Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечение государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: И.В. Смолягина, заместитель руководителя Чукотского УФАС России,
Члены Комиссии: Матафонова А.А., главный специалист-эксперт Чукотского УФАС России, Дунакаев А.Э., главный специалист-эксперт Чукотского УФАС России,
в отсутствии представителей сторон, уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "МОНОЛИТ" (далее - Заявитель) на действие Муниципального бюджетного общеобразовательное учреждение "Центр образования села Рыркайпий" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона "Ремонт систем отопления, водоотведения и индивидуальный тепловой пункт с установкой приборов учета тепловой энергии в здании МБОУ "ЦО с. Рыркайпий" расположенного по адресу: с. Рыркайпий, ул. Мира, 21", извещение N 0388300010221000001 (далее - Аукцион), руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента (утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу 12.04.2021 года поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Жалоба была подана в Чукотское УФАС России, в электронной форме, в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 10 статьи 105 указанного закона, в связи, с чем была принята к рассмотрению, по существу.
Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе исключительно в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.
В обозначенное время ни Заявитель, ни Заказчик не подключились к рассмотрению жалобы в дистанционном режиме.
В адреса Заявителя, Заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения (в том числе о дистанционном участии).
Заказчику, было предложено представить в адрес Чукотского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В жалобе Заявителя указывается, что документация электронного аукциона не соответствует Закону о контрактной системе.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя, в которых считает доводы жалобы необоснованными.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, изучив представленные материалы, установила следующее.
Из представленных материалов и информации, размещенной в Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) следует, что 02.04.2021 года в ЕИС Заказчиком были размещены извещение N 0388300010221000001 и документация об аукционе в электронной форме "Ремонт систем отопления, водоотведения и индивидуальный тепловой пункт с установкой приборов учета тепловой энергии в здании МБОУ "ЦО с. Рыркайпий" расположенного по адресу: с. Рыркайпий, ул. Мира, 21", с начальной (максимальной) ценой контракта 12 939 655,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок 12.04.2021 09:00 (МСК+9).
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 13.04.2021.
Дата проведения аукциона в электронной форме 14.04.2021.
1. Заявитель считает, что "проект контракта заказчика содержит условие относительно возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Это положение не соответствует ст.34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно части 27 данной статьи, срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом".
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно документации об Аукционе, закупка проводится только для субъектов малого предпринимательства.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом пунктом 8.7. проекта гражданско-правового договора документации об Аукционе установлено следующее: "Денежные средства, внесенные Подрядчиком в качестве обеспечения исполнения Договора (если такая форма обеспечения исполнения Договора применяется Подрядчиком), в том числе часть этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения Договора в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ, возвращаются Заказчиком в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания документов приемки. Денежные средства возвращаются на счет, с которого поступили данные денежные средства", что не соответствует Закону о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, установившего ненадлежащие сроки возврата денежных средств, нарушают часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По второму доводу. Заявитель считает, "Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам. Извещение о проведении аукциона содержит ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30, но при этом заказчик устанавливает размер обеспечения исполнения контракта с нарушением ч.6 ст.96 ФЗ-44".
В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения, устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу части 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В силу части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Комиссия Чукотского УФАС России констатирует, что рассматриваемая закупка размещается с учетом ограничений, предусмотренных для закупок, размещаемых у субъектов малого и среднего предпринимательства, а следовательно, размер обеспечения контракта должен определяться исходя из цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.
При этом, в пункте 43 Информационной карты аукционной документации, размер обеспечения исполнения гражданско-правового договора, установлен Заказчиком в соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, в размере 646 982 (шестьсот сорок шесть тысяч девятьсот восемьдесят два) рубля 75 копеек (5% от цены, по которой в соответствии с Федеральным законом заключается гражданско-правовой договор).
Принимая во внимание, что рассматриваемая закупка размещается среди субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, размер обеспечения контракта должен быть рассчитан исходя из цены, предложенной победителем.
Таким образом, Комиссия Чукотского УФАС отмечает, что требования к обеспечению исполнения контракта, установленные в документации, не предусматривают исключения, предусмотренного ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе. Таким образом, требования к размеру и порядку представления обеспечения исполнения контракта, установленные в информационной карте аукциона, нарушает требование части 6.2, части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Комиссией установлено, что Заявитель не принимал участие в настоящей закупке, не направлял в адрес заказчика запросов на предоставление разъяснений положений документации об электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.04.2021 N0388300010221000001-1, на участие в рассматриваемом электронном аукционе 4 (четыре) заявки. Все участники закупки допущены до участия в рассматриваемом аукционе в электронной форме. При изготовлении данного решения в полном объеме Комиссией Чукотского УФАС России установлено, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок участников закупки, 3 (три) заявки признаны единой комиссией заказчика соответствующими требованиям документации об электронном аукционе (Протокол подведения итогов электронного аукциона от 14.04.2021 N0388300010221000001-3).
По мнению комиссии Чукотского УФАС России, допущенные Заказчиком нарушения положений части 27 статьи 34, части 6.2, части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе не повлияли на результаты проведения закупки.
Одновременно с этим, комиссия Чукотского УФАС России отмечает, что допущенные Заказчиком нарушения части 27 статьи 34, части 6.2, части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе могут быть устранены путем выдачи предписания Заказчику о внесении изменения на стадии заключения контракта.
Руководствуясь статьей 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МОНОЛИТ" на действие Муниципального бюджетного общеобразовательное учреждение "Центр образования села Рыркайпий", при проведении электронного аукциона "Ремонт систем отопления, водоотведения и индивидуальный тепловой пункт с установкой приборов учета тепловой энергии в здании МБОУ "ЦО с. Рыркайпий" расположенного по адресу: с. Рыркайпий, ул. Мира, 21", извещение N 0388300010221000001, обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования части 27 статьи 34, части 6.2, части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупок, выдать заказчику предписание о внесении изменений в проект контракта на этапе заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона.
4. Передать материалы, уполномоченному должностному лицу Чукотского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии _________________________ И.В. Смолягина
Члены Комиссии _________________________ А.А. Матафонова
_________________________ А.Э. Дунакаев
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 19 апреля 2021 г. N 087/06/106-66/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2021