В связи с поступившими материалами дела N 44-1718/21 от 14.04.2021 в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Психиатрическая больница N 1 им. П.П. Кащенко" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Реформ Консалт" (далее - Заявитель) по доверенности;
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку картриджей для копировальной техники (извещение N 0372200094421000078).
Адрес проверяемой организации: 188357, Ленинградская обл., Гатчинский район, с. Никольское, ул. Меньковская, д. 10
Место проведения Инспекции УФАС: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 10.03.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200094421000078.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 033 604,00 рублей.
Заявитель в обращении утверждает, что при проведении указанной закупки к нему, как к победителю аукциона, при заключении контракта неправомерно были применены положения Приказа Минфина России N 126н от 04.06.2018 г., поскольку, по мнению Заявителя, невозможно предложить к поставке товар российского производства, соответственно, положения приказа не могут быть примененными.
Информация, изложенная в обращении, пояснения сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Инспекция УФАС установила, что на участие в аукционе была подана 14 заявка, 12 из которых были допущены к участию в аукционе (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.03.2021 N0372200094421000078/1). Товары, соответствующие требованиям заказчика, были предложены ими в первых частях заявок.
Один участник предложил к поставке товар, страной происхождения которого указал Россию.
Аукцион состоялся 26.03.2021. В уставленные законом сроки комиссия заказчика рассмотрела вторые части заявок участников указанного аукциона (протокол подведения итогов электронного аукциона от 26.03.2021 N0372200094421000078/3). Данный протокол включает следующий пункт:
5. Признать, в соответствии с ч.10 ст.69 ФЗ N44-ФЗ, победителем электронного аукциона участника аукциона ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РЕФОРМА КОНСАЛТ", заявке которого присвоен номер 158, с правом заключения договора - Поставка картриджей для копировальной техники, по цене сниженной на 15 процентов от предложенной победителем аукциона, во исполнение Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N126 н, что составляет 1 175 411 рублей 45 копейки (один миллион сто семьдесят пять тысяч четыреста одиннадцать рублей 45 копеек).
Победитель аукциона - ООО "Реформ Консалт", указал в Декларации участника электронного аукциона, содержащая указание (декларирование) страны происхождения поставляемого товара Российскую Федерацию, Китай (КНР), Вьетнам.
Инспекция УФАС, проанализировав заявки участников аукциона, установила, что одна заявка участника аукциона (принявших участие), указала (задекларировали) страну происхождения товара "Российская Федерация".
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе принято постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), которым утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к данному приказу.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является поставка электротехнических товаров.
Товары, являющиеся объектом закупки включены в Перечень Постановления N 878 и приложение к Приказу N 126н, следовательно, при осуществлении закупки N 0372200094421000078 подлежат применению положения Постановления N 878 и Приказа N 126н.
Извещением об осуществлении закупки и документации N 0372200094421000078 установлены ограничения в соответствии с Постановлением N 878 и условия допуска в соответствии с Приказом N 126н.
Пунктом 1.3 Приказа N 126н установлено, что 1.3. При проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
При этом, в соответствии с подпунктом 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
Таким образом, для целей применения Приказа N 126н достаточным является декларирование в заявке участника страны происхождения товара.
Пунктом 3 Постановления N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
При этом, согласно пункту 3 Постановления N 878 подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
Таким образом для целей применения Постановления N 878 участнику закупки необходимо продекларировать страну происхождения товара и указать номера реестровой записи продукции из соответствующего реестра.
Согласно части 9 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе должен содержать сведения о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров российского происхождения в случае, если документацией об электронном аукционе установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
При этом, установлено, что заявки, содержащие предложения о поставке товара полностью происходящего из России, не содержала указания номера реестровой записи продукции из соответствующего реестра в составе второй части заявки.
Таким образом, заявки на участие в аукционе не содержали всей необходимой информации и сведений для применения пункта 3 Постановления N 878 и содержали необходимую информацию (декларация страны происхождения товара) для применения пункта 1.3 Приказа N 126н.
Учитывая изложенное, действия заказчика, направившего победителю, предложившему к поставке товар иностранного происхождения, проект контракта со снижением цены на 15%, при наличии участника аукциона, предложившего товар российского производства соответствуют требованиям законодательства.
Относительно доводов Заявителя о том, что информация о происхождении товаров в составе заявок других участников аукциона (задекларировавших страну происхождения РФ) является недостоверной, Инспекция УФАС России поясняет следующее:
Рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе осуществляется на основании статей 67 и 69 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
В соответствии с подпунктом 1.7. При исполнении контракта на поставку товаров, указанных в Приложениях, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в Приложениях, будет являться государство - член Евразийского экономического союза.
На этапе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе у комиссии Заказчика нет доставочных оснований для отклонения Заявок с указанием страны происхождения РФ.
В указанных обстоятельствах, Инспекция УФАС не находит оснований для признания доводов Заявителя обоснованными.
Учитывая изложенное, Инспекция УФАС, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать в действиях Заказчика и аукционной комиссии Заказчика отсутствие нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 апреля 2021 г. N 11-46/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2021