Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом Астраханского УФАС России от "08" апреля 2021 г. N63-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России П.Л. Потылицына; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Е.М. Балтыковой и главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Р.Р.Умеровой, в присутствиии представителя государственного заказчика Каспийского института морского и речного транспорта им.ген.-адм. Ф.М.Апраксина - филиал ФГБОУ ВО "ВГУВТ" Максимова А.А. (доверенность от 22.03.2021 N8), в отсутствие Фёдорова А.О. (надлежащим образом уведомлен), на основании обращения Фёдорова А.О. от 06.04.2021 (вх. от 07.04.2021 N3308, статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку соблюдения государственным заказчиком Каспийским институтом морского и речного транспорта им.ген.-адм. Ф.М.Апраксина - филиал ФГБОУ высшего образования "Волжский государственный университет водного транспорта" (адрес: 603005, Российская Федерация, Нижегородская область, г. Н.Новгород. ул. Нестерова, д. 5 А; адрес: 414000, Россия, Астраханская область,г. Астрахань, ул. Урицкого, дом 17/ул. Никольская, дом 6/ул.Фиолетова, дом 14) требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку аппаратно-программного психодиагностического комплекса (реестровый номер извещения:0325100005121000020), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России поступило обращение Фёдорова А.О. (далее также Заявитель, податель обращения), в котором податель обращения указывает, что Заказчик нарушил ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
Приказом от 08.04.2021 N63-п проведение внеплановой проверки было назначено на 20.04.2021 на 14 час. 00 мин.
В указанный срок рассмотрение жалобы началось в присутствиии представителя государственного заказчика Каспийского института морского и речного транспорта им.ген.-адм. Ф.М.Апраксина - филиал ФГБОУ ВО "ВГУВТ" Максимова А.А. (доверенность от 22.03.2021 N8), в отсутствие Фёдорова А.О. (надлежащим образом уведомлен).
Инспекция Управления, рассмотрев представленные подателем обращения, а также Заказчиком документы, пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку аппаратно-программного психодиагностического комплекса (реестровый номер извещения:0325100005121000020).
При этом Инспекция исходит из следующего.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, неправомерно не установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением N 878, при этом обоснование регламентируемое Постановлением 878 также отсутствует, а также неправомерно не применен запрет в соответствии Постановлением N 1236 и при этом не размещено надлежащее Обоснование, регламентируемое Постановлением N 1236.
Заказчик в техническом задании аукционной документации установил следующие характеристики:
N п/п |
Наименование |
Характеристика |
Ед. изм. |
Кол-во |
Аппаратно-программный психодиагностический комплекс (далее - АППК), в составе: |
компл. |
1 |
||
1. |
Специальное программное обеспечение (далее - СПО), в составе: |
компл. |
1 |
|
1.1
|
СПО
|
СПО должно обеспечивать: |
компл.
