Резолютивная часть решения оглашена 29 апреля 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 29 апреля 2021 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:., Членов комиссии:.,
В присутствии:
Представителя Министерства здравоохранения Оренбургской области -. по доверенности,
Представители ООО "Ренессанс-Мед" на рассмотрение не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом,
Представители Уполномоченного органа на рассмотрение не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Ренессанс-Мед" на действия Министерства здравоохранения Оренбургской области при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Ультразвуковой гармонический скальпель), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (номер извещения N 0853500000321002952),
УСТАНОВИЛА:
22 апреля 2021 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Ренессанс-Мед" (далее - Заявитель) на действия Министерства здравоохранения Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Ультразвуковой гармонический скальпель), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (номер извещения N 0853500000321002952) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из доводов жалобы Заявителя следует, что Заказчик в описании объекта закупки указал недостоверные сведения о характеристиках товара, что вводит в заблуждение потенциальных участников закупки и не позволяет таким участникам правильно сформировать заявку на участие в таком аукционе.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что согласно статье 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Согласно части 2 указанной статьи, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг, установленным заказчиком требованиям. Соответственно, Заказчик вправе включить в документацию об электронном аукционе такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям с учетом специфики его деятельности. Согласно абзацу 28 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, заказчики, осуществляющие закупку по правилам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Объектом закупки является медицинское изделие - ультразвуковой гармонический скальпель, при описании которого заказчик использовали в том числе среди прочего следующие его функциональные, технические, эксплуатационные характеристики, позволяющие определить его соответствие требованиям для обеспечения качественного оказания медицинской помощи: потребляемая мощность генератора - не менее 360 Вт; мобильная тележка-подставка на колёсах в количестве не менее 4. В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать следующую информацию: наименование страны происхождения товара; конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. Заявки на участие в настоящем электронном аукционе содержат предложения о поставке товара - ультразвуковых гармонических скальпелей (генератор электрохирургический, ультразвуковой G11, с принадлежностями, "Этикон Эндо-Серджери, Эл-Эл-Си", США (Соединенные Штаты Америки); аппараты серии Thunderbeat с принадлежностями, аппарат ультразвуковой хирургический USG-400, "Олимпас Медикал Системе Корпорейшен", Япония) конкретные показатели которых, в том числе в части указанных характеристик, соответствовали значениям, установленным документацией о таком аукционе. Изложенное свидетельствует, что при описании объекта закупки заказчиком требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе соблюдены: функциональные характеристики объекта закупки соответствуют не менее двум производителям. Представитель Заказчика просил признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:
13.04.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение и документация об аукционе на поставку медицинских изделий (Ультразвуковой гармонический скальпель), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (номер извещения N 0853500000321002952).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 265 000,00 рублей.
Документация об аукционе утверждена Заказчиком.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупности указанных норм Закона о контрактной системе следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Из жалобы Заявителя следует, что в Техническом задании Заказчик установил технические характеристики поставляемого товара:
- "Потребляемая мощность генератора, Вт, не менее 360";
- "Мобильная тележка - подставка на колесах в количестве не менее 46_".
По мнению Заявителя, подходящим к поставке товаром является - генератор электрохирургический ультразвуковой HARMONIC ETHICON G11 GEN11. Из инструкции производителя потребляемая мощность такого генератора составляет - 500ВА. Заказчик в документации указал единицу мощности в Вт, при этом при пересчете: ВА-20%=Вт или 1000ВА=800 Вт или 0,8 кВт, следовательно, Заявитель полагает, что переводя единицу измерения производителя в Вт получается - 500ВА=400 Вт, что не соответствует требованиям Заказчика.
Также из описания в строке "Мобильная тележка_" - указано "в количестве не менее 4". По мнению Заявителя, Заказчик вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, поскольку не понятно, к чему относится значение "не менее 4" - к количеству колес, либо к количеству тележек.
