Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС):
с участием представителей Администрации МО МО Светлановское (далее - Заказчик):; ООО "Ивент Лайк" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 12220-ЭП/21 от 09.04.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению праздничных мероприятий, посвященных 76-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне для жителей, проживающих на территории МО Светлановское (извещение N 0172300003921000007) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 25.03.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300003921000007. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 469 296, 67 рублей.
В жалобе ООО "Ивент Лайк" указывает на нарушения, выразившиеся в утверждении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", в том числе, могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "качество товаров (качество работ, качество услуг)", следовательно, в случае использования такого показателя, документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией.
В соответствии с пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В рамках спорного показателя конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки:
15.4.1 Значение показателя "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по количеству контрактов (договоров))" определяется следующим образом:
Для оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по количеству контрактов (договоров))" установлена шкала предельных величин значимости показателя оценки (Таблица N1). Определение количества баллов будет определяться по соответствию заявки условиям, установленным в столбце "Значение показателя", при соответствии которому начисляется балл, указанный в столбце "Количество присуждаемых баллов".
Таблица N 1
Уровень шкалы Значение показателя Количество присуждаемых баллов
а) Документы не представлены и/или не соответствуют уровню шкалы б) и уровню шкалы в) 0 баллов
б) Представлены сведения о наличии от 10 (десяти) до 20 (двадцати) включительно, надлежаще исполненных контрактов (договоров) с государственными (муниципальными) заказчиками на оказание услуг по организации и проведению праздничных, досуговых, спортивных, тематических культурно-массовых и массовых мероприятий, аналогичных предмету конкурса, за период с 01.01.2015 по 31.12.2020, с ценой одного контракта (договора) не менее 50% (пятидесяти процентов) начальной максимальной цены по настоящему открытому конкурсу в электронной форме, из которых 5 (пять) и более надлежаще исполненных контрактов (договоров) с государственными (муниципальными) заказчиками на оказание услуг по организации и проведению праздничных, досуговых, спортивных, тематических культурно-массовых и массовых мероприятий, аналогичных предмету конкурса, за период с 01.01.2015 по 31.12.2020, с ценой одного контракта (договора) не менее 100% (ста процентов) начальной максимальной цены по настоящему открытому конкурсу в электронной форме. 50 баллов
в) Представлены сведения о наличии от 21 (двадцати одного) и более надлежаще исполненных контрактов (договоров) с государственными (муниципальными) заказчиками на оказание услуг по организации и проведению праздничных, досуговых, спортивных, тематических культурно-массовых и массовых мероприятий, аналогичных предмету конкурса, за период с 01.01.2015 по 31.12.2020, с ценой одного контракта (договора) не менее 50% (пятидесяти процентов) начальной максимальной цены по настоящему открытому конкурсу в электронной форме, из которых 10 (десять) и более надлежаще исполненных контрактов (договоров) с государственными (муниципальными) заказчиками на оказание услуг по организации и проведению праздничных, досуговых, спортивных, тематических культурно-массовых и массовых мероприятий, аналогичных предмету конкурса, за период с 01.01.2015 по 31.12.2020, с ценой одного контракта (договора) не менее 100% (ста процентов) начальной максимальной цены по настоящему открытому конкурсу в электронной форме. 100 баллов
Количество баллов, присуждаемых по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по количеству контрактов (договоров))" определяется по формуле:
НЦБi= КЗ х Ki
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Ki- значение в баллах, присвоенных по предложению участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.
По данному показателю оценивается опыт оказания услуг сопоставимого характера и объема: общее количество надлежаще исполненных контрактов (договоров) с государственными (муниципальными) заказчиками на оказание услуг по организации и проведению праздничных, досуговых, спортивных, тематических культурно-массовых и массовых мероприятий, аналогичных предмету конкурса, за период с 01.01.2015 по 31.12.2020, с ценой одного контракта (договора) не менее 50% (пятидесяти процентов) начальной максимальной цены по настоящему открытому конкурсу в электронной форме.
Под понятием государственные (муниципальные) заказчики подразумеваются региональные органы исполнительной власти (Комитеты, администрации районов), федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения, местные администрации муниципальных образований, бюджетные учреждения, казенные учреждения и т.п.
К мероприятиям, аналогичным предмету конкурса, не относятся: выставки, форумы, конгрессы, ярмарки, митинги, демонстрации, шествия, карнавалы, исторические реконструкции, услуги по техническому обеспечению праздничных, культурно-массовых и массовых мероприятий.
Надлежаще исполненным контрактом (договором) считается контракт (договор), обязательства по которому, в соответствии с его условиями, полностью исполнены участником, отсутствуют судебные разбирательства или решения, вынесенные не в пользу участника, отсутствуют неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору (контракту).
Контракты (договоры), которые исполнены не в период с 01.01.2015 по 31.12.2020, и/или по которым на момент проведения настоящей закупки идут судебные разбирательства, и/или существуют судебные решения, принятые не в пользу участника, и/или присутствуют неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту (договору), и/или с ценой одного контракта (договора) менее 50% (пятидесяти процентов) начальной максимальной цены по настоящему открытому конкурсу в электронной форме, не будут учитываться при расчете баллов.