|
1
|
а) диагностику индивидуальных особенностей, профессионально-важных качеств и актуального психологического состояния испытуемых по результатам выполнения ими отдельных психологических и психофизиологических тестов и тестовых батарей; комплексную оценку действий испытуемого в динамично меняющейся среде - особенности поведения в условиях риска, необходимости быстрого принятия решений, стрессогенных воздействий и т.п. по средствам реализации полуигровых (деятельностных) тестов, а также, диагностику межличностных отношений; | ||||
б) проведение тестирования в диалоговом (индивидуальном) и бланковом (групповом) форматах; | ||||
в) возможность формирования тестовых батарей с заданием решающего правила на основании регрессионного анализа с целью вынесения итоговой оценки; | ||||
г) автоматизацию вынесения заключения по результатам обследования в форме отнесения индивида к одному из трех уровней функционального состояния либо одной из четырех категорий профессиональной пригодности в соответствии с согласованными критериями оценки; | ||||
д) представление и документирование результатов обследования в визуальной, текстовой и табличной формах; | ||||
е) накопление, хранение и комплексный анализ массивов психодиагностической информации; | ||||
ж) конфиденциальность результатов тестирования и разграничение уровня доступа к ним; | ||||
з) предоставление пользователю справочной информации о реализуемых АППК методиках. | ||||
В интересах автоматизации функций, указанных в пункте "а" СПО должно обеспечивать: | ||||
- реализацию не менее 300 методик психологического обследования, позволяющих оценивать актуальное психическое состояние, характеристики мотивационно-потребностной сферы, личностные особенности, особенности поведения в динамично меняющейся среде, интеллектуальные способности индивида, психомоторные, нейродинамические, аттенционные, мнемические и сенсорно-перцептивные характеристики, отношения в семье, а также межличностные отношения; | ||||
- оценивание результатов тестирования с опорой на репрезентативные популяционные тестовые нормы; | ||||
- использование единой для всех тестовых показателей шкалы стандартизированных оценок (стэнов); | ||||
- статистическую обработку динамического ряда повторных обследований данного испытуемого и их стандартизацию относительно индивидуальных норм (расчет Z-оценок); | ||||
- оценку в стандартизированной шкале Z-оценок степени соответствия актуальных параметров психологического состояния требуемым (прогнозируемым); | ||||
- реализацию технологии количественной оценки сдвигов в состоянии оцениваемых характеристик по результатам выполнения индивидом аналогичных тестов (тестовых батарей) до и после воздействия. | ||||
В интересах автоматизации функций, указанных в пункте "б" СПО должно обеспечивать: | ||||
- представление испытуемому инструкций по выполнению каждого теста и тестовой батарее в целом, достаточных для понимания сущности предстоящего обследования; | ||||
- предъявление испытуемому ознакомительных (тренировочных) серий сигналов, предваряющих выполнение объективного теста в диалоговом формате; | ||||
- контроль за ходом диалогового тестирования и формирование сообщений, направленных на коррекцию поведения испытуемого в случае обнаружения нарушений им требований инструкции; | ||||
- апостериорный контроль результатов по шкалам валидности, обеспечивающих достоверность полученных результатов и базирующихся на них итоговых заключений; | ||||
- формирование печатных тестовых материалов (буклетов и бланков), применяемых при проведении группового психологического бланкового обследования, и обработку заполненных испытуемыми регистрационных тестовых бланков посредством сканирования; | ||||
В интересах автоматизации функций, указанных в пункте "в" СПО должно обеспечивать: | ||||
- реализацию конструктора тестовых батарей с возможность формирования из имеющихся тестов и сохранения в базе данных системы сценариев обследования, в которых автоматически воспроизводятся: | ||||
1) заданная экспертом последовательность предъявления тестов; | ||||
2) решающее правило по расчету прогнозируемой оценки (оценок) соответствия испытуемого заданным критериям (на основании регрессионного анализа); | ||||
3) количественные критерии отнесения итогового результата к одной из трех (четырех) групп соответствия; | ||||
- наряду с набором готовых к применению тестовых батарей - возможность формирования из реализуемых комплексом тестов произвольного числа пользовательских тестовых батарей. | ||||
В интересах автоматизации функций, указанных в пункте "г" СПО должно обеспечивать: | ||||
