Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев с использованием системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Оптэкспорт" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "МОСЦМТО Росгвардии" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку пневматических шин для автомобильной техники в рамках ГОЗ (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0873400002421000065) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) в документации об Аукционе Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки;
2) в проекте государственного контракта документации об Аукционе Заказчиком неправомерно установлено избыточное требование к поставщику о предоставлении документов, подтверждающих уплату таможенных платежей (для товара, ввезенного на территорию Российской Федерации из иностранных государств).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 31.03.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 20 459 709,82 рублей;
3) источник финансирования - за счет бюджетных средств; КБК - 18003035020292019211;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 16.04.2021;
5) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 20.04.2021;
8) на основании части 20 статьи 68 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения Аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе объектом закупки является поставка пневматических шин для автомобильной техники (далее - Товар).
В пункте 9.2 раздела 9 "Описание объекта закупки" документации об Аукционе (далее - Описание объекта закупки) для Товара указаны характеристики, установленные Заказчиком.
Согласно пункту 5.4.1 раздела 5 "Технические требования" ГОСТ 52900-2007 "Шины пневматические для легковых автомобилей и прицепов к ним" (далее - ГОСТ 52900-2007) на бескамерную шину (покрышку камерной шины) должна быть нанесена следующая обязательная маркировка:
- товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;
- наименование страны-изготовителя на английском языке;
- обозначение шины;
- торговая марка (модель шины);
- индекс несущей способности для максимально допустимой нагрузки;
- индекс категории скорости.
Также в ГОСТ 52900-2007 указано, что маркировка шин, пригодных для скоростей свыше 300 км/ч, - в соответствии с ГОСТ Р 41.30 (3.1.4.1) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для автомобилей и их прицепов" определяется:
- "TUBELESS" - для бескамерной шины;
- "REINFORCED" или "EXTRA LOAD" - для усиленной шины;
- "M+S" или "M&S", или "M.S" - для зимней шины.
Вместе с тем, по мнению Заявителя, в документации об Аукционе отсутствуют требования к маркировке Товара, что вводит участников в заблуждение и не позволяет определить потребность Заказчика.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что характеристики, указанные в Описании объекта закупки сформированы с учетом потребности Заказчика. При этом маркировка Товара не является для Заказчика значимой характеристикой, поскольку Заказчик не ограничивает участников Аукциона в указании какой-либо маркировки, подтверждающей соответствие Товара требованиям документации об Аукционе.
Кроме того, Комиссией установлено, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта Заявителем в адрес Заказчика направлено коммерческое предложение о готовности поставить Товар в соответствии с Описанием объекта закупки, а также подана заявка на участие в Аукционе. При рассмотрении указанной заявки аукционной комиссией Заказчика принято решение о допуске Заявителя к участию в Аукционе.
Комиссия, изучив документацию об Аукционе, документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно установлено избыточное требование к поставщику о предоставлении документов, подтверждающих уплату таможенных платежей (для товара, ввезенного на территорию Российской Федерации из иностранных государств).
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактные системы установлено, что документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с пунктом 4.1.6 раздела 4 "Порядок оценки соответствия и приёмки Товара" проекта государственного контракта документации об Аукционе перед началом процедуры оценки соответствия Товара поставщик предъявляет лицу, осуществляющему оценку соответствия, документы, подтверждающие уплату таможенных платежей (для Товара, ввезенного на территорию Российской Федерации из иностранных государств) (далее - Документы).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанное требование обусловлено потребностью Заказчика об исключении поставки контрафактного Товара, а также Товара, незаконно ввезенного через государственную границу Российской Федерации.
Вместе с тем представитель Заявителя пояснил, что Документы выдаются официальным поставщикам органом таможенного контроля при ввозе крупной партии Товара на территорию Российской Федерации. При этом указанные поставщики не предоставляют Документы дилерам при закупке Товара для его реализации, ссылаясь на коммерческую тайну. Кроме того, для подтверждения ввоза Товара на территорию Российской Федерации достаточно маркировки (акциза) Товара, свидетельствующей о законности ввоза и реализации такой продукции. Также на основании указанной маркировки на сайте "честныйзнак.рф" можно узнать уточняющую информацию о Товаре, в связи с чем требованное, установленное пунктом 4.1.6 раздела 4 "Порядок оценки соответствия и приёмки Товара" проекта государственного контракта документации об Аукционе, ограничивает количество участников Аукциона.
Комиссия, изучив проект государственного контракта документации об Аукционе, а также заслушав пояснения сторон, приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе избыточное требование о предоставлении поставщиком при поставке Товара Документов, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Оптэкспорт" обоснованной в части установления Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе избыточного требования о предоставлении документов, подтверждающих уплату таможенных платежей.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленном нарушении Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 апреля 2021 г. N КГОЗ-108/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2021