Анализируя положения технического задания аукционной документации Комиссией Оренбургского УФАС установлено, что заказчиком определены следующие функциональные, технические и качественные характеристики товара:
II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
В случае если в Техническом задании в описании товара включенного в Каталог товаров, работ, услуг указано несколько различных значений одной из характеристик, участнику необходимо выбрать из них одно значение, если весь объем поставляемого товара будет соответствовать указанному значению характеристики, или, если к поставке предлагается товар, части объема которого будут соответствовать различным значениям характеристики, указанным в ТЗ, указываются все данные значения.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Наименование |
Технические характеристики |
Ед.изм. |
Кол-во |
Ультразвуковой гармонический скальпель |
Функция ультразвуковой диссекции и коагуляции |
шт. |
3 |
Функция биполярной диссекции и коагуляции | |||
Регулировка амплитуды колебаний насадок для ультразвуковой диссекции/коагуляции. | |||
Функция лигирования сосудов (7 мм в биполярном режиме и в ультразвуковом режиме, при активации режима - Усовершенствованный гемостаз) | |||
Ручная и педальная активация насадок | |||
Применение насадок у пациентов с кардиостимуляторами | |||
Индикация количеств активации ультразвуковых рукоятей | |||
Интерфейс должен быть русифицирован | |||
Потребляемая мощность генератора, Вт, не менее 360 | |||
Выходная мощность, Вт, не более 150 | |||
Частота работы, кГц, не менее 47 | |||
Масса генератора, кг, не более 9 | |||
Ножной привод должен быть с двумя маркированными педалями для активации насадок ультразвукового скальпеля в режимах максимальной и заданной минимальной мощности | |||
Масса ножного привода, кг, не более 4 | |||
Силовой электрический кабель, прямой, трехпроводной | |||
Длина, м, не менее 3 | |||
Напряжение, Вольт, 250 | |||
Адаптер для насадок подключение ультразвуковых инструментов и насадок к генератору - через лапаросонические рукоятки | |||
Магнитный доводчик для точной фиксации адаптера в разъеме базового блока, нестерильный | |||
Адаптер для насадок подключение биполярных насадок для коагуляции и диссекции, к генератору. | |||
Магнитный доводчик для точной фиксации адаптера в разъеме базового блока, нестерильный. | |||
Мобильная тележка-подставка на колесах в количестве не менее 4: | |||
Масса тележки, кг, не более 17 | |||
Функция блокировки 1 колеса для предотвращения непреднамеренных перемещений |
Представитель Заказчика пояснил, что 1) приведённый Заявителем перевод внесистемной единицы измерения полной мощности электрического тока вольт-ампер, указанной в инструкции генератора электрохирургического ультразвукового G11, - 500 ВА, в активную мощность - величину, равную произведению силы тока (Ампер) на напряжение в цепи (Вольт) и на коэффициент нагрузки (cos ?) - 400 Вт, в полной мере удовлетворяет потребности заказчика в соответствующей части, поскольку на 40 Вт превышает требуемую мощность генератора (должна быть не менее 360 Вт); 2) формулировка "мобильная тележка-подставка на колесах в количестве не менее 4" в заблуждение участников электронного аукциона не вводит, поскольку устанавливает требования именно к количеству колёс, которыми соответствующее изделие должно быть оснащено. Ели бы речь шла о количестве соответствующих тележек, то в графах "Ед. изм." и "Кол-во" раздела 2 аукционной документации (техническое задание) была бы указана должные характеристики - "шт." и "4", а такая позиция обозначалась бы как "Мобильная тележка-подставка на колесах". Приобретение ультразвукового гармонического скальпеля в комплекте с четырьмя тележками-подставками противоречит не только логике использования оборудования, но станет и неэффективным использованием бюджетных средств - работа на оставшихся трёх тележках отдельно без оборудования невозможна, по причине того, что они являются неотъемлемой частью комплекта оборудования.
Комиссия Оренбургского УФАС России, анализируя представленные документы, положения аукционной документации, положения технического задания, а также пояснения представителя Заказчика полагает, что Заказчиком в рамках своей компетенции, в соответствии со своей потребностью, а также с учетом специфики оказания специализированной медицинской помощи и имеющегося оборудования, в техническом задании описаны медицинские изделия с функциональными характеристиками товара значимыми для Заказчика, кроме того, Заказчиком указано, что при формировании положений технического задания использовались не менее чем 3 коммерческих предложения.
Следовательно, заказчики, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, соблюдать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Таким образом, при формировании Технического задания заказчику в рамках требований Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Отсюда следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм Закона о контрактной системе, Заявителем не доказана невозможность подготовки заявки на участие в электронном аукционе, и тот факт, каким образом действия Заказчика нарушают его права и законные интересы.
Кроме того, Комиссия принимает во внимание, что на участие в настоящем аукционе подано 7 заявок все заявки были допущены Заказчиком до участия в электронном аукционе, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке, а также о достижении Заказчиком целей проводимой закупки.
Таким образом, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в части заявленного довода нарушений Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Ренессанс-Мед" на действия Министерства здравоохранения Оренбургской области при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Ультразвуковой гармонический скальпель), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (номер извещения N 0853500000321002952), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 29 апреля 2021 г. N 056/06/33-424/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2021