Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.А. Кочетова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- Государственное казенное учреждение Республики Крым "Крымздрав" (далее - Заказчик) - Окишева Е.В. (по доверенности),
- Индивидуальный предприниматель Пензев Иван Иванович (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка медицинского оборудования "Прикроватное кресло с высокими спинками и опускающимися подлокотниками"" (извещение N0875200000221000079) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена названным Федеральным законом.
Согласно жалобе Заявителя:
"В техническом задании на поставку Прикроватных кресел с высокими спинками и опускающимися подлокотниками установлены завышенные требования, ограничивающие конкуренцию и вводящие в заблуждение потенциальных участником закупки.
Согласно техническому заданию требуется:
Плотность наполнения спинки |
кг/мЗ |
от 28, до 35 |
Плотность наполнения ограничительных боковин |
кг/мЗ |
от 38 до 45 |
Плотность наполнения сидения |
кг/мЗ |
от 28, до 35 |
Плотность наполнения ножной секции |
кг/мЗ |
от 38, до 45 |
Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, участник может не обладать информацией относительно плотности наполнения на момент подачи заявки.
Каким образом участники должны на момент подачи заявки знать, какова плотность наполнения у предлагаемого товара, если участник не обязан иметь товар в наличии на момент подачи заявки? Более того, указанные характеристики отсутствуют в свободном доступе.
Вероятнее всего, они указываются лишь в паспорте на поставляемый товар, который до момента покупки отсутствует у потенциального участника. Таким образом, заказчиком установлено завышенное требование, которое не позволяет участнику корректно заполнить заявку и принять участие в процедуре аукциона.
Помимо плотности наполнения, в таблице "3. Характеристики товара не требующие предоставления конкретных показателей" установлены следующие требования:
Основа спинки и сиденья производится из многослойной фанеры натурального бука, высокопрочной панели, состоящей из нескольких листов и древесных волокон, устойчивых к влаге |
Наличие |
Наполнение секций ложа (спинки, сиденья и ножной секции) изготовлено из цельнолитого полиуретана, выполняемого методом холодного литья |
Наличие |
Кресло имеет 4 ножки с наконечниками из нейлона - полиамидной смолы с высокой устойчивостью к износу и растворителям, солевым, жирным и кислотным веществам |
Наличие |
Зачем заказчику кресла из натурального бука? Почему бы не предоставить на выбор несколько видов дерева? Вид дерева, используемый при изготовлении мебели, сильно сказывается на стоимости готового изделия.
Более того, заказчиком установлено требование касаемо методов изготовления полиуретана. Каким образом на момент подачи заявки участникам должно быть известно, каким из методов изготовлен полиуретан?
Также не совсем понятно, что подразумевает заказчик, описывая в техническом задании 4 ножки с наконечниками из нейлона, если у кресла имеются колеса. Где должны быть расположены данные наконечники?".
В разделе IV. "Описание объекта закупки (техническое задание)" документации о Закупке установлены следующие характеристики товара, требующие и не требующие предоставления конкретных показателей:
N п/п |
Наименование товара |
ОКПД 2 |
Наименование параметра (показателя) товара, устанавливаемое Заказчиком |
Ед. изм. |
Требуемое значение, установленное Заказчиком |
||
1 |
Прикроватное кресло с высокими спинками и опускающимися подлокотниками |
32.50.21.112 |
Технические характеристики |
|
|||
Количество ножек |
шт |
Не менее 4 |
|||||
Плотность наполнения спинки |
кг/м3 |
от 28, до 35 |
|||||
Плотность наполнения ограничительных боковин |
кг/м3 |
от 38 до 45 |
|||||
Плотность наполнения сидения |
кг/м3 |
от 28, до 35 |
|||||
Плотность наполнения ножной секции |
кг/м3 |
от 38, до 45 |
|||||
Размеры в положении кресла |
см |
Не менее 72х90х123 |
|||||
Размеры в положении кушетки |
см |
Не менее 72х170х60 |
|||||
Ширина сиденья |
см |
Не менее 54 |
|||||
Высота сиденья от уровня пола |
см |
Не менее 52 |
|||||
Высота подлокотника от уровня пола |
см |
Не менее 73 |
|||||
Угол наклона спинки в диапазоне |
град |
Не уже 100°- 162° |
|||||
