Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальник отдела контроля Крымского УФАС России Р.С. Айвазяна,
членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крыловой,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.А. Кочетовой,
при участии представителей интересов:
- ГКУ РК "АВТОБАЗА СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ" (далее - Заказчик) - А.С. Рогаль (по доверенности) - очно,
проведя внеплановую проверку по обращению Управления Федеральной службы безопасности по Республике Крым на соответствие действий Заказчика при проведении закупок "Услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей Форд, Киа; Услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей Мерседес; Услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей БМВ, Рено, Дача; Услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей Опель, Мазда и прочих; Услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей Ауди; Услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей Фольксваген; Услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей TOYOTA CAMRY XV55; Услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей TOYOTA CAMRY XV70; Услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей TOYOTA LAND CRUISER и LEXUS" (извещения N0875500000520000019, N0875500000520000020, N0875500000520000021, N0875500000520000022, N0875500000520000023, N0875500000520000024, N0875500000520000025, N0875500000520000026, N0875500000520000027) положениям Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В ходе внеплановой проверки, проведенной на основании части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведенной по обращению Управления ФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю установила следующее.
ГКУ РК "АВТОБАЗА СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ" в январе 2021 проводились электронные аукционы N0875500000520000019, N0875500000520000020, N0875500000520000021, N0875500000520000022, N0875500000520000023, N0875500000520000024, N0875500000520000025, N0875500000520000026, N0875500000520000027 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта Совета министров Республики Крым.
18.01.2021 и 22.01.2021 Крымским УФАС России были рассмотрены жалобы ИП Астахова Н.В. ИП Виноградова Е.И. на действия Заказчика при проведении указанные закупок (дела N082/06/106-37/2021, N082/06/106-38/2021, N082/06/106-39/2021, N082/06/106-40/2021, N082/06/106-41/2021, N082/06/106-42/2021, N082/06/106-69/2021, N082/06/106-70/2021, N082/06/106-71/2021, N082/06/106-72/2021, N082/06/106-73/2021, N082/06/106-74/2021, N082/06/106-75/2021, N082/06/106-76/2021, N082/06/106-77/2021). В процессе рассмотрения дел в действиях Заказчика установлены нарушения части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выданы предписания об их устранении. Заказчиком предписания исполнены, измененные документации были размещены в Единой информационной системе в сфере закупок 01.02.2021 и продлены сроки подачи заявок на участие в закупках, а 02.02.2021 указанные закупки были отменены.
Законом о контрактной системе в части 1 статьи 36 установлено право Заказчика отменить определение поставщика пять дней до даты окончания срока подачи заявок. Заказчиком в извещениях установлена дата и время окончания срока подачи заявок на участие 09.02.2021 г. в 06.00. Извещения об отмене определений поставщика (подрядчика, исполнителя) по решению заказчика на сайте Единой информационной системы в сфере закупок 02.02.2021 г., за 8 полных дней до даты окончания подачи заявок. Следовательно, Заказчиком не нарушены требования Закона о контрактной системе в части отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
02.02.2021 ГКУ РК "АВТОБАЗА СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ" заключены прямые контракты с ООО "Автопарк-М" (Госконтракт N1-п9), ООО "Авто-Профи" (Госконтракт N2-п9), ИП Дубковский В.С. (Госконтракт N3-п9), ИП Чумак В.М. (Госконтракт N4-п9) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика относительно выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) пояснила, что выбор способа определения поставщика определен на основании письма Министерства финансов Российской Федерации от 19.03.2020 N 24-06-06/21324, поручения вице-премьер министра РФ Голиковой Т.А. от 17 марта 2020 года N ТГ-П13-1924 о признании новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы, на основании приказа Министерства здравоохранения Республики Крым от 21.12.2020 г. N3287 "О закупке товаров и услуг для реализации мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Республике Крым". Транспортные средства выделяются для обеспечения деятельности членов Совета министров, Аппарата Совета министров и других исполнительных органов государственной власти Республики Крым на основании Распоряжения совета министров Республики Крым от 10.03.2020 N296-р "Об установлении лимита количества, ежемесячных норм пробега и эксплуатации легковых автомобилей" (с учетом измененной документации). На основании вышеуказанного распоряжения транспорт используется в служебных целях органами исполнительной власти, которые являются участниками заседаний оперативных штабов, аналитических центров, осуществляющих деятельность по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCov). При этом пояснить, какой именно транспорт задействуется в мероприятиях по предотвращению новой коронавирусной инфекции представитель не смогла, ссылаясь на отсутствие данной информации у Заказчика в связи с установленным Распоряжением сроком подачи заявок на предоставление автомобилей не позднее, чем за 1 день.
Комиссией Крымского УФАС России при рассмотрении дела установлено.
На основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.
При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Так, при введении в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг в количестве, объеме, которые необходимы в связи с введением режима повышенной готовности, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при наличии причинно-следственной связи предмета такой закупки с введением режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV.
Вместе с тем, согласно сведениям Единой информационной системы и контрактам N1-п9-N4-п9 предметом данных контрактов являются услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей, срок оказания услуг - по 31.12.2021.
Доводы Заказчика не свидетельствуют о возникновении обстоятельств непреодолимой силы на момент принятия решения о закупке указанных услуг у единственного поставщика, поскольку факт распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) Заказчику был известен намного раньше (март-апрель 2020 года) и не может быть признан внезапным.
Также Заказчиком не обоснован выбор срока оказания услуг при проведении неконкурентной закупки: с 02.02.2021 по 31.12.2021.
Комиссия считает, что Заказчик неправомерно выбрал способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, т.к. виды и объемы работ по контракту не направлены на устранение внезапно возникнувших неблагоприятных обстоятельств, а также у заказчика была возможность применить иные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данным федеральным законом регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупке и предложить лучшие условия исполнения контракта и/или наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. При этом формальную процедуру отбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений) заказчик не проводит.
В результате неправомерного заключения Контракта ООО "Автопарк-М" (Госконтракт N1-п9), ООО "Авто-Профи" (Госконтракт N2-п9), ИП Дубковский В.С. (Госконтракт N3-п9), ИП Чумак В.М. (Госконтракт N4-п9) могли получить преимущественный доступ к оказанию услуг, минуя участие в конкурентных процедурах, в связи с чем, могли быть поставлены в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, выполняющими аналогичный вид деятельности на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, действия Заказчика, необоснованно сократившего число участников закупки, путем осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, при отсутствии объективной совокупности оснований для осуществления закупки в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а также отсутствии препятствующих обстоятельств осуществлению закупки с применением конкурентных способов, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение части 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Т.А. Кочетова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 21 апреля 2021 г. N 082/06/99-633/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2021