Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 21 апреля 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии: А.А. Аушев - старший государственный инспектор Управления;
Члены комиссии: К.Х. Бекбузаров - главный специалист - эксперт;
ММ. Точиев - главный специалист - эксперт;
В отсутствии представителей:
заказчика - Министерства образования и науки РИ (далее - Заказчик);
уполномоченного органа - отдела государственных закупок Министерства финансов Республики Ингушетия (далее - Уполномоченный орган);
все стороны уведомлены надлежащим образом, заявлений и ходатайств не поступало.
Проведя внеплановую проверку в соответствии со статьей 99 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в отношении процедуры закупки способом электронного аукциона N 0114500000821000277 на поставку оборудования в рамках реализации программы по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом в единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение и документация о проведении Закупки.
Согласно информации, содержащейся в обращении Заказчика, обоснование НМЦК в составе аукционной документации размещено ошибочно и содержит в себе противоречивую информацию относительно обоснования НМЦК, составленного по итогам получения ценовых предложений от хозяйствующих субъектов.
14.04.2021 Комиссией Управления в связи с необходимостью получения дополнительной информации объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 16.04.2021 г.
В ходе осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Управления установила следующее:
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 31.03.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 11 025 100,00 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 08.04.2021 09:00;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 12.04.2021.
Рассмотрев представленные материалы, изучив информацию, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной торговой площадки, Комиссия Управления пришла к следующим выводам.
1. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной, согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в числе прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, не менее чем семь дней.
В ходе анализа документации электронного аукциона N0114500000821000277 Комиссией Управления установлено, что Заказчиком размещено обоснование НМЦК в следующем виде:
N |
Наименование |
Кол-во |
Ед. изм |
Поставщик N1, руб. |
Поставщик N2, руб. |
Поставщик N3, руб. |
Ср. цена, руб. |
Сумма, руб. |
1 |
МФУ |
1 |
шт |
86445 |
85425 |
83130 |
85000 |
85000 |
2 |
Ноутбук |
3 |
шт |
389748,71 |
386670,74 |
377821,55 |
384700 |
1154100 |
3 |
Интерактивный комплекс |
2 |
шт |
16747,50 |
16582,50 |
16170 |
16500 |
33000 |
4 |
Проектор, крепление |
30 |
шт |
68424,72 |
67817,40 |
66197,88 |
67580 |
2027400 |
5 |
Акустическая система |
2 |
шт |
288990 |
286425 |
279585 |
285000 |
570000 |
6 |
Система ВКС (комплект) |
1 |
шт |
300564 |
298485 |
291951 |
297000 |
297000 |
7 |
Студия для создания презентаций |
2 |
шт |
3398021,06 |
3364543,02 |
3280847,92 |
3347800 |
6695600 |
8 |
Тележка для ноутбуков |
2 |
шт |
73080 |
72360 |
70560 |
72000 |
144000 |
|
Точка доступа Wi-Fi |
2 |
шт |
9642,50 |
9547,50 |
9310 |
9500 |
19000 |
ИТОГО |
11 025 100 |
Вместе с тем, согласно обращению Заказчика, при размещении указанной информации в ЕИС были допущенные технические опечатки.
Из представленных Заказчиком сведений следует, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта должно выглядеть следующим образом, в соответствии с представленными ценовыми предложениями от хозяйствующих субъектов:
N |
Наименование |
Кол-во |
Ед. изм |
Поставщик N1, руб. |
Поставщик N2, руб. |
Поставщик N3, руб. |
Ср. цена, руб. |
Сумма, руб. |
1 |
Акустическая система |
1 |
шт |
86445 |
85425 |
83130 |
85000 |
85000 |
2 |
Интерактивный комплекс |
3 |
шт |
389748,71 |
386670,74 |
377821,55 |
384700 |
1154100 |
3 |
МФУ |
2 |
шт |
16747,50 |
16582,50 |
16170 |
16500 |
33000 |
4 |
Ноутбук |
30 |
шт |
68424,72 |
67817,40 |
66197,88 |
67580 |
2027400 |
5 |
Проектор, крепление |
2 |
шт |
288990 |
286425 |
279585 |
285000 |
570000 |
6 |
Система ВКС (комплект) |
1 |
шт |
300564 |
298485 |
291951 |
297000 |
297000 |
7 |
Студия для создания презентаций |
2 |
шт |
3398021,06 |
3364543,02 |
3280847,92 |
3347800 |
6695600 |
8 |
Тележка для ноутбуков |
2 |
шт |
73080 |
72360 |
70560 |
72000 |
144000 |
|
Точка доступа Wi-Fi |
2 |
шт |
9642,50 |
9547,50 |
9310 |
9500 |
19000 |
ИТОГО |
11 025 100 |
В подтверждение довода обращения Заказчиком представлена копия заявки на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), направленная Уполномоченному органу для размещения процедуры закупки в ЕИС, в которой отражено, что обоснование содержит в себе противоречивые сведения относительно таблицы НМЦК и содержанием приложенных ценовых предложений.
