть N30 Федеральной службы исполнения наказания" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) (реестровый номер: 0825100002321000020), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 12.04.2021 поступила жалоба ООО "ПрофАудитКонсалт" (далее - Заявитель; Общество) на действия единой комиссии государственного заказчика ФКУЗ "Медико-санитарная часть N30 Федеральной службы исполнения наказания" (далее также - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) (реестровый номер: 0825100002321000020) (далее - электронный аукцион).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
23.03.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об этом аукционе.
Заявитель считает, что единая комиссия Заказчика незаконно признала вторую часть заявки ИП Бондарева А.Ю. соответствующей требованиям аукционной документации.
Комиссия, изучив документы, представленные Заказчиком, приходит к следующему выводу.
Согласно разделу "Техническое задание" аукционной документации исполнитель должен обеспечить образовательные услуги по обучению работников Заказчика по программе дополнительного профессионального образования (повышение квалификации), утвержденной Исполнителем по месту нахождения Заказчика на территории г. Астрахани.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального законом от 04.05.2011N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N966, установлен порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность).
Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.
Частью 3 статьи 32 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Частью 4 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что к дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" содержит следующие понятия:
- образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;
- общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
- профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;
- профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);
- дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Исходя из приведенных положений Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" реализация дополнительных профессиональных программ индивидуальными предпринимателями Законом N 273-ФЗ не предусмотрена (данная позиция отражена также в письме Минобрнауки России от 09.10.2013 N 06-735 "О дополнительном профессиональном образовании").
Следовательно, индивидуальные предприниматели не вправе выступать участниками рассматриваемого электронного аукциона, поскольку не соответствуют требованиям, установленным действующим законодательством к лицам, осуществляющим оказание услуг по контракту.
При этом, Комиссией в ходе рассмотрения жалобы, установлено, что согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В связи с чем, Заказчик должен не просто процитировать указанную норму в аукционной документации, а указать конкретные требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, которым должен соответствовать участник закупки, что обеспечивает соблюдение установленных ст. 6 Закона о контрактной системе принципов контрактной системы, в том числе принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции.
Частью 2 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N1490 "О лицензировании образовательной деятельности" установлен перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ (далее - Перечень)
В соответствии с пункте 29 аукционной документации при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадёжными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчётности за последний отчётный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
7) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
8) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сёстрами), усыновителями или усыновлёнными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
9) участник закупки не является офшорной компанией (Участник аукциона - юридическое лицо не должен быть зарегистрирован в государстве или на территории, включенных в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц);
10) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
То есть, документация об электронном аукционе ложна содержать указание на документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, которые должны входить в состав второй части заявки на участие аукционе.
При этом Заказчик должен не просто процитировать указанную норму в аукционной документации, а указать конкретный перечень таких документов, что обеспечивает соблюдение установленных ст. 6 Закона о контрактной системе принципов контрактной системы, в том числе принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции.
Однако, Заказчик в пункте 26 раздела "Информационная карта" аукционной документации установил, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в тч. "документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего ФЗ N44 от 05.03.2013, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7, 7.1, 9 части 1 статьи 31 настоящего ФЗ N44 от 05.03.2013 (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки) - копия лицензии на осуществление образовательной деятельности, являющейся объектом закупки - требуется".
Таким образом, Заказчик в аукционной документации, устанавливающей требования к участникам закупки, прямо не установил требование о наличии у участника лицензии на осуществление образовательной деятельности с указанием необходимых Заказчику конкретных видов образовательных программ в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ N1490, и требование о представлении участником закупки во второй части заявки копии такой лицензии.
Таким образом, Заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 5 статьи 31 и часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В связи с тем, что Заказчиком в аукционной документации некорректно описан объект закупки, не установлено требование о наличии у участника лицензии на осуществление образовательной деятельности с указанием необходимых Заказчику конкретных видов образовательных программ в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ N1490, и требование о представлении участником закупки во второй части заявки копии такой лицензии, действия единой комиссии Заказчика невозможно расценивать как нарушение Закона о контрактной системе.
Что касается доводов жалобы о несоответствии аукционной документации Закону о контрактной системе, то Комиссия отмечает, что пунктом 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, определено, что в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится.
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение является существенным, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПрофАудитКонсалт" на действия единой комиссии государственного заказчика ФКУЗ "Медико-санитарная часть N30 Федеральной службы исполнения наказания" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) (реестровый номер: 0825100002321000020) необоснованной.
2. Признать государственного заказчика ФКУЗ "Медико-санитарная часть N30 Федеральной службы исполнения наказания" нарушившим пункта 1 части 1 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 5 статьи 31 и часть 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) (реестровый номер: 0825100002321000020).
3. Выдать государственному заказчику ФКУЗ "Медико-санитарная часть N30 Федеральной службы исполнения наказания" и единой комиссии предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) (реестровый номер: 0825100002321000020) .
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
5. Доводы жалобы о несоответствии аукционной документации Закону о контрактной системе не рассматривать, поскольку согласно пункту 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, определено, что в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 16 апреля 2021 г. N 030/06/64-556/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2021