Диаметр колес |
мм |
Не менее 125 |
|||||
Максимальная нагрузка |
кг |
Не менее 150 |
|||||
Вес кресла |
кг |
Не более 32 |
|||||
N п/п |
Наименование товара |
ОКПД 2 |
Наименование параметра (показателя) товара, устанавливаемое Заказчиком |
Требуемое значение, установленное Заказчиком |
|||
1 |
Прикроватное кресло с высокими спинками и опускающимися подлокотниками |
32.50.21.112 |
Функциональные возможности |
||||
Каркас кресла производится из стального профиля с эпоксидным порошковым покрытием, обладающей высокой механической, химической и коррозионной стойкостью |
Наличие |
||||||
Основа спинки и сиденья производится из многослойной фанеры натурального бука, высокопрочной панели, состоящей из нескольких листов и древесных волокон, устойчивых к влаге |
Наличие |
||||||
Наполнение секций ложа (спинки, сиденья и ножной секции) изготовлено из цельнолитого полиуретана, выполняемого методом холодного литья |
Наличие |
||||||
Обивка из невозгораемого (класс 1/IM) моющегося, дезинфицируемого кожзаменителя. |
Наличие |
||||||
Материал сиденья и спинки меняет форму, подстраиваясь под анатомические особенности пациента, гарантируя максимальный комфорт |
Наличие |
||||||
Спинка имеет встроенную ручку для легкости перемещения кресла |
Наличие |
||||||
Кресло оснащено двумя подлокотниками |
Наличие |
||||||
Подлокотники имеют мягкую поверхность и углубление по центру для более удобного размещения предплечья пациента |
Наличие |
||||||
Подлокотники перемещаются по направляющим, ориентируются во всех направлениях с фиксацией специальными маховиками и откидываются для более легкого подъема пациента с кресла |
Наличие |
||||||
Кресло имеет синхронизированный механизм одновременной регулировки спинки и ножной секции. |
Наличие |
||||||
Наклон секций осуществляется с помощью газовой пружины с ручками управления, расположенными с двух сторон от сиденья кресла |
Наличие |
||||||
Кресло имеет 4 ножки с наконечниками из нейлона - полиамидной смолы с высокой устойчивостью к износу и растворителям, солевым, жирным и кислотным веществам |
Наличие |
Согласно письменным пояснениям Заказчика:
"Изучив опыт проведения Государственных закупок позиция Поставка медицинского оборудования "Прикроватное кресло с высокими спинками и опускающимися подлокотниками", Заказчик выявил, что включение требуемых характеристик плотности наполнителя спинки, ограничительных боковин, сиденья, ножной секции стандартной практикой. Эти показатели необходимы, так как плотность наполнения является важной характеристикой, влияющей напрямую на срок эксплуатации изделия в лечебном учреждении. Также качественный наполнитель не оказывает ответное давление на сосуды, мышцы и суставы. Пациент принимает анатомически правильное положение, кровоснабжение тканей улучшается, и клетки активно насыщаются кислородом. Пребывание пациента на кресле не сопровождается неприятными ощущениями и усталостью.
Пенополиуретан или сокращенно ППУ - это современный материал, который широко используется в качестве наполнителя для ортопедических матрасов и мебели, в том числе медицинской. Новые, усовершенствованные технологии производства позволяют получать плотный пенополиуретан, который по техническим характеристикам уже существенно превзошел своих предшественников. Показатель плотности ППУ исчисляется в килограммах на 1 кубический метр. Существует следующая градация в зависимости от величины данного показателя:
от 16 кг/м3;
от 28 кг/м3;
от 35 кг/м3;
от 45 кг/м3;
от 55 кг/м3.
Низкоплотный пенополиуретан (до 28 кг/м3) не рекомендован к применению в качестве наполнителя для мебели.
Плотность ППУ от 20 до 29 кг/м3 считается низкой, однако изделия с подобным показателем довольно часто можно встретить на отечественном рынке. В таких изделиях практически отсутствует ортопедический эффект, а срок их службы - минимальный.
Начиная с 30 кг/м3 стартует средняя плотность пенополиуретана. Он используется в основном для наполнения медицинской мебели. Плотность от 30 кг/м3 дает хороший ортопедический эффект, гарантия службы от 5 лет до 10 лет.
Требования, обеспечивающие долговечность изделия, его длительную эксплуатацию и комфорт пациента, являющийся обязательным условием излечения, никаким образом не могут быть отнесены к завышенным.