Также на запрос Ингушского УФАС России о предоставлении информации, в соответствии с которым проведено обоснование начальной (максимальной) цены контракта, заказчиком направлен ответ (вх. от 13.04.2021 N939-эп), содержащий запросы о предоставлении стоимости поставки товара, являющиеся объектом Закупки, и три коммерческих предложения от хозяйствующих субъектов, информация по которым противоречит указанной в таблице, размещенной в ЕИС в качестве обоснования НМЦК.
Наряду с указанным Управлением отмечено, что 07.04.2021 (исх.N1556) Заказчиком было направлено обращение в Уполномоченный орган о внесении изменений в закупочную документацию в части замены файла обоснования НМЦК. Данные действия Заказчиком были осуществлены до даты окончания подачи заявок для участия в Закупке.
Таким образом, Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие размещение файла обоснования НМЦК, содержащие информацию о единице товара, не соответствующей ценовым предложениям хозяйствующих субъектов.
Фактически, допущенное Заказчиком нарушение привело к завышению стоимости товаров по некоторым позициям (МФУ, Ноутбук, Акустическая система) и занижению их стоимости по другим (Интерактивный комплекс, Проектор, крепление).
Следовательно, в действиях Заказчика содержатся нарушения части 3 статьи 7 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Рассматривая вопрос о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения Управления принято решение о необходимости его выдачи ввиду того, что данное нарушение может привести к нарушениям законодательства о контрактной системе в ходе исполнения обязательств по контракту в связи с нижеследующим.
Согласно части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать, в числе прочего:
- согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
Следовательно, при подачи заявки участник дает согласия по поставку согласно условиям документации, а контракт заключается по цене, указанной в документации.
В свою очередь подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в числе прочего, в случае если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Допущенные нарушения в файле обоснования НМЦК могут негативно повлиять на результативность исполнения обязательств по контракту в случае, если стороны примут решение об изменений существенных условий контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений определен статьей 65 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Пункт 23 информационной карты документации об аукционе содержит, в том числе, "Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе" - 05 апреля 2021 г.
Также согласно извещению о проведении Закупки, дата и время окончания предоставления разъяснений положений документации - 05.04.2021 23:59.
Окончание срока подачи заявок, согласно документации и извещения о закупке, 08.04.2021 09:00.
Следовательно, принимая во внимание, что с даты окончания срока направления участником закупки запроса заказчик в течение 2 дней должен разместить разъяснения положений документации об аукционе, а также с учетом переноса последнего дня срока, приходящегося на нерабочий день, регламентированного статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), установленная Заказчиком дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе не соответствует требованиям пункта 11 части 1 статьи 64, части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе).
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 24 Информационной карты в составе закупочной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования, в числе которых:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Следовательно, заказчик установил единые требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом согласно пункту 22 Информационной карты в составе закупочной документации, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в числе прочего, следующие документы и информацию:
- документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (при наличии таких требований), или копии этих документов в случае, если предоставление этих документов (копий этих документов) предусмотрено настоящей информационной картой, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Таким образом, информация, размещенная в пункте 22 Информационной карты в составе закупочной документации является неполной, так как из текста не следует однозначного указания о необходимости представления в составе заявки документов и информации, подтверждающие соответствие участника требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссией Управления в действиях Заказчика признано нарушение части 3 статьи 7 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного Комиссия Управления,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 7 и пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 11 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Выдать обязательное для исполнения предписание.
3. Передать материалы дела должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
4. В соответствии со статьи 106 Закона о контрактной системе направить настоящее решение сторонам.
Председатель Комиссии: А.А. Аушев
Члены комиссии: К.Х. Бекбузаров
М.М. Точиев
Настоящее решение (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 21 апреля 2021 г. N 006/06/64-228/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2021