- реализацию тестовых батарей с соотнесением итоговой оценки к одной из четырех категорий профессиональной пригодности или уровня выраженности показателя; | ||||
- реализацию тестовых батарей для оценки уровня функционального состояния на основе расчета Z-оценок путем выполнения повторных обследований данного испытуемого. | ||||
В интересах автоматизации функций, указанных в пункте "д" СПО должно обеспечивать: | ||||
- представление результатов обследования в максимально унифицированной (по классам родственных тестов) форме с использованием легко интерпретируемых графических образов, а также в табличной и текстовой формах (с возможностью сохранения текстовых интерпретаций в файл для составления психологической характеристики обследованного). | ||||
В интересах автоматизации функций, указанных в пункте "е" СПО должно обеспечивать: | ||||
- возможность объединения данных, полученных при обследовании до 10000 человек; | ||||
- наличие развитых средств анализа больших массивов данных, включая ранжирование, межгрупповое сравнение, расчет дескриптивных статистик, психометрических индексов надежности и валидности, анализ пунктов и др.; | ||||
- возможность полного или выборочного сохранения массивов данных в формате табличного процессора MS Excel, пригодном для подготовки отчетных материалов и проведения дополнительных видов анализа с помощью внешних программных средств; | ||||
- возможность импорта и экспорта (передачи) данных в аналогичные системы. | ||||
В интересах автоматизации функций, указанных в пункте "ж" СПО должно обеспечивать: | ||||
- 3 уровня доступа к результатам тестирования в зависимости от квалификационной категории пользователя; | ||||
- возможность кодирования персональных данных, регистрации и поиска психодиагностических данных по обезличенным идентификационным кодам. | ||||
В интересах автоматизации функций, указанных в пункте "з" СПО должно обеспечивать: | ||||
- вывод на экран (по запросу пользователя) информации о содержании (сущности) методики, особенностях процедуры проведения, психометрических характеристиках методики (если они известны) и нормируемых показателях; | ||||
- выдачу на печать отображаемого материала. | ||||
1.2 |
Электронный ключ |
Электронный ключ защиты СПО, должен обеспечивать контроль доступа к использованию программного обеспечения. Интерфейс USB. |
шт. |
1 |
2. |
Комплект специальных периферийных устройств (далее - КСПУ), в составе: |
компл. |
1 |
|
2.1 |
Блок специализированной клавиатуры (далее - БСК) |
БСК должен содержать 16 клавиш, обеспечивающих регистрацию регламентированных ответных действий испытуемого на сигналы, предъявляемые в ходе диалогового психологического обследования и их трансляцию в ПЭВМ. Количество и размещение клавишных элементов БСК должно быть достаточным для выполнения пунктов, предусматривающих возможность выбора из 2 - 10 вариантов ответа, а также возможность как подтверждения сделанного выбора, так и отказа от него с возвратом к предшествующему пункту. Интерфейс USB. |
шт. |
1 |
2.2 |
Кабель БСК-ПЭВМ |
Интерфейс USB. |
шт. |
1 |
2.3 |
Блок психомоторных тестов (далее - БПМТ) |
БПМТ должен обеспечивать регистрацию действий испытуемого при выполнении им двигательных тестов (теппинга, статического и динамического тремора и тонкой координации ручных движений). |
шт. |
1 |
2.4 |
Ножная педаль |
Ножная педаль должна обеспечивать реализацию тестов, оценивающих координацию совместных движений рук и ног. |
шт. |
1 |
2.5 |
Аналоговый манипулятор типа "джойстик" |
Аналоговый манипулятор типа "джойстик" должен обеспечивать реализацию тестов, оценивающих качество зрительно-моторной координации при выполнении различных форм аналогового слежения, а также для оценки способности к распределению внимания при выполнении совмещенных заданий. |
шт. |
1 |
2.6 |
Головные телефоны |
Головные телефоны должны обеспечивать предъявление тестовой информации в звуковой модальности, а также формирование звуковых эффектов, сопровождающих проведение диалогового тестирования по некоторым тестам в зрительной модальности. |
шт. |
1 |
2.7 |
Таймер - секундомер |
Таймер - секундомер должен обеспечивать прямой и обратный отсчет времени. |
шт. |
1 |
2.8 |
Набор цветных карточек |
Комплект карточек для теста цветовых выборов, 8 цветов. |
компл. |
1 |
3. |
Переносная ПЭВМ с характеристиками: |
Процессор с частотой не менее 2,3 ГГц, оперативная память не менее 4096 МБ, постоянное запоминающее устройство, объемом не менее 500 Гб, наличие оптического привода DVD_RW, наличие LAN подключения, монитор с диагональю не менее 15,6 дюймов, предустановленная операционная система Windows 10 Pro, предустановленное СПО, манипулятор "мышь", коврик для манипулятора, сетевой фильтр не менее 5 розеток. |
