Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Лисовой А.А. на действия Заказчика ФГБОУ ВО "СГМУ им. В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения РФ при проведении электронного аукциона N 0360100030521000179 "Поставка изделий медицинских, в том числе хирургических, прочих для структурных подразделений СГМУ",
УСТАНОВИЛА:
20.04.2021 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП Лисовой А.А. (далее-Заявитель) на действия Заказчика ФГБОУ ВО "СГМУ им. В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения РФ при проведении электронного аукциона N 0360100030521000179 "Поставка изделий медицинских, в том числе хирургических, прочих для структурных подразделений СГМУ" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что документация об Аукционе утверждена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
09.04.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки были размещены извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Заказчиком данного Аукциона является ФГБОУ ВО "СГМУ им. В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения РФ.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 48 808 203,99 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик сформировал объект закупки из товаров технически и функционально не связанных между собой, что является нарушением действующего законодательства.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: "Наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент"" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Предметом Аукциона является поставка изделий медицинских, в том числе хирургических, прочих для структурных подразделений СГМУ.
В Технической части документации об электронном Аукционе указаны характеристики товара подлежащего поставке, в частности поставке подлежат: комплект изделий медицинских; простыня хирургическая общего назначения, одноразового использования, нестерильная; средство кровоостанавливающее; покрытие для головы; комплект для кардиохирургических операций; комплект хирургический одноразового использования; комплект для артроскопии плечевого сустава; комплект для операций на бедре; средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения; средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения; аппарат сшивающий кожный; аппарат эндоскопический сшивающий артикуляционный линейный с ножом; нагрудник/фартук, для взрослых, одноразового использования; нарукавник хирургический, стерильный.
Согласно пояснениям Заказчика, объект закупки формировался исходя из особенностей работы клиник, необходимости с учетом специфики использования такого товара и полностью отвечает потребностям структурных подразделений СГМУ. Все закупаемые товары являются изделиями медицинского назначения, и соответственно прошли обязательную государственную регистрацию и включены Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в Государственный реестр медицинских изделий. На поставку данных изделий не требуется наличие у участников аукциона какого-либо вида лицензии на осуществление деятельности. Медицинское оборудование также отсутствует в данном лоте. Медицинское оборудование - это изделия медицинской техники, предназначенные для диагностики, лечения, реабилитации и для ухода за больными. Медицинское оборудование используется многократно. Объектом закупки же в данном случае являются медицинские изделия однократного применения, предназначенные лишь для разового использования. Например, по позициям с 35 по 43 закупаются Аппараты сшивающие кожные, которые используются для закрытия операционных ран на коже при различных хирургических вмешательствах. Предназначены для использования у одного пациента. Таким образом, весь закупаемый товар функционально и технологически связан между собой и имеет общую область применения - медицинскую, общее целевое назначение - в хирургии, общую длительность применения медицинских изделий- одноразового применения. Между товарами существует функциональная связь, обусловленная достижением одной цели - оказание медицинских услуг. Одновременное поступление закупаемых по аукциону товаров направлено на решение проблемы с укомплектованностью хирургических отделений учреждения изделиями медицинского назначения, и обеспечивает непрерывность и эффективность лечебного процесса. Также объектом закупки является поставка товара, а не ее производство, ввиду чего поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей.
При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
При рассмотрении жалобы представитель Заявителя не представил доказательств невозможности поставки товара, являющегося предметом закупки.
Кроме того, согласно Протоколу подведения итогов электронного аукциона от 23.04.2021 N0360100030521000179-3 на участие в Аукционе было подано 2 заявки, экономия составила 828 801 рублей.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик необоснованно объединил в один лот товары с кодом ОКПД 2 32.50.50.190 и 32.50.50.110, что нарушает требования установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее- Постановление N 616).
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
В соответствии с п. 12 Постановления N 616 не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу). При этом медицинские маски не могут быть предметом одного контракта (одного лота) с другими отдельными видами промышленных товаров, включенных в перечень.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе поставке подлежит товар с кодом ОКПД 2: 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки" и 32.50.50.110 "Сшивающие аппараты".
В соответствии с п. 123 Перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд включен Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности - 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок)"
Таким образом, запрет на допуск импортной продукции установлен только в отношении медицинских масок. Медицинские маски не являются объектом данной закупки.
Исходя из выше изложенного, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП Лисовой А.А. на действия Заказчика ФГБОУ ВО "СГМУ им. В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения РФ при проведении электронного аукциона N 0360100030521000179 "Поставка изделий медицинских, в том числе хирургических, прочих для структурных подразделений СГМУ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 26 апреля 2021 г. N 064/06/64-520/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2021