Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конферец-связи жалобу ЗАО "Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт градостроительного и системного проектирования" (далее - Заявитель) на действия АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Заказчик), конкурсной комиссией Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Конкурсная комиссия), ГКУ города Москвы "Дирекция департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Проведение комплексных гидрологических, гидрометеорологических, гидрогеологических, геофизических исследований Косинских озер и их водосборного бассейна" (номер извещения единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373200003121000055) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Конкурсе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 29.03.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 39 606 034,72 рубля;
4) источник финансирования - бюджет города Москвы, КБК - 80306040230400000241;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 20.04.2021;
6) дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Конкурсе - 20.04.2021;
7) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
8) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
9) дата подачи окончательных предложений - 22.04.2021;
10) дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 27.04.2021.
Согласно доводу Заявителя, Оператором электронной площадки неправомерно возвращена заявка Заявителя на участие в Конкурсе.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе, обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
Согласно части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с частью 29 статьи 44 Закона о контрактной системе, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные статьей 45 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения такой заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки обязан осуществить блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки, блокирование не осуществляется, о чем банк направляет информацию оператору электронной площадки в течение одного часа с момента получения информации об участнике закупки и о размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента получения от банка указанной информации при совокупности следующих условий:
1) на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, отсутствует информация о банковской гарантии, выданной участнику закупки банком для целей обеспечения заявки.
Согласно части 12 статьи 54.4 Закона о контрактной системе одновременно с возвратом заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе и частью 11 статьи 54.4 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника открытого конкурса в электронной форме, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата. Возврат заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 20.04.2021 в 08:00.
Согласно извещению о проведении Конкурса размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе составляет 1 980 301,74 рубль.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Оператором электронной площадки неправомерно возвращена заявка на участие в Конкурсе.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Заявителем 19.04.2021 оформлена банковская гарантия для обеспечения заявки на участие в Конкурсе от 19.04.2021 N БГЛ-2020/00018-87 (далее - Банковская гарантия), выданная ООО КБ "Внешфинбанк" (далее - Банк).
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что Оператору электронной площадки 19.04.2021 поступил информационный пакет Заявителя из ЕИС, содержащий информацию о Банковской гарантии Заявителя, полученной им для обеспечения исполнения контракта, в результате чего данная Банковская гарантия не могла использоваться для обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
Кроме того, Оператором электронной площадки 20.04.2021 направлен запрос о наличии денежных средств в качестве обеспечения заявки Заявителя в банк, вместе с тем банк не подтвердил блокировку денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе по причине отсутствия на специальном счете Заявителя запрашиваемой суммы свободных денежных средств на момент подачи заявки, в результате чего заявка Заявителя возвращена Оператором электронной площадки.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем на заседании Комиссии, установлено, что в составе жалобы Заявителем представлено письмо Банка от 20.04.2021 N 623, согласно которому Банковская гарантия Заявителя выдана для обеспечения заявки на участие в Конкурсе, при этом 19.03.2021 при размещении сведений в реестре банковских гарантий (далее - Реестр) допущена техническая ошибка в части указания назначения Банковской гарантии, а именно, указано назначение в целях обеспечения исполнения контракта. Вместе с тем Банком в Реестре размещены корректные данные 09.03.2021 в 20:42, то есть после окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заявителю не обеспечена возможность участия в Конкурсе, что нарушает часть 18 статьи 44 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт градостроительного и системного проектирования" необоснованной.
2. Признать нарушение части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 апреля 2021 г. N 21/44/105/525
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2021