Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием на заседании Комиссии представителей по доверенностям:
от Уполномоченного органа - Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "Ландшафт-Парк":
в отсутствие представителей Заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лукашевская средняя общеобразовательная школа", извещенных о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба ООО "Ландшафт-Парк" (вх. N 3767 от 08.04.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту пришкольных спортивных сооружений и стадиона МБОУ "Лукашевская СОШ" по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, п. Лукаши, ул. Школьная д. 5 (далее - открытый конкурс).
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 27.03.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 195 875,88 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения конкурсной документации.
Заказчик возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно доводам жалобы, Заявитель указал, что Заказчиком в конкурсной документации установлено требование о наличии у участников закупки членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. По мнению Заявителя, фактическая потребность Заказчика заключается в выполнении работ по благоустройству территории или капитального ремонта здания, не являющегося объектом капитального строительства, следовательно, требование о наличии членства в саморегулируемой организации установлено в конкурсной документации неправомерно.
Комиссией установлено, что Заказчиком в пункте 42 Раздела 2 "Информационная карта конкурса" установлено требование:
"Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, с учетом требований, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Саморегулируемая организация, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника закупки по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
В случаях, предусмотренных статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется".
Перечень документов:
"Выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86, или копия такой выписки.
В силу части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи*
*не требуется в случаях, предусмотренных статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что спортивный стадион со спортивными сооружениями МБОУ "Лукашевская СОШ" по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, п. Лукаши, ул. Школьная д. 5 является объектом капитального строительства, что подтверждается письмом МБОУ "Лукашевская СОШ" от 04.04.2021 N 61, согласно которому "пришкольный стадион находится на совместном бухгалтерском учёте с основным зданием школы как объект основных средств со всеми приспособлениями и принадлежностями или обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, которые представляют единое целое и предназначены для выполнения определенной работы.
Исходя из управленческо-эксплуатационных условий пришкольный стадион представляет собой комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
После проведения реконструкции пришкольный стадион будет приниматься к учету и отражаться в балансе МБОУ "Лукашевская СОШ" как "Нежилые помещения (здания и сооружения) - недвижимое имущество учреждения"".
Согласно представленным возражениям, спортивный стадион и спортивные сооружения школы представляют собой единый объект, состоящий из основания, специального покрытия, трибун, сети наружного освещения, дренажной системы, ограждения и иных элементов, объединенных общим функциональным назначением, совокупность которых представляет собой единое спортивное сооружение, прочно связанное с землей.
Представитель Уполномоченного органа также пояснил, что в отношении сметной документации получено положительное заключение государственной экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, проведенное ГАУ "Леноблэкспертиза", целями деятельности которого в соответствии с пунктом 2.1 Устава является:
- осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Российской Федерации по проведению государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, переданных органам государственной власти Ленинградской области;
- осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ленинградской области полномочий органов государственной власти Ленинградской области по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств областного бюджета Ленинградской области;
- осуществление в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Ленинградской области по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета.
Исходя из идентификационного кода закупки в отношении данных работ применяется код вида расходов 243.
В соответствии с Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденным Приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н, по указанному коду вида расходов "243 Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по капитальному ремонту, а также реставрации государственного (муниципального) имущества, за исключением расходов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности (Пункт 48.2.4.3 Порядка N 85н).
Таким образом, согласно Порядку N 85н расходы на благоустройство территории необходимо отражать по кодам видов расходов:
243 - если благоустройство проводится в рамках капитального ремонта объекта капитального строительства;
244 - в рамках текущих расходов, например, если расходы осуществляются при создании (строительстве, реконструкции, капитальном ремонте) некапитальных строений, сооружений, в том числе малых архитектурных форм (ограждения (заборы), клумбы, скамейки и т.п.).
По мнению представителей Уполномоченного органа, ссылка Заявителя на статью 131 Гражданского кодекса РФ не состоятельна по той причине, что указанная норма регулирует правоотношения, связанные с регистрацией и учетом объектов недвижимости, но не разграничивает статусы объектов на капитальный или некапитальный.
В данном случае объектом недвижимости является школа со всеми прилегающими территория вспомогательного назначения. Земельный участок, на котором расположенная школа, учтен за кадастровым номером 47:23:0302003:9.
Кроме того, согласно пункту 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснено, что по смыслу статьи 131 Гражданского кодекса закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Комиссией установлено, что ссылка Заявителя в доводах жалобы на часть 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, определяющей случаи, когда не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, не может быть принята во внимание в силу следующего.
Часть 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ устанавливает перечень случаев об отсутствии обязанности иметь членство в саморегулируемой организации, если участник закупки является одним из перечисленных в указанной статье хозяйствующих субъектов, а не перечень объектов закупок на выполнение работ по капитальному ремонту, при которых у заказчиков имеется возможность не устанавливать указанное требование в документации.
Градостроительным кодексом РФ в частях 1.1, 2, 3 статьи 52 указывается обязанность заказчиков по установлению в документации требования о наличии у участника членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также о необходимости размещения проектной документации в случаях проведения закупки на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика признаков нарушений действующего законодательства при проведении открытого конкурса, а также о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Ландшафт-Парк" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 15 апреля 2021 г. N 047/06/54.3-701/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2021