Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - заместителя руководителя Крымского УФАС России И.Р.Хасанова,
членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.С. Демченко,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крыловой,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГКУ РК "Крымздрав" (далее - Заказчик) - В.Н. Коваленко (директор),
- ГБУЗ РК "Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи" - А.Н. Сметанин (по доверенности),
- Министерство здравоохранения Республики Крым - З.Р. Зияддинов (по доверенности,
проведя внеплановую проверку по обращению Федеральной службы безопасности по Республике Крым действий Заказчика при проведении закупки "Закупка изделий медицинского назначения" (ИКЗ N202910203689191020100105168700000244),
УСТАНОВИЛА:
В ходе внеплановой проверки, проведенной на основании части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании документов и пояснений, предоставленных Заказчиком, Комиссией установлено следующее.
28.12.2020 между ГКУ РК "Крымздрав" (ИНН 9102036891) и ООО "Инжинирингкомплектсервис" (г. Санкт- Петербург, ИНН 7810421994) заключен государственный контракт N1186 на закупку изделий медицинского назначения (бахилы высокие, шапочка одноразовая типа "Шарлотка", медицинские халаты одноразовые, костюмы медицинские одноразовые).
Цена контракта - 91 512 796, 50 руб.
Закупка осуществлялась у единственного поставщика на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика относительно выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) пояснил, что выбор способа определения поставщика определен на основании письма Министерства финансов Российской Федерации от 19.03.2020 N 24-06-06/21324, поручения вице-премьер министра РФ Голиковой Т.А. от 17 марта 2020 года N ТГ-П13-1924 о признании новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы, на основании приказа Министерства здравоохранения Республики Крым от 21.12.2020 г. N3287 "О закупке товаров и услуг для реализации мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Республике Крым".
Также представители ГКУ "Крымздрав" и Министерства здравоохранения Республики Крым пояснили, что потребность определена Министерством здравоохранения Республики Крым для обеспечения лечебных учреждений Республики Крым на период 2-3 месяца, с учетом праздничных и выходных дней, с учетом динамики прироста заболеваемости (так как в праздничные дни в Республике Крым ожидался наплыв туристов из других регионов Российской Федерации). С их слов, данную закупку невозможно было провести в начале января 2021 года, поскольку доведения бюджетных ассигнований происходит не раньше февраля текущего года.
Комиссией Крымского УФАС России при рассмотрении дела установлено.
На основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.
При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Так, при введении в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг в количестве, объеме, которые необходимы в связи с введением режима повышенной готовности, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при наличии причинно-следственной связи предмета такой закупки с введением режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV.
Вместе с тем, согласно сведениям Единой информационной системы, предметом данного Контракта являются следующие медицинские изделия:
Доводы Заказчика и Министерства здравоохранения Республики Крым не свидетельствуют о возникновении обстоятельств непреодолимой силы на момент принятия решения о закупке необходимых средств защиты у единственного поставщика, поскольку факт распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) Заказчику был известен намного раньше (март-апрель 2020 года) и не может быть признан внезапным.
Также Комиссия Управления считает необходимым отметить, что указание Заказчиком на необходимость закупки средств индивидуальной защиты в связи с неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой (усилением распространения новой коронавирусной инфекции), не свидетельствует о правомерности действий Заказчика, поскольку Заказчику, Министерству здравоохранения Республики Крым представлялось возможным заблаговременно до заключения Контракта установить факт нехватки средств индивидуальной защиты в лечебных учреждениях Республики Крым.
Комиссия считает, что Заказчик неправомерно выбрал способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, т.к. виды и объемы работ по контракту не направлены на устранение внезапно возникнувших неблагоприятных обстоятельств, а также у заказчика была возможность применить иные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данным федеральным законом регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупке и предложить лучшие условия исполнения контракта и/или наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. При этом, формальную процедуру отбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений) заказчик не проводит.
В результате неправомерного заключения Контракта ООО "Инжинирингкомплектсервис" получило преимущественный доступ к поставке товаровпо максимально возможной цене, минуя участие в конкурентных процедурах, в связи с чем, было поставлено в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, выполняющими аналогичный вид деятельности на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, действия Заказчика, необоснованно сократившего число участников закупки, путем осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, при отсутствии объективной совокупности оснований для осуществления закупки в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а также отсутствии препятствующих обстоятельств осуществлению закупки с применением конкурентных способов, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
Также Комиссией Крымской УФАС России было установлено следующее.
В соответствии с Письмом Роспотребнадзора от 09.04.2020 N 02/6475-2020-32 "Об использовании средств индивидуальной защиты" (вместе с "МР 3.1/3.5.0170/5-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 3.5. Дезинфектология. Рекомендации по использованию и обработке защитной одежды и средств индивидуальной защиты при работе в контакте с больными COVID-19 (подозрительными на заболевание) либо при работе с биологическим материалом от таких пациентов. Методические рекомендации") (далее - Письмо Роспотребнадзора) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с необходимостью сохранения здоровья и обеспечения безопасности сотрудников при организации и проведении противоэпидемических мероприятий, в том числе при оказании медицинской помощи и выполнении лабораторных исследований, в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) обращает внимание на необходимость обеспечения персонала защитной одеждой и средствами индивидуальной защиты, а также необходимость их правильного использования в соответствии с изложенными в приложении рекомендациями, подготовленными при участии ФКУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" Роспотребнадзора и ФБУН "Научно-исследовательский институт дезинфектологии" Роспотребнадзора.
Пунктом 2 Письма Роспотребнадзора устновлено, что для изготовления защитной одежды применяются ткани, на основе полиэфирных (ПЭТ), полиамидных (ПА), полипропиленовых (ПП) волокон, полиэтилена высокого давления (ПЭВД), полипропилентерефталата (ПТТ) и других термопластичных полимеров, в частности следующие:
- Спанбонд - нетканый полипропиленовый микропористый паропроницаемый изоляционный материал, изготавливаемый из тонких полипропиленовых волокон, путем термоскрепления по технологии "Райфенхойзер"; материал устойчив к кислотам и щелочам, в зависимости от целей и области применения материалу могут придаваться дополнительные качества и свойства - гидрофильность, гидрофобность, устойчивость к воздействию света, антистатические свойства, огнезатухание, материал может быть ламинирован. Плотность: 15 - 17; 20 - 25; 35 - 42; 50 - 60 г/м2. Предназначен для медицинской или другой специальной защитной одежды и соответствует требованиям нормативных документов: ГОСТ 26996-68; ТУ РБ 00204056.095-96; СанПиН 42-123-4240-86 (сертификат соответствия N РОСС BY.РБ 01.В07265. N 4584715). Рекомендуемая плотность для защитной одежды при работе с ПБА не ниже 42 г/м2.
Вместе с тем, согласно Техническому заданию документации о Закупке, к костюму медицинскому одноразовому установлено, в том числе, требование плотности - 40 г/м2, не соответствующее рекомендациям Роспотребнадзора для сохранения здоровья и обеспечения безопасности сотрудников при организации и проведении противоэпидемических мероприятий, что также указывает о невозможности проведения закупки данных изделий в порядке, предусмотренном пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Также согласно пояснениям лиц, участвующих при проведении внеплановой проверки, закупленные товары были поставлены в полном объеме в конце января 2021 года, полностью израсходованы не были, что также указывает об отсутствии необходимости срочной поставки столь большого объема, предусмотренного контрактом.
Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение части 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Р. Хасанов
Члены Комиссии: Т.С. Демченко
А.М. Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 25 марта 2021 г. N 082/06/99-359/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2021