компл. |
1 |
4. |
Многофункциональное устройство (далее - МФУ) с характеристиками: |
МФУ лазерное, А4, принтер, сканер, копир, с лотком автоподачи, тип сканера планшетный, интерфейс USB. |
шт. |
1 |
5. |
Монитор с характеристиками: |
Диагональ не менее 23,8 дюйма. Монитор должен отображать испытуемому тестовый материал в ходе диалогового обследования, обеспечивая функциональное разделение места обследования испытуемого от места управления тестированием и анализом его результатов. |
шт. |
1 |
6. |
Эксплуатационная документация, в составе: |
компл. |
1 |
|
6.1 |
Паспорт |
Паспорт должен удостоверять гарантированные предприятием-изготовителем основные параметры и технические характеристики АППК, отражать его техническое состояние и содержать сведения об условиях эксплуатации. |
шт. |
1 |
6.2 |
Руководство по эксплуатации |
Руководство по эксплуатации должно содержать сведения о назначении и условиях функционирования АППК, а также о последовательности действий оператора в ходе реализации возложенных на комплекс функций. В Руководство должны быть включены требования по безопасности, техническому обслуживанию, транспортировке и хранению АППК. |
шт. |
1 |
6.3 |
Методическое руководство |
Методическое руководство должно включать в себя описание тестовых заданий, входящих в состав тестовой библиотеки АППК, а также основные понятия и принципы представления тестовой информации. |
шт. |
1 |
7. |
Сертификат |
Сертификат соответствия Техническим Регламентам Таможенного Союза. |
шт. |
1 |
8. |
Гарантия |
Не менее 12 (двенадцати) месяцев с момента поставки. |
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2.1 Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
В соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденного Постановлением N 1236, обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
В соответствии с пунктом 3 Порядка размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Также, пунктом 2 постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, Постановлением N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции. Подтверждением такого случая является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, извещение о проведении закупки опубликовано 09.04.2021.
На заседании Инспекции установлено, что объектом закупки является поставку аппаратно-программного психодиагностического комплекса.
В соответствии с техническим заданием аукционной документации установлены, в том числе, требования к программному обеспечению.
При этом запрет, предусмотренный Постановлением N1236, в аукционной документации о не установлен, а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) отсутствует обоснование невозможности соблюдения запрета в соответствии с Постановлением N1236.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в рамках выполнения работ необходимо, в том числе поставить оборудование, сведения о котором включено в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - Реестр) (код ОКПД2 26.20.14.000), установленный в соответствии с Постановлением N 878.
Вместе с тем, Заказчиком в аукционной документации не установлены ограничения, предусмотренные Постановлением N878, а также на официальном сайте отсутствует обоснование невозможности соблюдения ограничений в соответствии с Постановлением N878.
Таким образом, Инспекция приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что Заказчик 12.04.2021 принял решение об отмене определения поставщика для закупки N 0325100005121000020, Инспекция предписание не выдает.
Основываясь на изложенном, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика Каспийский институт морского и речного транспорта им.ген.-адм. Ф.М.Апраксина - филиал ФГБОУ высшего образования "Волжский государственный университет водного транспорта" (адрес: 603005, Российская Федерация, Нижегородская область, г. Н.Новгород. ул. Нестерова, д. 5 А; адрес: 414000, Россия, Астраханская область,г. Астрахань, ул. Урицкого, дом 17/ул. Никольская, дом 6/ул.Фиолетова, дом 14) нарушившим ч.3 ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на поставку аппаратно-программного психодиагностического комплекса (реестровый номер извещения:0325100005121000020).
2. Предписание не выдавать.
3. Материалы проверки N030/06/14-558/2020 передать уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Руководитель инспекции П.Л. Потылицын
Участники инспекции: Е.М. Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 20 апреля 2021 г. N 030/06/14-558/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2021