Резолютивная часть решения оглашена "26" апреля 2021 года. В полном объеме решение изготовлено "29" апреля 2021 года.
при участии посредством видеоконференцсвязи: представителей заказчика - МКУ "Управление капитального строительства города Калуги" <_> (паспорт, доверенность), <_> (паспорт, доверенность), представителей уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области <_> (паспорт, доверенность), <_> (паспорт, доверенность), заявителя - ИП <_> (паспорт), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу N040/06/64-392/2021 ИП <_> по существу, установила: |
20.04.2021 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ИП <_> на положения аукционной документации заказчика - МКУ "Управление капитального строительства города Калуги" при проведении электронного аукциона (номер извещения на официальном сайте 0137200001221001470), предметом которого является выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Памятник, сооруженный в честь 600-летия г.Калуги", расположенного по адресу: Калужская область, г.Калуга, ул.Гагарина (реставрация и приспособление под современное использование).
Заявитель полагает, что аукционная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Заказчиком, уполномоченным органом представлены пояснения по существу доводов жалобы Заявителя, в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия Заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 13.04.2021 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0137200001221001470, предметом которого является выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Памятник, сооруженный в честь 600-летия г.Калуги", расположенного по адресу: Калужская область, г.Калуга, ул.Гагарина (реставрация и приспособление под современное использование) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляет 29 909 392,60 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 21.04.2021 08:00.
Заказчиком по указанному аукциону выступало МКУ "Управление капитального строительства города Калуги".
2. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническомрегулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, в аукционной документации отсутствует требование по наличию в лицензии участника закупки вида работ по реставрации, консервации и воссозданию произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Порядок лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Постановление N 349). Указанным Постановлением N 349 утвержден перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В пункте 17.1 аукционной документации установлены требования к участникам закупки, в соответствии с которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки установлена необходимость наличия лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
3. Реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем.
4. Реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей.
6. Реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора.
7. Реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней.
11. Ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Требование по наличию лицензии на реставрацию, консервацию и воссозданию произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства не было установлено к участникам закупки по следующим причинам:
- Аукционная документация не предусматривает работ по консервации и воссозданию, как произведений скульптуры, так и иных элементов объекта культурного наследия;
- Закупка предусматривает комплекс работ по сохранению объекта культурного наследия с приспособлением последнего под современное использование, включающим локальные работы по реставрации его отдельных элементов.
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон 73-ФЗ) сохранение объекта культурного наследия - это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с положениями Закона 73-ФЗ, приспособление объекта культурного наследия для современного использования - это научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
Таким образом, законодательно установленное понятие "приспособление под современное использование" также включает "реставрацию" отдельных элементов объекта культурного наследия. При этом законодатель выделил в качестве существенного критерия приспособления цель проводимых работ - это создание условий для современного использования объекта культурного наследия в рамках достижения которой не исключена и реставрация.
В соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства в п. 17.1 аукционной документации заказчиком было установлено требование о наличии лицензии на ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с заданием на производство работ по сохранению объекта культурного наследия N19-Р от 30.10.2020 (пункт 3), научно-проектной документацией (шифр 120-18-2020/01), согласованной письмом Управления по охране объектов культурного наследия от 22.04.2021 N10/682-21 актом государственной историкокультурной экспертизы от 18.03.2021 (листы акта N5, 12-14), являющимися неотъемлемой частью аукционной документации, работы предполагаемые к производству на объекте культурного наследия регионального значения "Памятник, сооруженный в честь 600-летия г. Калуги", расположенного по адресу: Калужская область, г. Калуга, ул. Гагарина в своей совокупности и с учетом своих целей является приспособлением под современное использование с ремонтом и реставрацией отдельных элементов памятника.
Кроме того, в ответ на запрос Калужского УФАС России от 22.04.2021 г. N02/4225 Управление по охране объектов культурного наследия Калужской области (далее - Управление) представлены письменные пояснения (от 26.04.2021 г. N10/944-21), согласно которым:
В рамках проекта реставрации и приспособления объекта для современного использования проектными решениями предусмотрены следующие виды ремонтных работ:
1. По гранитному барельефу с изображением Циолковского:
- локальный ремонт оштукатуренных поверхностей барельефа с дальнейшей окраской;
- очистка гранитного барельефа мягкими щетками;
- расшивка швов барельефа с дальнейшим устройством затирки швов;
- флюатирование гранитных поверхностей барельефа.
2. По бронзовым барельефам:
- локальный ремонт оштукатуренных поверхностей постаментов барельефов с дальнейшей окраской;
- расчистка;
- полировка;
- обеспыливание и обезжиривание;
- окраска эмалью.
3. По бронзовому скульптурному изображению на стеле:
- очистка мягкими щетками от следов патины, вызванных воздействием окружающей среды.
Работы по реставрации, консервации и воссозданию произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства данным проектом не предусмотрены.
На основании вышеизложенного, с учетом представленных в материалы дела документов и письменных пояснений, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что доводы жалобы не находят своего подтверждения и признаются необоснованными.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
Признать жалобу ИП <_> необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
Чуриков М.А. |
Члены комиссии: |
___________________ |
Дорогова О.А. |
|
___________________ |
Васильев А.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 29 апреля 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2021