Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М.Крылова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- Государственное казенное учреждение Республики Крым "Центр оценки и мониторинга качества образования" (далее - Заказчик) - Доненко М.О. (директор), Хрепунов А.В.(по доверенности),
- ООО "Научно- Инженерный центр "Башкортостан" (далее - Заявитель) - Воленко М.А.(по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка видеокамер" (извещение N0875200001621000001) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных статей следует, что заказчик определяет требования к товару, работе, услуге, исходя из своих потребностей, с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе принято постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Пунктом 3 Постановления N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением позиций, классифицируемых кодами 27.31 и 27.32, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
Согласно пункту 4 Постановления N 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Согласно пункту 3 раздела II.IV. Сведения об ограничении и запрете участия в электронном аукционе:
Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами |
Установлены: - приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Приложение 1."; - постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; - постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации": не применяется. |
В соответствии с пунктом 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденного Постановлением N 878, обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Пунктом 3 Порядка обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
На заседании Комиссии установлено, что Перечень содержит, в том числе выбранный Заказчиком код 26.40.33.110 - Видеокамеры.
Согласно документации, ограничения допуска, предусмотренные Постановлением N 878, в документации об Аукционе не установлены, в связи с тем, что Заказчиком в ЕИС размещено Обоснование.
Приложением N 1 к разделу II.IV. установлено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Наименование Заказчика |
Государственное казенное учреждение Республики Крым "Центр оценки и мониторинга качества образования" |
Предмет государственного контракта |
Поставка видеокамер |
Обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" |
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции |
Класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки |
Радиоэлектронная продукция |
Требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция |
Данные требования указаны в РАЗДЕЛЕ IV "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ)". |
Функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки |
1. Изделие "Цветная видеокамера KB-900" специальное техническое средство для негласного получения информации. В характеристиках видеокамеры отсутствует программное обеспечение, передающее видеопоток на специализированный сайт в сети "Интернет" с доменным именем smotriege.ru, на котором осуществляется трансляция проведения экзаменов. 2. Камера наблюдения цифровая 2MP-DOM-3.6 (Модель 0049). В характеристиках видеокамеры отсутствует программное обеспечение, передающее видеопоток на специализированный сайт в сети "Интернет" с доменным именем smotriege.ru, на котором осуществляется трансляция проведения экзаменов. 3. Камера наблюдения цифровая 2MP-BUL-3.6 (Модель 0050). В характеристиках видеокамеры отсутствует программное обеспечение, передающее видеопоток на специализированный сайт в сети "Интернет" с доменным именем smotriege.ru, на котором осуществляется трансляция проведения экзаменов. 4. Камера наблюдения цифровая 2MP-BUL-2.7-13.5M (Модель 0118). В характеристиках видеокамеры отсутствует программное обеспечение, передающее видеопоток на специализированный сайт в сети "Интернет" с доменным именем smotriege.ru, на котором осуществляется трансляция проведения экзаменов. 5. Камера наблюдения цифровая 2MP-DOM-2.7-13.5M (Модель 0120). В характеристиках видеокамеры отсутствует программное обеспечение, передающее видеопоток на специализированный сайт в сети "Интернет" с доменным именем smotriege.ru, на котором осуществляется трансляция проведения экзаменов. 6. Видеокамера МВК-IP 324 БРУА.463349.010.09. В характеристиках видеокамеры отсутствует программное обеспечение, передающее видеопоток на специализированный сайт в сети "Интернет" с доменным именем smotriege.ru, на котором осуществляется трансляция проведения экзаменов. 7. Видеокамера МВК-IP 2320 Н/А БРУА.463349.010.04. В характеристиках видеокамеры отсутствует программное обеспечение, передающее видеопоток на специализированный сайт в сети "Интернет" с доменным именем smotriege.ru, на котором осуществляется трансляция проведения экзаменов. 