Резолютивная часть решения оглашена "23" апреля 2021 года. В полном объеме решение изготовлено "28" апреля 2021 года.
при участии посредством видеоконференцсвязи: представителей заказчика -Приокский тыловой таможенный пост <_> (паспорт, доверенность), Тихоновой И.В. (паспорт, доверенность), <_> (паспорт, доверенность), представителей заявителя - ООО "ИНТЕРБИОМЕД" <_> (паспорт, доверенность), <_> (паспорт, доверенность), <_> (паспорт, доверенность), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу N040/06/64-389/2021 ООО "ИНТЕРБИОМЕД" по существу, установила: |
20.04.2021 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "ИНТЕРБИОМЕД" на положения аукционной документации заказчика - Приокский тыловой таможенный пост при проведении электронного аукциона (номер извещения на официальном сайте 0137100001521000105), предметом которого является поставка антисептических и дезинфицирующих средств для нужд таможен Центрального таможенного управления.
Заявитель полагает, что аукционная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Заказчиком представлены пояснения по существу доводов жалобы Заявителя, в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия Заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 09.04.2021 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0137100001521000105, предметом которого является поставка антисептических и дезинфицирующих средств для нужд таможен Центрального таможенного управления (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляет 1 808 874,50 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 20.04.2021 09:00.
Заказчиком по указанному аукциону выступал Приокский тыловой таможенный пост.
2. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническомрегулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, при описании объекта закупки, заказчик обязан был указать позицию КТРУ 20.20.14.000-00000005. Кроме того, заказчиком нарушен пункт 6 Правил использования каталога.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно части 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-Ф порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее КТРУ) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования каталога.
Вместе с тем подпункт "а" пункта 10 Правил формирования каталога не входит в вышеперечисленный перечень.
Согласно пункту 10 Правил использования каталога, при формировании идентификационного кода закупки, предусмотренного статьей 23 Федерального закона, код каталога указывается заказчиком в соответствии с порядком формирования идентификационного кода закупки. Вместе с тем, согласно Постановлению Правительства РФ от 06.10.2017 N 1217, вышеуказанный пункт утратил силу.
Таким образом, указание кода позиции каталога, при формировании/описании объекта закупки в извещении, документации, техническом задании является правом, а не обязанностью заказчика.
Пунктом 6 Правил использования каталога установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно письменным пояснениям заказчика, при внесении в извещение о закупке сведений об объекте закупки под N 1 "Салфетки дезинфицирующие" Контрактной службой Поста был использован код КТРУ 20.20.14.000-00000007, поскольку характеристики, касающиеся формы выпуска закупаемого товара (салфетка) и единицы его измерения (упаковка), соответствовали характеристикам подлежащего закупке товара, указанным в заявке на закупку (техническом задании).
Вместе с тем, при внесении в извещение о закупке сведений об объекте закупки под N 2 "Антисептическое средство для рук" была установлена невозможность применения для описания объекта закупки кода КТРУ 20.20.14.000-00000005, поскольку данная позиция в настоящее время не содержит в себе характеристик товара, требуемого к поставке Посту, а именно: единица измерения в КТРУ обозначена как "Литр, кубический дециметр", при том, что Посту требовалась поставка данного средства с фасовкой по 100 мл с типом дозатора "спрей", в связи с чем, Контрактной службой Поста было принято решение о внесении в извещение информации о закупаемом товаре в соответствии с кодом ОКПД2 и осуществлении описания данного объекта закупки по правилам, установленным статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в связи с чем, посредством функционала ЕИС был установлен признак "В КТРУ отсутствует необходимая позиция, использовать наименование товара, работы и услуги по ОКПД2".
Кроме того, при внесении в извещение о закупке и сведений об объекте закупки под N 3 "Дезинфицирующее средство для обработки поверхностей" также была установлена невозможность применения для описания объекта закупки кода КТРУ 20.20.14.000-00000005, поскольку данная позиция в настоящее время не содержит в себе характеристик товара, требуемого к поставке Посту, а именно: форма выпуска в КТРУ обозначена как "жидкость", при том, что Посту требовалась поставка данного средства в форме жидкого концентрата, в связи с чем, Контрактной службой Поста вновь было принято решение о внесении в извещение информации о закупаемом товаре в соответствии с кодом ОКПД2 и осуществлении описания данного объекта закупки по правилам, установленным статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в связи с чем, в данной ситуации также посредством функционала ЕИС был установлен признак "В КТРУ отсутствует необходимая позиция, использовать наименование товара, работы и услуги по ОКПД2".
Обоснование к объекту закупки было установлено Заказчиком в свободной форме в виде указания необходимых ему технических требований к товару.
На данный момент законодательством Российской Федерации не предусмотрена форма обоснования внесения дополнительных характеристик в описание объекта закупки, в связи с чем, Заказчик вправе разместить такое обоснование в свободной форме.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, установленное Заказчиком требование об отсутствии дезинфицирующего средства в реестре медицинских изделий носит избыточный характер и формирует узконаправленных поставщиков, что приводит к ограничению конкуренции.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу,Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
При формировании технического задания Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Частью II Технического задания - "Спецификация на поставку товара" установлены требования на поставку товаров, с учетом потребности Заказчика.
Заказчик закупает антисептические и дезинфицирующие средства "для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей", при этом данные средства не должны быть медицинскими изделиями, содержащими антисептические и дезинфицирующие препараты, также классифицируемые в коде ОКПД 2 20.20.14.000 согласно постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и подлежащими регистрации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 (Письмо ФАС России от 15.02.2017 N РП/9150/17). На рынке Российской Федерации присутствует значительное количество производителей и продавцов антисептических и дезинфицирующих средств "для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей"
Комиссия Калужского УФАС России также обращает внимание заявителя жалобы на то обстоятельство, что предметом электронного аукциона являлось право на заключение государственного контракта на поставку, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Также, Комиссия Калужского УФАС России установила, что на участие в Аукционе было подано 8 заявок, что свидетельствует об обеспечении конкуренции и возможности осуществить поставку необходимого Заказчику товара в соответствии с требованиями аукционной документации.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "ИНТЕРБИОМЕД" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 28 апреля 2021 г. N 040/06/64-389/2021 (ключевые темы: государственные и муниципальные нужды - антимонопольный орган - доверенность - техническое задание - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2021