Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ООО "Приоритет" (далее - Заявитель);
в отсутствие представителей:
Администрация Невского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
ГБОУ СОШ N 557 Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик) надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 12965-ЭП/21 от 15.04.2021) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку компьютерного оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях Невского района Санкт-Петербурга в 2021 году в рамках реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (извещение N 0172200004721000057) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 31.03.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004721000057. Начальная (максимальная) цена контракта - 15 195 200,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Из письменных возражений следует, что Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 21.04.2021 Комиссией УФАС в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии УФАС объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 22.04.2021.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Анализ аукционной документации показал, что Заказчиком установлены в том числе следующее требование к товару Ноутбук 26.20.11.110-00000140:
Контент "МЧС профилактика" - Контент представляет анимированные мультипликационные фильмы по безопасному поведению (более 50 шт.) в различных ситуациях и не анимированные плакаты по безопасному поведению (более 40 шт.);
Контент "Символы России" - Информационный модуль, раскрывающий информацию о государственном флаге, гимне, гербе РФ. Запуск модуля сопровождается последовательной сменой государственных символов. О каждом символе содержится информация об истории его возникновения и предназначении. Гимн представлен текстом и звуковой дорожкой. Общая продолжительность работы контент-модуля не менее 3 минут;
Контент "День в истории" - Контент представлен в виде законченных информационных блоков (изображений), предназначенных для трансляции в образовательных учреждениях. Полный размер информационного блока не менее 1920x1080 пикс. Информационное наполнение составляет более 40% площади блока. Блок содержит в оформлении элементы брендирования, представленного местом для логотипа учреждения и заголовка, который раскрывает его назначение. Количество информационных блоков на каждый день года от 4, общее количество годовых информационных блоков более 2000 шт. Каждый информационный блок содержит описание события и иллюстрацию, соответствующую тематике события;
Памятка "Полезные ссылки" - Перечень ссылок по проекту "Цифровая образовательная среда".
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель стороны Заказчика (Уполномоченного органа) не смог должным образом возразить в части определения показателя "контент" при описании ноутбука как поставляемого товара.
Таким образом, Комиссией УФАС усматривает в действия Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33 (п. 1 ч.1 ст. 64) Закона о контрактной системе, выразившиеся в установление требований, не позволяющих определить потребность Заказчика именно в товарах.
Комиссия УФАС констатирует, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
При это, Комиссия УФАС отмечает, что в виду вышеуказанного нарушения в части описания объекта закупки, нет достаточных оснований для признания остальных доводов жалобы обоснованными.
Следователь в целом жалоба признана обоснованной частично.
Комиссией УФАС принято решение не выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения, в связи ранее выданным по данной закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 33, 59, 64, 66, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Приоритет" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 33 (п. 1 ч.1 ст. 64) Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать в связи с его выдачей по ранее рассмотренному делу.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика и членов его аукционной комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 апреля 2021 г. N 44-1880/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2021