Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Просперити" (далее - Заявитель) на действия Госкорпорация "Роскосмос" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-Тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на создание комплекса районов посадки и первичного обслуживания возвращаемого аппарата пилотируемого транспортного корабля". Шифр ОКР: "КРППОВА-ПТК-Восток". (Без выполнения работ по разработке эскизного проекта на создание КРППОВА ПТК и проведения рекогносцировочных работ (Этап N 1), выполненных в рамках государственного контракта от 06.05.2020 N 924-КВ030А/20/39) (номер извещения 0995000000221000022) (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателям "Квалификация трудовых ресурсов участника закупки (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (оказания услуг)" (далее - Показатель N 1), "Опыт участника по успешному выполнению работы (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 2) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1).
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы заседание Комиссии перенесено с 20.04.2021 на 22.04.2021.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 12.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 1 879 593 300 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 05.05.2021;
4) дата рассмотрения и оценки первых частей заявок- 06.05.2021;
5) дата подачи окончательных предложений - 11.05.2021;
6) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 13.05.2021.
1.1 Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия N 1, поскольку в Конкурсной документации предусмотрено предельное максимальное количественное значение привлекаемых специалистов, а именно:
5 сотрудников с ученой степенью, а также 50 специалистов, имеющих высшее образование, для присвоения максимального количества баллов.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно Конкурсной документации Критерий N 1 содержит Показатель N 1, в рамках которого оценка осуществляется по предельному максимальному количественному значению квалификационной характеристики о необходимости наличия у участника закупки 5 сотрудников с ученой степенью, а также о необходимости наличия у участника закупки 50 специалистов, имеющих высшее образование.
В соответствии с представленными документами и сведениями, а также пояснениям представителей Заказчика, Комиссией установлено, что вышеуказанные требования по Показателю N 1 Критерию N 1 установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат Правилам и Закону о контрактной системе.
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии не явились, и не представили документы подтверждающее обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.2 Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 2 Критерия N 1, поскольку при оценке подлежат исключительно исполненные контракты в части создания объектов космической инфраструктуры со стоимостью не менее 25% от НМЦК заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), без возможности предоставления гражданско-правовых договоров и договоров субподряда.
В соответствии с Конкурсной документации при оценке заявок по Показателю N 2 принимаются контракты (договоры) в части создания объектов космической инфраструктуры с ценой контракта (договора) не менее 25% от НМЦК.
Вместе с тем в Конкурсной документации отсутствует указание на приём к оценке контрактов и договоров, заключенных исключительно в соответствии с Законом о контрактной системе или Законом о закупках.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки является создание сложного космического комплекса, в связи с чем Заказчиком при оценке заявок по Показателю N 2 учитываются только контракты (договоры) в части создания объектов космической инфраструктуры с ценой не менее 25% от НМЦК, так как договор субподряда не свидетельствует о надлежащем опыте создания объектов космической инфраструктуры, так как по такому договору может быть выполнена лишь часть работ.
Вместе с тем представители Заявителя на заседание Комиссии не явились, и не представили документы и сведения, подтверждающее обратное.
Комиссия, изучив представленные документы и сведения, приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок по Показателю N 2 Критерия N 1 не противоречит Правилам и Закону о контрактной системе.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а также соответствие требованиям, установленным согласно законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 55 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит космическая деятельность.
В положении о лицензировании космической деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 N 298 "О лицензировании космической деятельности" предусмотрен перечень работ при осуществлении космической деятельности, для которых требуется лицензия на осуществление космической деятельности.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона, а также документации об Аукционе установлено требование о наличии у участников закупки действующей лицензии на осуществление космической деятельности.
Вместе с тем Заказчиком не установлено требование о наличии лицензии с конкретными видами космической деятельности, которому должны соответствовать участники закупки.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом на момент рассмотрения жалобы у Комиссии отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к однозначному выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе повлияло на результаты определения исполнителя (подрядчика, поставщика).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Прсоперити" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 22.04.2021 по делу N КГОЗ-107/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 апреля 2021 г. N КГОЗ-107/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2021