Для подтверждения наличия у участника конкурса опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема участник заполняет форму "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по количеству контрактов (договоров))" (приложение N 1 к специальной части) и подтверждает указанные сведения .
Сведения, указанные в форме "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по количеству контрактов (договоров))", должны подтверждаться входящими в состав заявки участника следующими документами: копиями контрактов (договоров) со всеми приложениями, дополнениями, изменениями, копиями актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) к ним, копиями товарных накладных к ним (при наличии), а также скриншотами вкладок "Информация о контракте" и "Информация о платежах и объекте закупки" из карточки соответствующего контракта, находящегося в едином реестре государственных и муниципальных контрактов, расположенного на официальном сайте http://zakupki.gov.ru (если информация о контракте (договоре) содержится на сайте).
В случае выявления в представленных документах недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производится.
Установленная Заказчиком шкала оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера (по количеству контрактов (договоров)" является не пропорциональной, поскольку из установленной Заказчиком шкалы оценки не прослеживается зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями, а именно в случае предоставления сведений о наличии о наличии от 10 (десяти) до 20 (двадцати) включительно, надлежаще исполненных контрактов (договоров) с государственными (муниципальными) заказчиками на оказание услуг по организации и проведению праздничных, досуговых, спортивных, тематических культурно-массовых и массовых мероприятий, аналогичных предмету конкурса, за период с 01.01.2015 по 31.12.2020, с ценой одного контракта (договора) не менее 50% ему присваивается 50 баллов, а в случае предоставления сведений о наличии от 21 (двадцати одного) и более надлежаще исполненных контрактов (договоров) с государственными (муниципальными) заказчиками на оказание услуг по организации и проведению праздничных, досуговых, спортивных, тематических культурно-массовых и массовых мероприятий, аналогичных предмету конкурса, за период с 01.01.2015 по 31.12.2020, с ценой одного контракта (договора) не менее 50% (пятидесяти процентов) начальной максимальной цены по настоящему открытому конкурсу в электронной форме, из которых 10 (десять) и более надлежаще исполненных контрактов (договоров) с государственными (муниципальными) заказчиками на оказание услуг по организации и проведению праздничных, досуговых, спортивных, тематических культурно-массовых и массовых мероприятий, аналогичных предмету конкурса, за период с 01.01.2015 по 31.12.2020, с ценой одного контракта (договора) не менее 100% (ста процентов) начальной максимальной цены ему присваивается 100 баллов.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении непропорциональной шкалы оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера (по количеству контрактов (договоров)", а довод жалобы признается обоснованным.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении довода жалобы N 3 и довода N 2.1 жалобы.
Относительно довода 2.2 жалобы, касаемо порядка оценки по показателю "Шкала оценки по показателю "Квалификация профессионального режиссера-постановщика, предлагаемого участником для оказания услуг".
Пунктом 15.4.3 критериев оценки заявок предусмотрен следующий перечень документов для получения наивысшего балла по критерию:
Представлены сведения о предлагаемом профессиональном режиссере-постановщике для оказания услуг по предмету контракта и представлены подтверждающие документы:
- копия трудовой книжки или выписки из электронной трудовой книжки, или копия трудового договора, или копия договора намерения, заключенного между участником конкурса и предлагаемым профессиональным режиссером-постановщиком для оказания соответствующих услуг по предмету контракта;
- копия(и) диплома(ов) о высшем образовании и приложения к ним, подтверждающие наличие высшего профессионального режиссерского образования;
- документы, подтверждающие членство режиссера-постановщика в не менее, чем трех творческих общественных организациях, в том числе документы, подтверждающие членство режиссера-постановщика в правлении не менее чем одной из них;
- документы, подтверждающие награждение режиссера-постановщика не менее чем пятью ведомственными и межведомственными наградами и/или знаками отличия, а так же медалью лауреата одного из гуманитарных фондов и не менее чем двумя благодарностями министра одного из министерств Российской Федерации;
- документы, подтверждающие, что режиссер-постановщик является лауреатом всероссийских конкурсов и стипендиатом министерства культуры Российской Федерации;
- документы, подтверждающие опыт работы режиссера-постановщика по специальности не менее 20 (двадцати) лет.
Изучив вышеуказанный порядок оценки, Комиссия УФАС пришла к выводу, что конкурсная документация содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю) и инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
В данной части конкурсная документация содержит исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателям), при этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности выявления лучших условий исполнения контракта на основании спорного порядка оценки Заявителем не представлено.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе, а также Правила не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подтверждающих соответствие, следовательно данный довод жалобы является необоснованным.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ивент лайк" обоснованной в части доводов относительно установления непропорциональной шкалы оценки заявок.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика и членов конкурсной комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 апреля 2021 г. N 44-1933/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2021