Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием на заседании Комиссии представителей по доверенностям:
от Заказчика - Муниципального учреждения "Всеволожская муниципальная управляющая компания":
от Уполномоченного органа - Администрации Муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "МД-КОНСАЛТИНГ", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3882 от 12.04.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию светофоров и других средств организации дорожного движения в 2021-2023 гг. на территории муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 02.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 35 828 425,75 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы Заявитель указывает, что Заказчик объединяет в объект закупки поставку товаров и оказание услуг по техническому обслуживанию. При этом, из общей стоимости работ 35 828 425,75 руб. на поставку товаров заложено только 18 446,66 руб., все остальные денежные средства, по мнению Заявителя, учтены в счет оказания услуг по техническому обслуживанию.
По мнению Заявителя, Заказчик объединил в объект закупки поставку товаров и оказание услуг по техническому обслуживанию для установления требования к предоставлению в первой части заявки конкретных показателей поставляемых товаров с целью последующего отклонения участников закупки по первым частям.
Заявитель также указал, что самостоятельным объектом закупки в рамках данной процедуры является оказание услуг по техническому обслуживанию средств организации дорожного движения. Включение в предмет закупки поставки товаров является нецелесообразным, вводит участников закупки в заблуждение и противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что документацией предусмотрена подача участниками закупки предложения в отношении товаров, поставляемых при выполнении работ. Заказчиком из материалов, используемых подрядчиком при выполнении работ, выделены ключевые товары, требующие проведения заказчиком дополнительной экспертизы соответствия таких товаров требованиям заказчика и предложению участника закупки в связи с невозможностью определения их качества по итогам выполненных работ. Проведение экспертизы соответствия требованиям и предложению участника предусмотрена как частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе, так и проектом контракта, являющимся приложением к документации (в п. 3.18. проекта контракта).
Также представитель Уполномоченного органа пояснил, что в соответствии с пунктом 3.4. проекта контракта "Одновременно с поставляемым товаром передаются документы, подтверждающие качество такого товара (в случае если такой товар подлежит обязательной сертификации или декларированию), а также счёт, счёт-фактура, товарная накладная или счёт и УПД_". Товар, в том числе поставляемый для выполнения работ, указан в "Спецификации на поставку товаров (приложение 3 к Техническому заданию)".
Необходимость поставки заказчику ключевых товаров для проведения экспертизы до начала производства работ с использованием таких товаров, качество которых невозможно определить по итогам производства работ, обусловлено необходимостью гарантии качества работ по контракту в целом.
Представитель Уполномоченного органа отметил, что весь поставляемый товар будет принят к бухгалтерскому учету (поставлен на баланс учреждения) в соответствии с Приказом Минфина России от 01.12.2010 N157 "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", а также нанесен обязательный инвентарный номер на товар, который также будет занесен в карточку учета основного средства учреждения (ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств").
Проектом контракта предусмотрены составление актов, при которых право собственности на товар переходит от Подрядчика к Муниципальному заказчику в момент передачи товара и его получения с подписанием документов, указанных в пункте 3.4 проекте контракта (документы, подтверждающие качество такого товара (в случае если такой товар подлежит обязательной сертификации или декларированию), а также счёт, счёт-фактура, товарная накладная или счёт и УПД).
Таким образом, требования к включению в состав первой части заявки сведений о товарах, поставляемых при выполнении работ, обусловлены спецификой выполнения работ, не предусматривающей проверки качества таких товаров по итогам производства работ, соответствуют пункт 2 часть 1 статья 64 (пункт 2 часть 3 статьи 66) Закона о контрактной системе, а поставка таких товаров предусмотрена проектом контракта.
Представитель Уполномоченного органа также отметил, что проектом контракта одновременно предусмотрено поставка товара и выполнение работ с использованием поставленных Заказчику товаров, требования к которым установлены в документации. Подобное совмещение двух видов обязательств является отражением норм Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно пункта 3 статьи 421 ГК РФ, в которой указано, что стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Таким образом, чтобы смешанный договор считался заключенным, такой договор должен содержать в себе все существенные условия договора для соответствующих видов обязательств, являющихся предметом договора.
По обжалуемой процедуре предметом контракта является "Выполнение работ по техническому обслуживанию светофоров и других средств организации дорожного движения в 2021-2023 гг. на территории муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" - смешанный договор.
Существенными условиями договора подряда являются:
- условия, позволяющие определить конкретный вид работы (п. 1 ст. 740 ГК РФ) - пункты 1.1., 1.5. проекта контракта, техническое задание, являющееся приложением к контракту.
- условие о сроке выполнения работ (п. 1 ст. 740 ГК РФ) - пункт 1.4. проекта контракта;
- условие о цене работы (п. 1 ст. 740, п. 1 ст. 746 ГК РФ) - пункт 2.1. проекта контракта.
Существенными условиями договора поставки товара являются:
- условие о наименовании товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ) - техническое задание (приложение N 3 к контракту), спецификация на поставку товаров (приложение N 1 к контракту);
- условие о количестве товара (п. 3 ст. 455, ст. 465 ГК РФ) - спецификация на поставку товаров (приложение N 1 к контракту).
Таким образом, заказчиком при подготовке аукционной документации, проекта контракта в частности, были соблюдены все требования в части условий смешанного договора.
Представитель Уполномоченного органа также отметил, что товары: люк чугунный Т(С250) тяжелый, люк чугунный Л(А15) легкий, стойка для дорожного знака и урна поставляются в рамках выполнение работ по техническому обслуживанию светофоров и других средств организации дорожного движения в 2021-2023 гг.
Комиссией установлено, что пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с Письмом ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)" (далее - Письмо ФАС):
"По мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если, в том числе:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу)".
Комиссия установила, что в описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к следующим товарам: "Урна"; "Люк чугунный"; "Стойка для дорожного знака".
Заявителем на заседании Комиссии не представлено в материалы дела доказательств того, что указанные товары являются строительным материалом и не могут быть поставлены Заказчику при выполнении работ по контракту.
Комиссия также установила, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.04.2021 N 0145300005221000101-1 на участие в электронном аукционе подано 4 заявки, 2 заявки допущены, следовательно, установление указанных Заявителем требований не повлияло на процедуру осуществления закупки.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика не выявлены нарушения Закона о контрактной системе, при этом доказательств ограничений для участников закупки при подготовке заявки в материалы дела Заявителем не представлено.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 19 апреля 2021 г. N 047/06/64-739/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2021