Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба (вх. N 5825 от 09.04.2021) ООО "Лагуна" (далее - Заявитель) на действия Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Заказчик) при осуществлении открытого конкурса N 0301300247621000218 "Выполнение работ по подготовке документов, содержащих сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В жалобе Заявителя отражено 2 довода:
1. О необоснованном ограничении по предоставлению участниками Закупки только опыта выполнения кадастровых работ в отношении автомобильных дорог, а не сооружений.
2. О необоснованном ограничении по предоставлению участниками Закупки в качестве опыта только контрактов, заключенных в соответствии с Закон о контрактной системе, что исключает возможность предоставить в качестве опыта контракты, заключенные в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
Комиссия, изучив и рассмотрев представленные материалы дела, а также пояснения сторон, установила следующее.
1. По первому доводу.
В документации Закупки установлено: "15.2. Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по показателю "опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 10 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1085 от 28.11.2013, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
У Комиссии не вызывает сомнений, что объектом Закупки является выполнение работ по подготовке документов, содержащих сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации N 953 от 18.12.2015 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", на который ссылается Заявитель, определение понятия "автомобильная дорога" не содержит.
В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Исходя из определения понятия "автомобильная дорога" не следует, что "автомобильные дороги относятся к сооружениям и требования к подготовке технических планов, в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 953 от 18.12.2015, идентичны для газопроводов, водопроводов, линий электропередач и для других линейных сооружений".
Тем самым, сопоставимым по характеру и объему признается опыт по выполнению кадастровых работ в отношении автомобильных дорог.
Довод Заявителя о необоснованном ограничении по предоставлению участниками Закупки только опыта выполнения кадастровых работ в отношении автомобильных дорог, а не сооружений, признается необоснованным.
1. По второму доводу.
Согласно документации Закупки и возражениям сторон, при оценке заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по показателю 15.2 оценивается (принимается для оценки заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме) количество исполненных контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе в период с 01.01,2019 до даты окончания срока подачи заявок на участие в Закупке, на выполнение кадастровых работ в отношении автомобильных дорог, информация о которых содержится в реестре контрактов, заключенных заказчиками, стоимостью не менее 300 000,00 рублей каждый, информация о которых предоставляется участником закупки в соответствии с формой N1 "Квалификация участника закупки". Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме производится с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение информации, указанной в форме N 1".
Согласно ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем); конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия приходит к тому, что установленный в документации Закупки в качестве критерия оценки заявок показатель о наличии у участника Закупки опыта по выполнению указанных работ только по государственным (муниципальным) контрактам не может быть признан объективным и правомерным, поскольку наличие в документации такого критерия влечет нарушение принципа обеспечения конкуренции, предусмотренного ст. 8 Закона о контрактной системе, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.
Указанная позиция соотносится с определением Верховного суда Российской Федерации N 308-КГ18-11230 от 14.08.2018.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Тем самым, содержание критериев оценки заявок на участие в Закупке, о предоставлении в качестве опыта только контрактов, заключенных в соответствии с Закон о контрактной системе, признается Комиссией, как нарушающим п. 8 ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя о необоснованном ограничении по предоставлению участниками Закупки в качестве опыта только контрактов, заключенных в соответствии с Закон о контрактной системе признается Комиссией обоснованным.
Жалоба признается частично-обоснованной.
В соответствии с ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Тем самым, выявленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь ст. 99 и ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лагуна" частично-обоснованной.
2. Признать содержание критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме "Выполнение работ по подготовке документов, содержащих сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (извещение
N 0301300247621000218) как нарушающим п. 8 ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
Решение может быть обжаловано в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 15 апреля 2021 г. N ТО002/06/105-705/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2021