8. Видеокамера МВК-IP 2020 Н БРУА.463349.010.03. В характеристиках видеокамеры отсутствует программное обеспечение, передающее видеопоток на специализированный сайт в сети "Интернет" с доменным именем smotriege.ru, на котором осуществляется трансляция проведения экзаменов. 9. Видеокамера МВК-IP 2020 В БРУА.463349.010.02. В характеристиках видеокамеры отсутствует программное обеспечение, передающее видеопоток на специализированный сайт в сети "Интернет" с доменным именем smotriege.ru, на котором осуществляется трансляция проведения экзаменов. 10. Видеокамера МВК-IP 4010 БРУА.463349.010.01. В характеристиках видеокамеры отсутствует программное обеспечение, передающее видеопоток на специализированный сайт в сети "Интернет" с доменным именем smotriege.ru, на котором осуществляется трансляция проведения экзаменов. 11. Видеокамера МВК-0982 ИН МВК09.23429. В характеристиках видеокамеры отсутствует программное обеспечение, передающее видеопоток на специализированный сайт в сети "Интернет" с доменным именем smotriege.ru, на котором осуществляется трансляция проведения экзаменов. 12. Видеокамера внешняя БРУА.463369.0004.02. В характеристиках видеокамеры отсутствует программное обеспечение, передающее видеопоток на специализированный сайт в сети "Интернет" с доменным именем smotriege.ru, на котором осуществляется трансляция проведения экзаменов. 13. Видеокамера внутренняя БРУА.463369.0004.01. В характеристиках видеокамеры отсутствует программное обеспечение, передающее видеопоток на специализированный сайт в сети "Интернет" с доменным именем smotriege.ru, на котором осуществляется трансляция проведения экзаменов. 14. Видеокамера МВК-IP 2540 БРУА.463349.010.08. В характеристиках видеокамеры отсутствует программное обеспечение, передающее видеопоток на специализированный сайт в сети "Интернет" с доменным именем smotriege.ru, на котором осуществляется трансляция проведения экзаменов. 15. Видеокамера МВК-IP 2520 БРУА.463349.010.07. В характеристиках видеокамеры отсутствует программное обеспечение, передающее видеопоток на специализированный сайт в сети "Интернет" с доменным именем smotriege.ru, на котором осуществляется трансляция проведения экзаменов. 16. Видеокамера МВК-IP 2020 BZ БРУА.463349.010.06. В характеристиках видеокамеры отсутствует программное обеспечение, передающее видеопоток на специализированный сайт в сети "Интернет" с доменным именем smotriege.ru, на котором осуществляется трансляция проведения экзаменов. 17. Видеокамера МВК-IP 2320 В/А БРУА.463349.010.05. В характеристиках видеокамеры отсутствует программное обеспечение, передающее видеопоток на специализированный сайт в сети "Интернет" с доменным именем smotriege.ru, на котором осуществляется трансляция проведения экзаменов. |
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Обоснование размещено в связи с тем, что радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции, а именно в характеристиках видеокамер отсутствует программное обеспечение, передающее видеопоток на специализированный сайт в сети "Интернет" с доменным именем smotriege.ru, на котором осуществляется трансляция проведения экзаменов.
Рассмотрев положения документации об Аукционе, Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу, что объектом закупки является поставка видеокамер, при этом размещенное Заказчиком обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 878 является ненадлежащим, так как отсутствие в характеристиках видеокамер программного обеспечения не относится к функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам видеокамеры.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что, поскольку Заказчиком размещено ненадлежащее обоснование невозможности закупки радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, которое не отвечает требованиям пункта 3 Порядка, Заказчиком в нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе не установлены в документации ограничения, предусмотренные Постановлением N 878.
Также Комиссией установлено, что Заказчиком неправомерно установлено требование об указании (декларировании) участником закупки в составе второй части заявки нахождение радиоэлектронной продукции в едином реестре российской радиоэлектронной продукции с указанием номера реестровой записи (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878, в связи с тем, что Заказчиком не были установлены ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
А.М.Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 23 апреля 2021 г. N 082/06/106-703/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2021