2) что касаемо бука - мы не требуем кресло из натурального бука, а основа спинки и сиденья производится из многослойной фанеры натурального бука, высокопрочной панели, состоящей из нескольких листов и древесных волокон, устойчивых к влаге. При производстве качественной медицинской мебели бук прекрасно себя зарекомендовал, и фактически является стандартом.
Буковую древесину характеризуют следующие свойства:
1. Высокая плотность;
2. Высокая прочность и устойчивость к деформациям;
3. Долговечность;
4. Легкость.
3) метод холодного литья - требование касаемо метода литья пенополиуретана обусловлена характеристиками, важными при эксплуатации изделия, такими как плотность ППУ, наружное и внутренне удлинение при разрыве, внутренняя твердость сжатия. В заявке указан метод литья, обеспечивающий наилучшие характеристики, требуемые заказчику.
4) необходимость колес обусловлена требованиями п. 6.3 ГОСТ Р 50444-2020 "масса переносимых изделий не должна превышать 25 кг. По согласованию с Заказчиком допускается увеличение массы более 25 кг, при использовании колес".
4 ножки с наконечниками из нейлона - нейлон это полиамидной смолы с высокой устойчивостью к износу и дезинфекции, п. 6.15 ГОСТ Р 50444-2020 "изделия или их составные части, подвергаемые дезинфекции, должны быть устойчивы к воздействию дезинфектов".
5) Закон о контрактной системе действительно не обязывает участника иметь товар, но для формирования предложения участник должен указать наименование товара согласно РУ, модель и знать цену на товар, для этого он запрашивает у конкретного производителя или дистрибьютора КП и соответствующие характеристики товара, а производители знают их какого материала изготовлен их товар, так как для получения РУ товар проходит испытания и в регистрационном деле указываются все материалы, другие материалы при производстве использовать нельзя, поскольку это будет уже другой товар".
Из положений норм статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Таким образом, в зависимости от своих потребностей, Заказчик вправе установить требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иным характеристикам.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из анализа частей 1,9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на Заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, не предоставил. Довод Заявителя признается необоснованным.
Согласно доводу жалобы техническое задание составлено таким образом, что позволяет предложить товар единственного производителя - Givas, Италия, тем самым ограничивая возможность участников размещения заказа, предлагающих аналогичный товар других производителей, принять участие в данных торгах.
В соответствии с возражениями Заказчика:
"Техническое задание было сформировано таким образом, что ограничение конкуренции отсутствует, под описание подходит оборудование как российского, так и иностранного производителя. Аукционная документация не содержит требований к производителям, торговым маркам, торговым знакам, патентованным наименованиям и т.п.
Такой же вывод можно сделать на основании исполненных контрактов. Так в 2020 г ГБУЗ РК "РКБ им. Н.А. Семашко" провела два аукциона на поставку "Прикроватное кресло с высокими спинками и опускающимися подлокотниками" N 0375100003620000109 и N 0375100003620000069, товар был поставлен и оплачен, к поставке были предложены разные производители Кресло медицинское специальное с принадлежностями, Givas MR- 5062 Италия и Кресло-каталка гериатрическое "ККГ-01", Россия с аналогичными характеристиками".
Представитель Заказчика на заседании комиссии Крымского УФАС России пояснила, что документация разрабатывалась исходя из потребности Заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций. Согласно пояснениям Заказчика, техническому заданию соответствует товар различных производителей.
Заказчиком на заседание Комиссии также было представлено четыре коммерческих предложения:
- N1314 от 15.03.2021 от ООО МТО "Стормовъ", согласно которому предложено прикроватное кресло Vernipoll, Италия;
- N140 от 15.03.2021 от ООО "Профмед", согласно которому предложено прикроватное кресло Givas MR5062;
- N00104 от 22.03.2021 от ООО "Медтехгранд", согласно которому предложено прикроватное кресло 17-РО110, Vernipoll, Италия;
- б/н от 15.03.2021 от ООО "Лидер-РК", согласно которому предложено прикроватное кресло Hill-Rom, Франция.
Вместе с тем, Заявителем не представлено сведений относительно того, какие характеристики являются ограничивающими, также Заявитель не представил достаточных документальных доказательств, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что совокупность установленных Заказчиком в техническом задании документации о Закупке характеристик соответствует товар единственного производителя.
Ввиду чего, данный довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Т.А. Кочетова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 23 апреля 2021 г. N 082/06/106-720/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2021